Меню

Вариации на женскую тему

24.04.2017 18:00 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
В Новом художественном театре готовят чисто женский спектакль: автор, режиссер, исполнитель – представительницы слабого или же прекрасного пола (кому как нравится). Мотив задала драматург Нина Мазур, идею подала режиссер Римма Щукина, воплощение представла актриса Ксения Бойко  21 апреля.
Вариации на женскую тему


Бенефис на два полюса


НХТ никогда не гнался за количеством постановок, здесь предпочитают работать, как говорится, с чувством, толком, расстановкой. Идея женского моно зародилась давно.

- Года три назад, - уточняет режиссер-постановщик. – Я нашла пьесы в интернете, они сразу привлекли внимание, взгляд и позиция автора показались мне очень близки. И потом, когда мы с Ниной Зиновьевной встречались, обсуждали, я даже удивилась, насколько точно они в меня «попали», что укрепило мое решение.

В основе новой работы сразу две пьесы Нины Мазур - «Медея» и «Ночь с Джакоминой». Их объединяет общая тема - бытия женщины в мире. Сюжет первой отсылает зрителей к античности, вторая происходит в эпоху Возрождения. Второе название спектакль «От Еврипида до Боккаччо».

- Первоначально я хотела делать полнометражный спектакль, который бы объединил три женские истории – Медеи, леди Капулетти и Джакомины. Они были выдержаны в трех жанрах – трагедии, драмы и комедии, соответственно играть должны были три актрисы, - рассказывает Римма Георгиевна. - Но так получилось, что одна из наших ведущих актрис уехала, и я решила оставить два крайних полюса – трагедию и комедию.

- Но для русского театра более привычна драма.

- Правильно. С трагедией в чистом виде мы редко соприкасаемся, может быть потому, что у нас другой менталитет, темперамент. Анна Маньяни – вот яркий пример трагедийной актрисы. У нас больше смешанных жанров: трагикомедия, трагифарс. Поработать с чистыми жанрами редко удается, но это и интересно. А для актрисы – это прекрасная бенефисная роль.

- И к тому же сложная и ответственная..

- Вы даже не представляете насколько сложная. Во-первых, спектакль идет без антракта, у актрисы нет времени перепрыгнуть из одного жанра в другой. Во-вторых, в спектакле много хореографии, практически две трети первой части, «Медеи», застроены на современной хореографии. Мы пригласили на постановку Артема Сущенко, хореографа из труппы Ольги Поны, чтобы он нам помог с пластическим рисунком. И Ксюше пришлось нелегко, она ведь все-таки драматическая актриса, а не танцовщица.

Новый Художественный театр Челябинска готовит 21 апреля сыграет премьеру моноспектакля «Страсти Медеи, проделки Джакомины (От Еврипида до Бокаччо)». В основе постановки сразу две пьесы Нины Мазур - «Медея» и «Ночь с Джакоминой». Обе роли исполняет одна из ведущих актрис Нового Художественного театра Ксения Бойко, получившая приз «За лучшую женскую роль» на последнем областном фестивале «Сцена-2016».


Оспорить Еврипида


Предназначение человека, осознание себя в этом мире – вечные темы на все времена, к тому же вполне в духе НХТ.

- «Что такое я?», «для чего живу в этом мире?» - эти философские вопросы рассматриваются с точки зрения женщины. И потом, главный вопрос: что такое современная женщина? Мы пытаемся найти ответ, отталкиваясь от исторического материала, - объясняет собеседница. – Вообще, рискну сказать, что женская тема даже более многогранна, в нашем спектакле героиня предстает еще и как мать: Медея, которая согласно версии Еврипида, убивает своих детей, леди Капулетти, которая переживает за дочь, и Джакомина, которая тоже ведет диалог с дочкой. Связь матери со своим ребенком чрезвычайно важна.

- Медея явно выбивается из этой троицы, ведь она – единственная, которая приносит своих детей в жертву собственным страстям.

- Вот это как раз все придумал Еврипид, в другом варианте мифа этого нет, и на этом, кстати, строится пьеса Мазур. Автор спорит с предшественником, утверждает, что мать не могла так поступить со своими детьми. И в пьесе, актриса, репетируя роль Медеи, в финале отказывается от убийства. Это дает нам возможность сделать переход ко второй истории. Героиня начинает по ходу дела придумывать другую историю, и превращается в полную противоположность Джакомину – персонаж жизнерадостный и жизнелюбивый.

НХТ.Джакомина.jpg

Без амплуа, но с импровизацией


Разыграть двойную карту предстоит Ксении Бойко. Кстати, на последнем областном фестивале «Сцена-2016» жюри по достоинству оценило дар комической актрисы – Ксения получила приз «за лучшую женскую роль» в спектакле «Женская гримерка».

- Для Ксюши – это первая роль трагического плана, - констатирует режиссер. – Но я уверена, что она справится, она очень глубокая актриса.

Надо отдать должное артистам НХТ – это универсальные солдаты, для которых не существует жанровых преград.

- У нас в театре вообще никогда не было понятия «амплуа», - пожимает плечами Римма Георгиевна. – Сейчас другое время, другие пьесы, зачем придерживаться старых принципов? Достаточно здравого смысла – никто не поставит на роль Джульетты какую-нибудь толстуху, если это, конечно, не фарс.

- Насколько возрастает роль актера в моноспектакле?

- Не думаю. Все равно существует жесткий режиссерский рисунок, за который исполнитель не должен выходить.

- Но в ваших спектаклях большую роль играет свободная импровизация.

- Мы всегда приветствуем актерскую свободу . Здесь это тоже возможно, особенно во второй части, в первой конструкция более жесткая за счет хореографии.

- С учетом того, что многие театры вынуждены искать малобюджетные варианты для постановок, возможно, это будет первый, но не последний моноспектакль в репертуаре?

- Вы знаете, у нас все проходит демократично. Если кто-то из актеров вдохновится и принесет заявку, эта заявка будет интересной и убедительной – почему бы и нет?

Фестивальная гастроль


Разговор о грядущей премьере продолжится в кабинет художественного руководителя НХТ.

- Пьеса любопытная, с интересом ждем премьеры, - Евгений Гельфонд признается, что сам еще не видел окончательного варианта. – Я очень надеюсь и рассчитываю на Ксюшу, что работа получится удачной.

- Моножанр не самый любимый у публики..

- Да, для Челябинска это не слишком распространенное явление, хотя как мы видим, по тому же фестивалю «CHELоВЕК ТЕАТРА», этот жанр становится все более востребованным. У нас в репертуаре есть небольшой спектакль на двух актеров, он идет уже больше года, и публика его хорошо принимает. Надеюсь, это же произойдет и с премьерной работой.

- Чем займется труппа после премьеры?

- Будем репетировать. В работе несколько спектаклей, но показывать будем уже в следующем сезоне, прибережем к юбилею, - улыбается худрук. – Откроемся премьерой спектакля "Рождество в доме Купьелло" по одноименной пьесе Эдуардо де Филиппо. Потом сделаем ретроспективный показ, поскольку сезон грядет юбилейный, и в ноябре будет еще одна премьера - «Прибайкальскую кадриль». Над постановкой работает Евгения Зензина, у нее уже были режиссерские опыты, но это будет первая большая работа.

- Закрываетесь в мае и – на отдых?

- Ну уж нет. Практически целый месяц будем фестиваль. 27 мая на чеховском фестивале в Мелихово мы представляем спектакль «Любите меня. Диагноз», 30 мая мы участвует в областном фестивале «Сцена», покажем спектакль в Верхнем Уфалее. В первых числах июня мы едем в Астану с премьерой нынешнего сезона, спектаклем «Гроза». И 20 июня нас пригласили на фестиваль «У Троицы», который пройдет в Сергиевом Посаде, хотят, чтобы мы показали «Бесов».

- Последний вопрос: очень хочется знать, каким будет новый «CHELоВЕК ТЕАТРА», кого из гостей ждете?

- Однозначно: фестиваль будет интересным. Сейчас ведем переговоры с Эмиром Кустурицей. Переговоры затяжные, сложные, но если он согласится – это будет грандиозно.