Дизайнерский рай Сергея Сафьянова
03.05.2017 17:15 - автор
Виктория ОЛИФЕРЧУК
На вернисаж Сергея Сафьянова бегу, перепрыгивая ступеньки, по причине нетерпения и опоздания: шум толпы уже переливается за бортики второго этажа, свой голос пробует микрофон. Последний лестничный пролет еще перекрывает партер, но взгляд уже выцепил поверх гуляющих голов знакомый с института сюжет - Игорь Ефремов, закутанный в веревку, на афише «Фортинбрас спился». Зависаю на краю ступеньки – тектонический сдвиг сознания потребовал перезагрузки. Разворачиваюсь на каблуках – иду лицезреть работы.
Фото предоставлено музеем.
Их на выставке много, около ста, ретроспектива длиною в тридцать лет – плакаты и театральные афиши. Первая «Камерата»: полосатая бабочка, одетая задом наперед, бритый затылок – дерзкая идея завести собственный фестиваль, вопреки здравому смыслу. «Театральные опыты» (которые в свое время проводил «Манекен»): нос, высунутый из-за занавеса и перепуганный взгляд
- Такой талант…. Нам такие парни нужны…. Это наш человек, - в сознание вторгались микрофонные реплики.
Некоторые театральные опусы оказались удивительно знакомы, сказывается театральное прошлое. «Шинель» большими буквами, а сбоку скромно «№5», вполне по-гоголевски, вот и Николай Васильевич тихо посмеивается в левом углу, на пару с Медузой Горгоной.
Румяный абрикос с нимбом на фоне небесной лазури – афиша к спектаклю «Абрикосовый рай». По фруктовому боку карабкается тройка гусеничек – даже в раю бывают свои неприятности.
- Это шедевр, шедевр! – уши вытягиваются в сторону средоточия микрофонного действа. – Для автора абсолютно не важно, о чем будет спектакль. Он делает свой – на афише, - вещает искусствовед Ирина Духина.
Для пристрастного зрителя это всегда было высшей математикой – как можно сделать афишу для спектакля, которого еще никто не видел. Когда даже сам режиссер не знает, каким он будет, новый спектакль? Предвидеть, предвосхитить, предугадать, иногда – да, создать свой спектакль, который может даже оказаться ярче готового продукта.
Сергей Сафьянов для пристрастного зрителя, журналиста поневоле, был более привычен в другой обстановке, как дизайнер издательства «Каменный пояс» и «Челябинского рабочего». Вернисаж стал неким открытием, впрочем, как и для других гостей.
— Для нас эта выставка стала совершенно неожиданным событием, - признался и директор исторического музея Владимир Богдановский. - Мы знали Сергея, как прекрасного дизайнера. А он, как настоящий музейщик, много лет хранил, складировал, классифицировал свои работы. И когда я их увидел, я не ожидал такого…, - (тут Владимир Иванович запнулся, ища подходящее слово), -… хулиганства, в хорошем смысле. И это здорово.
«Хулиганство», прозвучавшее от музейного мэтра, оказалось, весьма правильным словечком. Работы автора, как правило, ироничны, легки, с долей сумасшедшинки.
Галстук комсомольца, завязанный узелками на память, язык болтуна, пламенеющий, как знамя на ветру, шуруп, изогнутый зигзагом старых проблем. Сафьяновские плакаты – это не традиционные советские агитки, хотя мораль в них тоже имеется, но преподносится не лобово, а интеллигентно, эстетично и со вкусом.
- Его выставка — это целый лес идей. И каждый плакат — это абсолютная идея, сформулированная истинным художником, - восхищается Ирина Духина. - Дмитрий Быков, литератор, как-то сказал, что в России нынче есть лишь один способ выжить — стать суперпрофессионалом. Сафьянов такой и есть. В наше аморфное время, когда все подряд могут быть художниками, фотографами, дизайнерами, он просто уникальный специалист: он все знает, все понимает как и что, и все сам делает.
На удивление это первая персональная выставка автора.
- Все началось с того, что я решил распаковать антресоли, и нашел там столько старых работ! Двух афиш я, к примеру, совершенно не помню. Начал все это разбирать, и оказалось, что совсем мало проходных работ, и я тогда понял, что достаточно серьезно относился к профессии, – не без все той же иронии рассказывает автор предысторию выставки.
В названии «60x90x60» он зашифровал одновременно и стандартный размер плаката, и свой возраст. На подготовку ушел практически год жизни.
- Начинал еще в «дореволюционную» эпоху, когда компьютеров не было, и мы все делали своими ручками. 70 плакатов я вынужден был перевести в цифровой формат, а это тоже довольно большая работа, — рассказал дизайнер.
Впрочем, «скорбный труд» не пропал даром. В результате мы получили ретроспективу работ автора, а вдобавок некую хронику художественной жизни города: премьеры, фестивали, конкурсы, выставки.
- А вот этот плакат «Не откладывай на завтра» завоевал приз на молодежном конкурсе, - подсказывает коллега.
В четыре глаза пытаемся найти комментарий – увы, ничего нет. По словам организаторов, была такая идея, тем более, что многие работы дизайнеры были примечены и отмечены на разного рода конкурсах. Но сам автор тщеславию не подвержен.
Слово автора – закон. Работы, не обремененные чужим мнением и оценкой качества, сами проложат дорогу к сердцам зрителей.
- Здесь есть несколько самых настоящих шедевров. У каждого зрителя это может быть своя любимая работа. Смотрите, выбирайте, - напутствовала публику искусствовед.
Спешите, выставка продолжит работу до 10 мая.
Высшая математика
Их на выставке много, около ста, ретроспектива длиною в тридцать лет – плакаты и театральные афиши. Первая «Камерата»: полосатая бабочка, одетая задом наперед, бритый затылок – дерзкая идея завести собственный фестиваль, вопреки здравому смыслу. «Театральные опыты» (которые в свое время проводил «Манекен»): нос, высунутый из-за занавеса и перепуганный взгляд
- Такой талант…. Нам такие парни нужны…. Это наш человек, - в сознание вторгались микрофонные реплики.
Некоторые театральные опусы оказались удивительно знакомы, сказывается театральное прошлое. «Шинель» большими буквами, а сбоку скромно «№5», вполне по-гоголевски, вот и Николай Васильевич тихо посмеивается в левом углу, на пару с Медузой Горгоной.
Румяный абрикос с нимбом на фоне небесной лазури – афиша к спектаклю «Абрикосовый рай». По фруктовому боку карабкается тройка гусеничек – даже в раю бывают свои неприятности.
- Это шедевр, шедевр! – уши вытягиваются в сторону средоточия микрофонного действа. – Для автора абсолютно не важно, о чем будет спектакль. Он делает свой – на афише, - вещает искусствовед Ирина Духина.
Для пристрастного зрителя это всегда было высшей математикой – как можно сделать афишу для спектакля, которого еще никто не видел. Когда даже сам режиссер не знает, каким он будет, новый спектакль? Предвидеть, предвосхитить, предугадать, иногда – да, создать свой спектакль, который может даже оказаться ярче готового продукта.
Художественное хулиганство
Сергей Сафьянов для пристрастного зрителя, журналиста поневоле, был более привычен в другой обстановке, как дизайнер издательства «Каменный пояс» и «Челябинского рабочего». Вернисаж стал неким открытием, впрочем, как и для других гостей.
— Для нас эта выставка стала совершенно неожиданным событием, - признался и директор исторического музея Владимир Богдановский. - Мы знали Сергея, как прекрасного дизайнера. А он, как настоящий музейщик, много лет хранил, складировал, классифицировал свои работы. И когда я их увидел, я не ожидал такого…, - (тут Владимир Иванович запнулся, ища подходящее слово), -… хулиганства, в хорошем смысле. И это здорово.
«Хулиганство», прозвучавшее от музейного мэтра, оказалось, весьма правильным словечком. Работы автора, как правило, ироничны, легки, с долей сумасшедшинки.
Галстук комсомольца, завязанный узелками на память, язык болтуна, пламенеющий, как знамя на ветру, шуруп, изогнутый зигзагом старых проблем. Сафьяновские плакаты – это не традиционные советские агитки, хотя мораль в них тоже имеется, но преподносится не лобово, а интеллигентно, эстетично и со вкусом.
- Его выставка — это целый лес идей. И каждый плакат — это абсолютная идея, сформулированная истинным художником, - восхищается Ирина Духина. - Дмитрий Быков, литератор, как-то сказал, что в России нынче есть лишь один способ выжить — стать суперпрофессионалом. Сафьянов такой и есть. В наше аморфное время, когда все подряд могут быть художниками, фотографами, дизайнерами, он просто уникальный специалист: он все знает, все понимает как и что, и все сам делает.
Без комментариев
На удивление это первая персональная выставка автора.
- Все началось с того, что я решил распаковать антресоли, и нашел там столько старых работ! Двух афиш я, к примеру, совершенно не помню. Начал все это разбирать, и оказалось, что совсем мало проходных работ, и я тогда понял, что достаточно серьезно относился к профессии, – не без все той же иронии рассказывает автор предысторию выставки.
В названии «60x90x60» он зашифровал одновременно и стандартный размер плаката, и свой возраст. На подготовку ушел практически год жизни.
- Начинал еще в «дореволюционную» эпоху, когда компьютеров не было, и мы все делали своими ручками. 70 плакатов я вынужден был перевести в цифровой формат, а это тоже довольно большая работа, — рассказал дизайнер.
Впрочем, «скорбный труд» не пропал даром. В результате мы получили ретроспективу работ автора, а вдобавок некую хронику художественной жизни города: премьеры, фестивали, конкурсы, выставки.
- А вот этот плакат «Не откладывай на завтра» завоевал приз на молодежном конкурсе, - подсказывает коллега.
В четыре глаза пытаемся найти комментарий – увы, ничего нет. По словам организаторов, была такая идея, тем более, что многие работы дизайнеры были примечены и отмечены на разного рода конкурсах. Но сам автор тщеславию не подвержен.
Слово автора – закон. Работы, не обремененные чужим мнением и оценкой качества, сами проложат дорогу к сердцам зрителей.
- Здесь есть несколько самых настоящих шедевров. У каждого зрителя это может быть своя любимая работа. Смотрите, выбирайте, - напутствовала публику искусствовед.
Спешите, выставка продолжит работу до 10 мая.
В историческом музее Южного Урала открылась персональная выставка плакатов Сергея Сафьянова «60x90x60». Признанный мастер графического дизайна выставил более сотни своих работ, отражающих весь его творческий путь длиной в тридцать лет.