Меню

Встречи с провинциальными танцами

17.05.2017 12:49
Ближайший понедельник, 15 мая, рискует задержаться в памяти настоящих поклонников искусства. В Челябинск нагрянут «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга. Желающие смогут лицезреть знаменитую труппу только однажды. В Челябинск коллектив едет по приглашению коллег – челябинского театра современного танца, и везет прошлогоднюю премьеру, спектакль «Имаго-ловушка».
Встречи с провинциальными танцами


В поисках родственной души

Последнее, впрочем, не суть важно – в Челябинске «Провинциальные танцы» не показывались так давно, что любое выступление может считаться премьерным.

- Лет 10 их точно не было, а может и больше, - сомневается художественный руководитель челябинского театра современного танца Ольга Пона, по чьей инициативе соседи, наконец, решились заглянуть «на огонек».

Последние пару лет челябинцы систематично и педантично ведут просветительскую работу, регулярно приглашая в наш город «родственные» коллективы.

- У нас на Урале практически нет фестивалей, разве что единственный фестиваль «На грани», который проходит в Екатеринбурге раз в два года. Широкая публика не может увидеть срез танцевального искусства, хотя бы уральского региона. И единственный способ показать и рассказать о том, что происходит в этой сфере – это вот такие гастроли с приглашением коллег по цеху, - убеждена Ольга Николаевна.

С ее легкой руки к нам уже приезжали танцоры из Уфы, Омска и того же Екатеринбурга. Однако коллективов такого уровня, как «Провинциальные танцы», пока не было.

pona_0_0.jpg

Для несведущих: «Провинциальные танцы» - один из старейших, сильнейших и признанных коллективов, осваивающих на бескрайних просторах России стезю современного танца. На его счету сразу пять «Золотых масок». Уже это должно сподвигнуть нашего зрителя на повышенный интерес. Ну, и кроме того, партнером по спаррингу станет наш, челябинский театр современного танца, который также входит в знаменитый уральский триумвират. Два в одном: за один вечер публика увидит два лучших коллектива страны.

Аномальная зона

О феномене Уральской зоны говорят давно, и загадка многих волнует до сих пор, хотя однозначного ответа нет. Как-то так получилось, что тремя китами, на которых зиждется современный танец в России стали три уральских коллектива – балет Панфилова из Перми, «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга и челябинский театр современного танца. Все три организовались примерно в одно и то же время – в начале 90-х, развивались параллельно, получили официальный статус.

- По пальцам можно перечесть те коллективы, которые поддерживаются на государственном уровне, - продолжает худрук челябинского коллектива. - Возможно, эта поддержка не так велика, как хотелось бы, это прежде всего зарплата танцовщикам и аренда репетиционной площадки, но она позволяет нам работать системно. Остальные существуют на чистом энтузиазме. В этом отношении мы - коллеги по счастью, - улыбается Ольга Николаевна.

- И конкуренты по сцене?

- Разве в искусстве бывают соперники? – отвечает вопросом на вопрос. – Это ведь не спорт. В одной Франции коллективов современного танца около тысячи, на нашей огромной территории – десятки. В искусстве может и должно быть разнообразие, а не соревнование.

Все три коллектива прекрасно известны за рубежом. Было время, когда приходилось чаще выступать за границей, чем на родине.

- В конце 90-х начале 2000-х был взрыв интереса к России, заграничных гастролей была масса, - рассказывает балетмейстер. – Сейчас ситуация изменилась, хотя мы продолжаем гастролировать – были в Германии, приглашены в Израиль, но в целом интенсивность поездок снизилась. Это ни хорошо, ни плохо, и для меня показателем не является. Нашими выступлениями в России мы дорожим намного больше, наш зритель самый массовый и самый отзывчивый.

встречи2.jpg

Два в одном, но без сюжета

Подтвердиться это должно уже буквально на днях.

- Как восприняли ваше приглашение в «Провинциальных танцах»?

- Со всей душой. Ребята так же, как и мы, испытывают зрительский голод и недостаток средств для гастрольной деятельности. А это прекрасная возможность выехать и показать свою работу благодарным зрителям другого региона

Соседи представят прошлогоднюю премьеру «Имаго-ловушка». Отправной точкой, как написано в программке, послужили басни Эзопа, Лафонтена и Крылова, в числе которых небезызвестный шедевр «Стрекоза и муравей». Название отсылает к истории из жизни насекомых (имаго - взрослая стадия индивидуального развития насекомых), но не более того. Оживления знакомых текстов не следует ждать.

- Спектакли Татьяны Багановой (прим.худрук театра «Провинциальные танцы») даже в том случае, когда имеют литературную основу, получают очень оригинальное сценическое воплощение. Как правило, работы имеют сильный визуальный ряд, они изобретательны, да и попросту красивы, так что в любом случае это будет интересно, - комментирует Ольга Николаевна.

В качестве подсказки: вечная история мужчины и женщины, человека и социума, души и тела. Вечный цикл повторяется снова и снова, демонстрирую эволюцию отношений и чувств.

Ответным ходом челябинцев станут «Встречи». Спектакль, выпущенный в жизнь в 2015 году, попал в поле зрения экспертов «Золотой маски». Работа Ольги Поны, как и все предыдущие, лишена какой бы ни было драматургической или сюжетной основы, тем не менее повествует о многом: о встречах, которые были или могли быть, о расставаниях без прощания, об одиночестве вдвоем и в массе, усталости, ярости разочарования, последней надежде…

Имаго.jpg

Танец на Платформе

Гастрольную деятельность труппа Ольги Поны ведет и на экспорт. Недавно в Омске завершился международный фестиваль «Точка», на котором челябинцы выступали вне конкурса, в гостевой программе.

- Это уже пятый фестиваль, который проводится настоящими энтузиастами – группой «нОга» во главе с Ольгой Горобчук. Ребята выросли из любительского коллектива и в этом году впервые номинировались на «Золотую маску», - продолжает собеседница. – На фестиваль мы привезли три спектакля: «Теоретическую модель абсолютной свободы», «Беляш» и «Solo for two». Организаторы сами выбирают работы, которые хотели бы видеть, а вообще мы могли бы показать с десяток спектаклей.

- Вам удалось посмотреть коллег? Как вы оцениваете уровень работ?

- Не все, но некоторые коллективы я посмотрела. Четыре, пять дней наблюдать родственные души – это настоящий восторг. Уровень высок. Радует, что все больше людей вовлекается в процесс, что позволяет этому направлению развиваться, способствует образованию новых коллективов. К сожалению, в России фестивальное движение не настолько развито, как за границей. Это связано с материальной стороной дела – многие фестивали проводятся на чистом энтузиазме. Тот же фестиваль «На грани» проходит благодаря доброй воле директора екатеринбургского театра музкомедии, который отдает две сцены под фестиваль абсолютно безвозмездно. Организаторы приглашают труппы из-за рубежа, это настоящие подвижники.

Последний аккорд нынешнего сезона труппа Ольги Поны сыграет в Санкт-Петербурге на Национальной платформе современного танца и театра RUSSIAN LOOK- так называется форум, который пройдет в рамках XIX летнего фестиваля современного танца Open Look. Международное сообщество единомышленников увидит прошлогоднюю премьеру «ProКино».