Меню

Данил Чащин. Свой путь

22.05.2017 15:00 - автор Ирина Богданова
В марте этого года молодой московский режиссёр Данил Чащин представил в Челябинске, в академическом театре драмы имени Орлова, свою работу — спектакль «Убийца» по пьесе Александра Молчанова.
Данил Чащин. Свой путь


Постановка вызвала интерес у зрителей. И даже свершилось нечто: молодёжь устремились в академическую драму! Чтобы увидеть и оценить историю, близкую и свойственную себе. По мироощущениям. Недавно автор этих строк побывала в Москве, где встретилась с режиссёром спектакля «Убийца» в челябинской драме Данилом Чащиным. Состоялась беседа, на основе неё возник этот материал.

Данилу Чащину 28 лет, он из Тюмени. Окончил Тюменскую государственную академию культуры, искусств и социальных технологий, преподавал там же. Его педагог — Марина Владимировна Жабровец, заведующая кафедрой режиссуры и актёрского мастерства Тюменской академии культуры, заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, профессор. Сейчас Данил трудится в МХТ имени Чехова, второй год. После магистратуры в школе-студии МХАТ. Магистратуру окончил в 2016 году (мастерская режиссёра, профессора Виктора Анатольевича Рыжакова). В Московском художественном театре большой успех пришёл к поставленному Чащиным спектаклю «Лёха…». И его же спектакль «Альма и Брут» вошёл в спецпрограмму национального театрального фестиваля «Золотая маска».

О вечном вопросе

— Недавно я приезжал в Тюмень, зашёл в свой двор… Ничего не изменилось! На трубах, проходящих через двор, всё так же сидят пацанчики… Пиво Bagbier, семечки и вечный вопрос: «Есть 20 рублей? Добавь на пиво!». Как будто не было этих пятнадцати лет (моего отсутствия, — авт.)… Конечно, они постарели, кто-то отсидел, кто- то стал зависимым — от алкоголя, наркотиков. Я среди них жил. Их повадки, манеры, образ мыслей прекрасно знаю. Рос я в лихие 90-е… Эпоха перемен, пустые прилавки, криминальные разборки… Неприкаянных пацанов можно тогда было увидеть повсюду. В основном, они занимались тем, что лузгали семечки, сидя где-нибудь на трубопроводе, и цеплялись к прохожим с единственным вопросом: «Мелочь есть?». Меня, считаю, спасли от подобной участи творчество и вера в Бога. У меня сильные ангелы-хранители.

О желаниях, шансах, действиях

— Встань с трубы! Сделай над собой такое усилие! Это принцип, который меня когда-то «вытащил»: В юные годы ведь не сразу себя идентифицируешь: кто ты, что ты, с кем тебе по пути. Можно, конечно, потусить в компании, которая тебе не особо интересна… Но потом понимаешь: зачем? Тебе это надо? У тебя свой путь! Разумнее потратить время и энергию на что-то иное. Важна самоорганизация. Это тоже принцип. И ещё — согласованность твоих собственных действий с принципами духовными. Это называют духовной синегрией («синергия» в переводе с греческого: «вместе действующий». В православии под синергией понимается совместное усилие человека и Бога «в деле подвига и спасения». Человек делает максимум возможного со своей стороны, а Бог, видя его настойчивость и желание, довершает всё своей благодатью. То есть, иначе говоря, даёт ему шанс, — авт.). У меня, например, так и было!

О том, что ближе

— Из российских театральных режиссёров меня привлекает творчество художественного руководителя столичного «Гоголь-центра» Кирилла Серебрянникова, режиссёра МХТ Константина Богомолова и главного режиссёра Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета Юрия Бутусова.

А из кинорежиссёров — Ларс фон Триер и братья Коэны.

Я и сам пробую силы в кино. Недавно мой фильм «Урок на всю жизнь» получил благодарственное письмо от министра образования России.

В целом, я снял пять короткометражных фильмов. Последний, созданный в прошлом году в соавторстве с Андреем Зубовым — «*#Звездочкарешетка» получил приз фестиваля «Послание к человеку», президентом которого является Алексей Учитель. Это документальное кино о том, как большая команда из режиссёра, фотографа, стилистов, визажистов, модельеров приезжает в Тобольск, в женскую колонию строгого режима, и устраивает заключённым профессиональную фотосессию, после которой фотографии передают детям этих женщин. Но я всегда говорю: театр для меня — жена, а кино — любовница. Театр ближе.

Данил Чащин.jpg

О спектакле «Убийца»

— Появившиеся у меня друзья и знакомые из театра имени Орлова пишут мне в соцсетях, как складывается судьба спектакля «Убийца» на челябинской сцене. Он становится популярным. Зрители просят актёров с ними сфотографироваться. Плюс в прессе появилось несколько положительных отзывов и рецензий. О чём это говорит? Театру нужен был именно такой спектакль. Простой, в чём-то грустный, в чём-то весёлый, но, главное — понятный и близкий молодёжи.

По сути ведь, это обычная love-story. Так что, несмотря на некоторые «навороты»: анимацию, видео, наш спектакль несложный. Экспериментального в нём ничего нет. Здесь, в Москве, таких спектаклей можно увидеть — десятки. Но в контексте челябинского академического театра драмы он, действительно, экспериментальный… На то и был расчёт. Хотелось зрительскую аудиторию расшевелить. Потом, мне особо ничего не пришлось выдумывать. Я ж говорю: хорошо знаю таких персонажей.

… В спектакле «Убийца» в Челябинской драме занят Владимир Селиванов (Вован из телесериала «Реальные пацаны», — авт.). Надо сказать, он с энтузиазмом откликнулся на моё предложение принять участие в постановке. Владимир снялся в видеороликах, встроенных в ткань спектакля. Ещё могу отметить, что Селиванова, как киношники говорят, любит камера. Он очень раскованный, в кадре выглядит естественно, нет и намёка на «зажим»… С ним было легко и приятно работать!

Если честно, я этот спектакль пытался поставить ещё, когда находился и работал в Тюмени. Тогда не получилось. Но желание осуществить задуманное осталось.

О себе

— Я рисковый. Стремлюсь туда, где есть неожиданность. С момента, как переехал в Москву, несколько лет назад, я каждый день ходил на спектакли. Часто, когда прихожу на какой-то спектакль, через три минуты уже понимаю: как он будет развиваться. Понимаю, по каким законам художник его выстраивает… Мой театр тот, который может спокойно меня обмануть. В таком случае «я сам обманываться рад».

Сейчас я так часто в театр не хожу… В какой-то момент необходимо сказать себе: «Стоп». Частое посещение театра режиссёру вредно, оно может сбить его с собственного пути, он потеряет свою самобытность.

Мне кажется, мои спектакли рассчитаны на массовую аудиторию. Мне хотелось бы видеть в зрительном зале людей, которые обходят театр стороной, считая его чем-то архаичным. Хочется, чтобы они поняли: театр может говорить и о волнующих их проблемах! Театр должен работать, например, с гопниками. И не только с ними. Я не стараюсь выпускать спектакли для элиты. Я сам такой — среднестатистический. И делаю спектакли для таких же людей. У меня гамбургский счёт с самим собой, со своей профессией и со своей жизнью. Для чего ставлю спектакли — это важный для меня вопрос. Какой хочу получить резонанс в зрителях и в себе? Обнажаю какую-то боль и с ней работаю. Делаю спектакль только первые две недели. Все остальное время спектакль делает меня.

Что ещё о себе сказать… Играю на гитаре. Для себя, иногда… Ещё люблю смотреть футбол. Болею за ЦСКА. По натуре я домосед. Дома я восстанавливаю энергию. Просматриваю фильмы. Мои любимые ленты, из последних: «Ученик» Кирилла Серебрянникова, «Рай» Андрея Кончаловского и «Выживут только любовники» Джима Джармуша.

О новой постановке

— На Новой сцене МХТ имени Чехова скоро будет премьера моего спектакля «Мальва» по рассказу Горького, в рамках режиссёрской лаборатории «Горький. Проза». Этот проект приурочен к 150-летию Максима Горького. Публике в рамках проекта представляют эскизы будущих спектаклей по мотивам произведений писателя. Инсценировку выполнила современный драматург Юлия Поспелова. Художник спектакля Дмитрий Горбас. Главную роль — Мальвы — исполняет Светлана Устинова (известная по фильмам «Бумер-2», «Маршрут построен», «Холодный фронт»).

Кроме того, в спектакле заняты Артём Быстров (фильм «Дурак», сериал «Оптимисты»), Андрей Кузичев (телесериалы «Лунные поляны», «Линии судьбы», «Дети Арбата») и Олег Гаас (сериалы «Мажор», «Любимая учительница», фильмы «Дизлайк», «Кухня» и другие).

О сотрудничестве

— В январе этого года я подал заявку на участие в проекте «Театральный разъезд». Проект этот создан Гильдией театральных режиссёров совместно с Гильдией театральных менеджеров при поддержке Союза театральных деятелей РФ. Проект ориентирован на то, чтобы «поженить» молодых режиссёров и профессиональные театры. Как следствие мне предложили поставить спектакль в Челябинском академическом театре драмы имени Наума Орлова. Меня это предложение заинтересовало. Хотя, признаюсь, знакомые люди из театрального мира пугали: «Театр имени Орлова?! Челябинск?! Тебя там «сожрут»! Это произошло уже со многими… Очень консервативный настрой у этого коллектива».

Тем не менее, я приехал. Сначала просто ходил в театр, смотрел спектакли, слушал, что говорит публика. Сразу бросилось в глаза: среди зрителей почти нет молодёжи. Или пожилые люди, или школьники. Возраст от 18 до 35 практически отсутствовал. Так пришла идея: надо поставить здесь пьесу, адресованную именно молодёжной аудитории. Чтобы привлечь её в театр.

Кстати, продолжение следует. В 2018 году я вновь приеду ставить в Челябинск.



Для справки.
Данил Чащин родился в 1989 году в Тюмени. Окончил Тюменскую академию культуры, искусств и социальных технологий (кафедра режиссуры, мастерская Марины Жабровец) в 2006 году. С 2006 по 2011 год работал там же ассистентом и педагогом по актёрскому мастерству, был членом организационного комитета всероссийского театрального фестиваля «Живые лица». С 2013 по 2014 годы являлся руководителем театрального направления на молодёжной платформе «Самый центр». В 2015 — один из сорежиссёров фестиваля искусств Midsummer Night’s Dream. В 2016 окончил магистратуру Школы-студии МХАТ (мастерская Виктора Рыжакова) при Центре имени Мейерхольда (Москва). Поставил спектакли: «Хорошие новости», «Киборг,

I love you (Прокопьевский драматический театр), «В чаще», «Альма и Брут», «Жена гения» (Центр имени Мейерхольда), «Пацанские рассказы» (Канский драматический театр), «Леха…», «Мальва» (МХТ имени Чехова), «Убийца» (Челябинский драматический театр). Гран-призёр и лауреат международных, всероссийских театральных и кинофестивалей. Участник специальных программ Russian Case и «Детский weekend» Национальной театральной премии «Золотая маска». Холост. Хобби: футбольный болельщик.