Меню

Три «Т» на одной выставке

01.06.2017 10:46
Мэтру челябинской фотожурналистики Евгению Ткаченко стукнуло 80. «Самому страшно», - признался Евгений Иванович на юбилейной по такому случаю выставке. Злоупотреблять вниманием многочисленных гостей виновник торжества не стал – долгих речей не говорил, и ретроспективу за 60 трудовых лет устраивать не стал – передал эстафету наследникам по прямой, тем более, что таковые имеются. Так что на выставке зрители лицезрели сразу три Т: Ткаченко-отец, Ткаченко-сын и Ткаченко-внук.
Три «Т» на одной выставке


Верста и доминанта

- Почему? – пытаю юбиляра. – Это ведь ваш юбилей, ваш праздник.

- Это задумка такая, - терпеливо объясняет Евгений Иванович. – Проект называется «Жизнь продолжается», Андрюша на данный момент в эту тему вносит гораздо больший вклад, чем я. У меня возраст, а Андрей – активно действующий фоторепортер, и у него, как мне кажется, неплохо получается, поэтому в проекте стоит 10 избранных снимков моих, 10 Диминых (это внук Евгения Ивановича), и 40 фото Андрея, как доминанта.

10 снимков из сотен тысяч, снятых за 60 лет упорного и весьма плодотворного творчества. Зато каждый, как верста на столбовой дороге.

- «Первая планка»: после нее я почувствовал себя настоящим фоторепортером. Я послал ее на первый международный конкурс газеты «Комсомольская правда» и по окончании увидел в списке лауреатов по рабочей тематике свой снимок. Он стала ориентиром, надо было соответствовать и делать другие темы ничуть не хуже, хотя не всегда удается. Это создает стимул, возникает стремление не уступить, не опускать планку. Опять же появилась уверенность, определенность– ага, это то, что может быть оценено довольно высоко. Словом, я переступил порог, начал новый этап.

«Чем встретит целина» - тоже эпохальный кадр, и не только в творческой биографии автора, целой страны.

- Это студенты из Политехнического института, - поясняет автор. – мне очень нравятся эти открытые лица, по ним можно прочитать, о чем эти ребята думают, что чувствуют. Вот этот портрет агронома я сделал в Чебаркульском районе, и он был совсем не по той теме, по которой меня командировали. Этот кадр влип в память на всю жизнь: во взгляде этого человека, в его руках читается, что это человек от земли, он очень мудрый, знает цену жизни. С профессором Выдриным я был хорошо знаком. Это человек-легенда, который создал новую технологию прокатки. Японцы, как только узнали, тут же внедрили ее у себя.

Рабочий-человек-(монтажник-Владимир-Зубцов).jpg

Рабочий человек.

Талант по наследству

Работы старшего Ткаченко задают тон, продолжатели династии его моделируют и модулируют. Преемственность явно присутствует в выборе тем - все трое обожают снимать спорт и делают это виртуозно. Будь то восторженный вопль будущей чемпионки дзюдоистки или удивленные глаза тренера поверх бантика воспитанницы.

Рабочий люд привлекает внимание всей троицы – металлурги, строители. Не забыты люди искусства: на одном стенде Оболенский и Зельдин с разницей в полвека. Жанровые сценки тоже в чести. «В городе +34»: что только не сделаешь, чтобы освежиться, даже рожок мороженого на голову приспособишь. Башкирская красавица среди джигитов ждет начало Сабантуя.

- Мне кажется или я ошибаюсь, что людей с харизмой, открытым лицом, эмоциями стало гораздо меньше…, - шепчу Евгению Ивановичу.

- Вы правы, это отпечаток нашего времени, общества и отношения к творчеству, да и к жизни в целом. Это сложная проблема, которая касается всего, в том числе фотографии. Тем сложнее фотографам перешагнуть через эту обыденность. Люди гораздо реже раскрываются, показывают свою душу, это создает определенную трудность сегодня.

- В фотографии есть понятие «авторский стиль»?

- Скорее, почерк - некая совокупность взгляда на событие, точки съемки, сопоставления героя и фона – авторы используют их по-своему, и взглянув на фотографии, можно определить кто снимал.

- Как вы считаете, у Андрея и Димы уже выработался свой почерк? – вопрос к главе династии.

- Они в поиске. Я очень рад, что то, что мне удалось заложить в челябинскую фотографию в 60-70 годах, Андрей сейчас пополняет своими достойными, я считаю, работами. И это не предел. У него есть одно качество, с одной стороны вроде хорошее, но с другой, сдерживающее его продвижение вперед. Он часто сомневается, то ли он снял и так ли.

- Это нормальное качество настоящего художника, а вы разве никогда не сомневались?

- Да сплошь и рядом. Не было бы лучших моих снимков, если бы я не в чем-то не сомневался. Но вот такая излишняя скромность может сыграть злую шутку, нужно быть более уверенным, чтобы не упустить какие-то возможности. У Димки в этом отношении очень хорошо развита интуиция. Вот идут вдвоем на съемку, потом начинаем смотреть снимки, и по результатам бывает, что Димка обскакал Андрея. Это как раз говорит о том, что есть свое чутье, свое видение.

В.Жирохов-2Ткаченко.jpg

Жизнь продолжается

День вчерашний и сегодняшний. Яркость и сочность современной жизни, эмоциональность и атмосферность дня вчерашнего.

- Развитие технологии идет на пользу делу? – провоцирую Ткаченко-старшего.

- С точки зрения орудия производства сегодняшняя техника на грани фантастики, то, чем сейчас снимает Андрей, нам с Юрой Теушем и не снилось, можно только завидовать. Но это ведь кажущаяся легкость для тех, кто получил эту технику, но ничего об искусстве фотографии не знают. Они считают, что уже все умеют и могут, достаточно нажать кнопку. Да, камера все снимет, но при этом нет ни души, ни мысли, ни перспективы. Нельзя стать хорошим фотографом, даже купив самую дорогую технику. Поэтому правильно делает в пединституте Юлия Бородулина, которая учит студентов. Она - продолжатель дела Юрия Теуша.

Творческий стаж юбиляра зашкаливает – 60 лет в профессии.

- Да уж, - усмехается автор. – В 1957 году впервые напечатали мои фотографии в «Челябинском рабочем», «Комсомольской правде» и «Труде». В «Комсомолке» был снимок с чемпионата России по волейболу, который проходил на летнем стадионе ЧТЗ, а газете «Труд» на первой полосе вышел портрет молодой часовщицы с моноклем.

- Как избежать повторов, усталости в профессии?

- Есть такая опасность. Это очень трудно, проще сделать так, как знаешь, умеешь. Надо себя переломить, найти неожиданный поворот, пробовать то, что еще не делал, это самая главная черта таланта.

- Чем сейчас занимается юбиляр?

- Мне доставляет удовольствие знакомиться с молодыми фотографами, молодыми талантами. С удовольствием хожу на фотоклуб, смотрю и очень радуюсь, когда появляются новые авторы со своим взглядом на жизнь. Когда мы еще только начинали фотоклуб, у нас была всего лишь одна женщина-фотограф Нина Дряхлова. А теперь чуть не каждый год появляется два-три новых женских имени, к примеру, замечательная Юля Боровикова - талантливый человек, жизнелюб. Так что жизнь прекрасна!