Меню

«Сцена»: новые успехи и старые проблемы

02.06.2017 17:39 - автор Виктория Олиферчук
Областной фестиваль «Сцена» завершился на днях в Верхнем Уфалее. Благодаря поддержке губернатора два года назад фестиваль стал выездным – в прошлом году лучшие работы всех театров увидели жители Магнитки, в этот раз театральный десант отправился еще дальше в глубинку – в Кыштым, Касли и Верхний Уфалей.
«Сцена»: новые успехи и старые проблемы


Дело, безусловно, благое, не всякий житель из маленького городка может себе позволить приехать в областной центр, чтобы посмотреть спектакль, а тем более отправиться в культпоход всей семьей. Вот и решили организаторы как раз к 1 июня устроить большой театральный праздник для детей.

- Это получилось вполне, - комментирует член жюри фестиваля Людмила Федорова. – Переполненные залы, горящие детские глаза, вопли восторгов, вышло три выпуска фестивальной газеты, в которой юные корреспонденты делились своими впечатленьями, финал получился ярким, масштабным, даже бесконечные переезды между тремя городами не смогли испортить впечатления, хотя мы намотали 1700 километров, почти до Москвы «доехали», - смеется Людмила Анатольевна.

малахитовая шкатулка.jpg

Словом, с точки зрения масштаба, зрелищности и востребованности детская «Сцена» не уступала прошлогодней. С другой стороны, обострился ряд проблем, которые шлейфом тянется из «прекрасного далека» - подобные мероприятия, как лакмусовая бумажка расставляют полюса по местам, плюсуя хорошие стороны, но и обостряя все минусы.

Так получилось, что в этот раз за скобками оказалось большинство челябинских театров: из восьми только два коллектива, Нового художественного и Молодежного, были отмечены профессиональным жюри. Первый получил приз за лучшую режиссуру в спектакле «Малахитовая шкатулка», актеры второго забрали номинации лучшая мужская и женская роли. Челябинский театр драмы довольствовался внеконкурсным показом, а оперный даже не заявился на конкурс.

- Я вижу в этом две причины, - рассуждает Федорова. - Первая: сейчас каждый театр самостоятельно представляет заявку, и потому в афише фестиваля оказались неравнозначные работы – кто-то выставил учебные работы выпускников, в другом случае спектакль был «сырой», его просто не успели «наиграть». В свое время предварительный отбор спектаклей на «Сцену» проводил экспертный совет, который отсматривал все заявки и выдвигал работы на конкурс. Теперь от такого подхода отказались, в результате на фестиваль не всегда попадают самые сильные работы. И нынешняя детская «Сцена» эту проблему обнажила, ведь не секрет, что к постановкам для детей относятся несколько иначе.

сцена-17.закрытие.jpg

Второй проблемой, по мнению критика, стали площадки, которые далеко не всегда соответствовали требованиям, из-за чего некоторые спектакли проиграли.

- Это случилось с челябинским кукольными театром, очень добрая, чудная история про Ослика для камерной аудитории, оказавшись на необъятной сцене, очень многое потеряла. Артистов элементарно не было слышно. Та же участь постигла и озерский театр «Золотой петушок».

Странно, что такой важный вопрос оказался не учтен ни дирекцией фестиваля, ни руководителями коллективов, в результате театральный «продукт» был представлен не лучшим образом, а театры остались без наград, которые при лучшем раскладе вполне могли получить.

Наконец третий момент, который тоже сыграл не последнюю роль: похоже, некоторым просто нечего было выставлять на фестиваль – количество премьер резко сократилось, в некоторых театрах играют всего пару премьер в год, выбор не велик. Такими темпами скоро нечего будет ни выставлять на «Сцену», ни пополнять репертуар.

С другой стороны хорошую, качественную работу трудно испортить – магнитогорский театр «Буратино» находился в тех же условиях, но умудрился забрать сразу два главных приза. Постановка Сергея Ягодкина «Калиф-аист» получила сразу два приза за лучший спектакль и лучшую режиссуру.