Меню

Большие гастроли

16.06.2017 12:30
Ура, ура! Второй год по весне федерация дарит подарок бедным провинциалам – под занавес сезона присылает к нам столичные коллективы, которые показывают не какую-то антрепризную халтурку, а вполне репертуарные спектакли. В этот раз в Челябинск пожаловал московский театр имени Пушкина, в гастрольную афишу попали сразу четыре спектакля.
Большие гастроли


Столичные образцы

- Вообще-то мы уже четвертый год работаем, за это время 300 показов провели в 50 регионах, - гордится гендиректор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елена Булукова. Именно этой организации минкульт всея страны поручил свое детище – программу «Большие гастроли», поддержал материально, благодаря чему цены на билеты выглядят демократично.

Справедливости ради надо отметить, что Челябинск активно включился в процесс, попал в первую обойму, гастролеры к нам приезжают и осенью, и весной, а в этом году пожалуют дважды.

- Мы расширяемся, у нас появился международный блок –осенью к вам приедет русский театр из Грузии, - обещает столичная гостья.

Дело по нынешним временам благое, театральные гастроли теперь явление редкое, многочисленные антрепризы, которые пришли им на замену, зачастую представляют собой очередной способ честного отъема денег у населения - цена и качество редко приходят к общему знаменателю. На этом фоне цель федерального проекта весьма благородна и благодарна – представить провинциалам лучшие образцы высокого искусства.

- Спектакли мы отбираем, учитывая возможности площадок. Большинство наших спектаклей очень непростые по техническим характеристикам, необходимое оборудование есть далеко не у всех, - посетовала заместитель худрука московского театра Екатерина Коновалова, но тут же обрадовала. – Хорошо, что в вашем театре такие возможности имеются.

Однако, судя по всему, даже имеющиеся возможности не подошли ни для Шекспира, ни для Брехта, их решили использовать для показа трех комедий (из которых только одна, «Тартюф», не нуждалась в представлении), и одной пластической драмы на основе знаменитого романа Дюма-сына «Дама с камелиями».

_DSC4402.jpg

Театральное кредо

- Театр ничего никому не должен, - декларировала Коновалова кредо коллектива. – В Москве достаточно мест, где представлена новая драма. В нашем театре, в зале, рассчитанном на 800 мест, как-то трудно представить современную пьесу с ненормативной лексикой. И думаю, необязательно. Наши спектакли, поставленные по классическим произведениям, вполне современны. К тому же у нас есть филиал, экспериментальная площадка, вот там подобные эксперименты идут. Я бы так сказала: новая драма – не наше кредо.

- А чем тогда занимается ваш театр? Если он никому ничего не должен: ни воспитывать, ни просвещать, ни разговаривать со зрителем на одном языке..

- Когда мы с Евгением Александровичем Писаревым (прим. Писарев – худрук театра имени Пушкина) думали над этим вопросом, решили, что нужно делать театр, который зритель бы просто любил. Мне кажется, это получилось. Спектакли могут быть лирическими, веселыми или грустными, но они не должны оставлять людей равнодушными. Если зритель после спектакля хотя бы полчаса думает о нем – это уже хорошо.

- Сейчас в Москве чуть не 200 театров, чем ваш театр отличается, что в нем особенного, почему зритель должен прийти именно к вам?

- Мы отличаемся уникальной командой, - уверена начальница.

- У нас потрясающий коллектив, где всех ценят и любят, - поддержал коллегу актер Андрей Заводнюк. – Невероятная работоспособность, отдача, преданность профессии – отличительные качества.

- У нас представлены спектакли на любой вкус. И все, что не делается в нашем театре, делается с любовью, - присоединился Владимир Жеребцов.

Впрочем, год назад на том же месте то же самое говорил и худрук театра Ермоловой Олег Меньшиков. В Москве-театральной довольно трудно чем-то отличиться. Хотя, пушкинскому театру все-таки это в какой-то мере удалось, благодаря Сергею Землянскому и его спектаклям.

_DSC4651.jpg

Драма с камелиями

Сергей Землянский в театральных кругах прославился как создатель своего жанра, так называемой «новой пластической драмы».Он делает спектакли без слов - некий симбиоз танца, пантомимы и драматического театра.

- Землянского первыми открыли мы, и гордимся этим, - обращает внимание журналистов заместитель худрука Екатерина Коновалова.

На самом деле это не так. Землянский начинал работать в Екатеринбурге в театре «Провинциальные танцы», а учился, кстати, в Челябинске. В Москву он приехал по приглашению руководителя студии «SounDrama», прославился и на «Золотую маску» попал благодаря студии и сотрудничеству с зарубежными труппами. Работал Землянский и с другими коллективами, просто в театре имени Пушкина у него сразу оказалось сразу три из семи российских постановок. Кстати, челябинцы уже имели счастье видеть его шедевры – в прошлом году театр имени Ермоловой привозил «Ревизора» в постановке Землянского. Нынче еще одна работа – «Дама с камелиями».

- Я принципиально работаю с драматическими артистами, они могут тоньше и глубже выразить эмоциональные переживания. Танцовщики зачастую холодны, имеют два, три шаблона, для них форма важнее содержания, - объясняет свое пристрастие Сергей.

- Но профессиональные танцовщики лучше владеют телом, следовательно, у них больше возможностей. Драматические артисты в этом отношении менее подготовлены.

- Да , нам приходилось много репетировать, это большие физические затраты. К тому же у всех разное образование, разные способности, нужно всех привести к общему знаменателю, - и все же Землянский считает, что оно того стоит.

К слову, именно этот спектакль стал самым ярким гастрольным событием. Во-первых, потрясающе красивое зрелище: грандиозные декорации, роскошные костюмы - все очень дорого и стильно. Подобное богатство на челябинских сценах практически не наблюдается. Во-вторых, мелодрама – один из излюбленных зрительских жанров, с которым может конкурировать разве что комедия. Наконец, известный сюжет изложен доступно, внятно, без всяких режиссерских излишеств и выкрутасов.

В результате мы наблюдаем эстетичный театр, в котором красивы не только костюмы, но и артисты, романтичны чувства, изящны жесты и движения. Только одно «но» засело в голове у пристрастного зрителя: все-таки куртизанки вращались в высшем обществе, о каких-то групповых развлечениях 19 века автор умалчивает. Режиссер, вероятно, решил расставить все точки над «i» и усилить впечатление, правда, сделал это эффектно и со вкусом, не вызывав особого возмущения консервативной публики.

Дама-с-камелиями.jpg

Ставка на развлекательный жанр

Вторым номером программы стал «Тартюф» - французская комедия в постановке французского режиссера Брижит Жак-Важман.

- Брижит нам сказала, что для французов Мольер – это бог, поэтому самое главное точно следовать его текстам. Мы приняли ее условия, но в силу русской актерской природы, добавили в спектакль свою душу, - признался актер Андрей Заводнюк – что сплошь и рядом происходит на российских театральных просторах, посему надежды увидеть в чистом виде Мольера и тот самый европейский театр, увы, не оправдались. Артисты играли, так, как они привыкли играть – в традиционном для русского психологического театра искусстве переживания. Им удалось благополучно преодолеть и оправдать все авторские и режиссерские задания , за исключением последнего.

Финал «Тартюфа» с благополучным исходом дел по воле Короля – камень преткновения для современных постановщиков. Мольера использовал известный во времена классицизма театральный прием «бог из машины», однако он работает лишь при соблюдении законов классицистской комедии.

Режиссер и артисты усложнили задачку, перенеся действие пьесы в современность и разыгрывая ее по законам психологического театра. Но в логику психологического театра мольеровский финал никак не укладывается, а великодушие и благородство нынешних королей жизни, возвращающих состояние владельцу, вызывает, мягко говоря, недоверие. Режиссер, вроде бы следуя за буквой автора, не справилась с задачкой – зритель посмеялся и отправился домой, довольный собой и «Тартюфом». Обошлись без катарсиса, подтвердив слова руководительницы: театр никому ничего не должен.

Весьма успешно повеселили публику и еще две комедии – «Одолжите тенора!» и «Семейка Краузе». В первой некоторые артисты даже продемонстрировали и вокальные данные, последняя собрала аншлаг благодаря Вере Алентовой. Типично зрительские спектакли, ни к чему не обязывающие, и не напрягающие – такие постановки во множестве тиражируют антрепризы. Печально, что такой солидный репертуарный театр в своих гастролях, которые проводит за счет федерации, сделал ставку на чисто развлекательный жанр. Остается уповать на осень и ждать гастролей русского театра из Грузии.

семейка-краузе.jpg

тартюф.jpg