Меню

Большая фантазия для маленьких вещей

20.06.2017 15:00 - автор Надежда Медведкина.
Лукавая нарядная Баба-Яга сторожит дедушку Дрему (спящего, как ему и должно), с улыбкой наблюдает за окружающими лесовик, плачет девушка-осень... Маленькие герои из раскрашенной глины надолго притягивают взгляд. Статуэтки выполнены тщательно, со множеством мелких деталей. И у каждой – своя история. Как два бурундука поселились в старом ботинке? Чья хитрая мордочка выглядывает из мешковины? Что скрыто за спиной птицы Сирин? Об этом рассказывает создатель миниатюрных работ 0Ц художник-керамист Наталья Кожевникова.
Большая фантазия для маленьких вещей


Баллада о старом ботинке

– Однажды я увидела на улице старый башмак. Он был какой-то старинный, каких сейчас не носят. Я прошла мимо него на работу. А потом вдруг задумалась: бедный башмак! Он был как живой... – вспоминает моя собеседница, глядя на одну из своих работ. – Решила его как-то запечатлеть. Но лепить просто башмак – неинтересно. Мы с ребятами как раз работали над темой «Животные». Когда листали книгу, я увидела славных бурундучков. Они сразу вписались в картинку.

Результатом стало уютное «Новоселье»: один бурундучок сладко спит в старом ботинке, а другой, забравшись на крышу этого «дома», осматривает окрестности.

Среди статуэток можно увидеть и других зверят, и маленьких человечков. Несколько работ сделаны по русским народным загадкам: вместо отгадки – фигурка. Немало здесь и сказочных героев. Баба-Яга красуется в витрине даже в двух вариантах.

+++IMG_4164.JPG

– Люблю образ Бабы-Яги: ее сколько ни лепи, она всегда будет разной, – признается Наталья Кожевникова. – Иногда это Баба-Яга Костяная Нога, хитрая и коварная, а иногда – Бабуся Ягуся...

Очень много в подборке и мифологических персонажей, от которых веет славянской древностью.

– Я работаю в детской школе искусств, преподаю скульптуру и керамику. И конечно, дети иногда вдохновляют меня на работы. Например, у ребят есть тема «Славянская мифология». Когда прорабатываешь ее с детьми, то и самой в голову приходят разные образы: птица Сирин, богиня плодородия Макошь... – объясняет художник.

Так появился среди скульптур, например, веселый лесовик со вздернутым носом.

++IMG_4170.JPG

– В славянских верованиях были разные существа: лесовики, полевики, овинники. Лес меня вдохновляет – от него словно заряжаешься энергией. Потому образ показался мне особенно близким: я решила представить себе волшебного лесного жителя, которого никак не увидишь.

Из славянских легенд вылетела и птица Сирин, одна из самых знаменитых работ автора.

– Я прочитала, что птица Сирин сообщает и радостные, и грустные вести. Задумалась: как показать обе стороны ее натуры? Не делать же две статуэтки? – вспоминает художник. – Решила сделать ее двуликой, с каждой стороны – по лицу. Но на ту птицу, что сообщает дурные вести, никто не хочет смотреть...

++IMG_4171.JPG

Действительно, в витрине Сирин стоит радостным лицом к зрителям, а мрачным – к стенке. Но заглянуть ей за спину тем не менее не возбраняется.

Большинство статуэток – обобщенные образы, а не персонажи какой-то конкретной сказки или легенды. Но есть и исключение – Золотая рыбка из сказки Пушкина. Правда, узнать ее непросто. Мы привыкли видеть владычицу морскую в короне, с шикарным хвостом. У Натальи Кожевниковой – совсем другой образ: выглядывает из мешковины почти круглая хитрая мордочка. И все же статуэтку с первого взгляда хочется взять в руки. 

++IMG_4174.JPG

Пластилин нежней, чем глина?

Как появляются на свет глиняные герои сказок? Спрашиваю об этом художника.

– Когда появляется идея – начинаю просматривать литературу. Листаю книги, смотрю репродукции, чтобы образ в голове стал четким. Я думаю, нужно не просто браться за работу, а читать, изучать образ, чтобы знать, кого лепишь.

++IMG_4162.JPG

После этого можно брать ком глины и начинать лепку – долгую, кропотливую. Например, «рождение» лесовичка стоило недели напряженной работы.

– На это уходит много сил, прежде всего эмоциональных. Кажется – стоишь у станка и лепишь, ничего особенно трудного не делаешь, – говорит Наталья Кожевникова. – А потом приходишь домой и падаешь без сил, словно отдала глине всю энергию.

Между тем мне вспоминается детская песенка: «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина...» Что думает об этом и как относится к своему материалу мастер?

– Глина – очень мягкий, податливый материал, если найти к ней подход. Когда ребята в первый раз берут ее в руки, то чувствуют себя не очень уверено. Но глина на самом деле мягкая, живая, теплая. Она буквально хочет, чтобы из нее сделали что-то интересное. Ее не сравнишь с пластилином. Пластилин – химия, а глину нам дает сама земля, – уверяет Наталья Кожевникова. – Я очень люблю глину. Конечно, тут нужно поблагодарить моего учителя, который сумел объяснить нам ценность этого материала. Теперь я пытаюсь донести то же самое до своих учеников.

– И она вас никогда не подводит? – недоверчиво интересуюсь я.

– Без этого, увы, не обходится. В печке глину обжигают при температуре 800 градусов. Если в ней есть какие-то примеси, то она не выдерживает этого жара – работу разрывает изнутри. Это самое обидное: ставишь в печку готовую, вылепленную и высушенную статуэтку, ждешь, открываешь, а там – горстка осколков. Эти фрагменты уже не склеить...

++IMG_4175.JPG

Но все равно художник от своего материала не отказывается и использует разные ухищрения, чтобы заставить статуэтки смотреться интереснее. В ее распоряжении не только краски. Баба-Яга принаряжена в платье и лапти, дедушка Дрема прячется под одеялом.

– Керамика хорошо сочетается с натуральными материалами. Мешковина, камешки, кожа, шишки, кора, хлопчатобумажные и шерстяные ткани – все это ей подходит. Сама я об этом долгое время не догадывалась. Но на курсах учитель-керамист подсказал, как сочетать материалы, – рассказывает Наталья Кожевникова. – Тут главное – художественный вкус: если увлечься и использовать слишком много элементов, то может получиться вульгарно. Но в целом глина дает огромный простор для воплощения фантазии.

Сейчас скульптуры Натальи Кожевниковой можно увидеть в Челябинской универсальной научной библиотеке на выставке «Образ книги». Малый выставочный зал Публичной библиотеки (третий этаж) предлагает зрителям полюбоваться керамикой Натальи Кожевниковой и акварелями Ирины Проскуряковой. Вход свободный. Экспозицию создали ко Дню библиотек, но она будет открыта вплоть до конца июня, так что желающие еще могут посетить выставку.

Фото Юлии БОРОВИКОВОЙ.