Меню

Алексей Бетехтин: «Не уверен, что создание нового министерства туризма поможет делу»

06.07.2017 15:30
Новая идея занимает коммерческие умы местного бизнес-сообщества: на недавнем круглом столе «Туризм как точка социально-экономического развития», который проходил в правительстве области, прозвучало предложение о создании в регионе отдельного министерства по туризму. Инициаторы уверены: орган, который замкнет на себе все вопросы, касающиеся туризма, станет тем самым локомотивом для бурного развития отрасли. Прокомментировать это предложение, а также рассказать о проблемах, которые мешают развитию туризма, мы попросили главу культурного ведомства, которое на сегодняшний день курирует туристическую отрасль.
Алексей Бетехтин: «Не уверен, что создание нового министерства туризма поможет делу»
Борьба за кресло

- Не уверен, что создание нового министерства туризма поможет делу, - сомневается министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. - Сейчас при минкульте работает управление по туризму. Пока этой структуры хватает для развития в регионе туристической сферы. Кроме того, создан координационный совет по туризму при губернаторе, который занимается межведомственными вопросами. Совместными усилиями удалось достичь определенных успехов. Туристический поток в Челябинскую область летом возрастает на 15 — 20%, нас это радует, заполняемость гостиниц в среднем составляет 83%. Только на озера Южного Урала ежегодно приезжают 500 тысяч туристов. По итогам прошлого года мы получили 2 млн туристов, а объем платных услуг достиг 5 млрд рублей. Последний показатель обеспечил региону седьмое место в России. Да, действительно, не всегда качество услуг находится на высоком уровне, есть проблемы с дорогами, с инфраструктурой. Для решения проблем мы разработали кластер, у нас есть инвесторы, которые готовы вкладываться в этот бизнес и в дальнейшем, если будет инфраструктура. Нам нужно решать эти проблемы, а не создавать отдельную структуру, набирать штат и плодить чиновников – в этом нет никакого смысла.

К слову, идея о создании отдельного туристического министерства пришлась бы к месту лет шесть назад, когда туризм вменили в обязанность министерству культуры. Однако тогда почему-то никто не пожелал заняться перспективным занятием. Охотники нашлись, когда дело удалось сдвинуть с мертвой точки – международные выставки, победы в конкурсах, потом «Синегорье», которое с ходу вошло в федеральную программу и позволяет мечтать о целом миллиарде. Словом, рельсы какие-никакие проложены, поезд худо ли бедно поехал, и сразу нашлись охотники возглавить процесс, который пусть медленно, но идет.

++министр2.jpg

- Не забывайте, что Челябинская область сравнительно недавно сконцентрировалась на развитии туризма, несмотря на то что концепция была принята еще в 2011 году, но поскольку финансирование не выделялось, дело не двигалось. Лед тронулся в 2014-м благодаря нынешнему губернатору Борису Дубровскому, и сейчас по большому счету мы только вступаем в игру, в то время как другие регионы активно работают уже 10 - 15 лет и за это время многие проблемы там удалось решить. На том же Алтае турпродукт давно сформирован и успешно продается, понятно, что процесс каждый год нужно совершенствовать, но это уже проще. Нам же нужно наверстать упущенное время, занять свою нишу в условиях той конкуренции в туристической сфере, которая существует.

Dura lex

Проблем в туристической сфере достаточно, о них в ведомстве знают не понаслышке: инфраструктура, качество услуг, нестыковки в законодательстве.

- Это и отсутствие льгот для инвесторов, вкладывающихся в турбизнес, - перечисляет министр. - Мы работаем с целым рядом министерств и ведомств в этом направлении, учитываем опыт других территорий, куда, кстати, наши же южноуральские инвесторы вкладывают деньги, не имея возможности сделать то же самое в Челябинской области.

++0_33a8a_296880a3_-1-L.jpg

Однако самая сложная проблема все-таки урегулирование законодательства. Создание туристического продукта связано с рекреационными зонами – заповедниками, нацпарками, поскольку наиболее перспективный в нашей области именно рекреационный туризм. Однако надо понимать, что те же леса, которые находятся на территории области, являются федеральными. У всех еще на памяти пример с Китовой пристанью, которую пришлось снести только потому, что Федерация поддержала дирекцию нацпарка «Зюраткуль». Конечно, инвесторам страшно вкладывать деньги в ненадежное предприятие. А проблема возникает постоянно. Надо, наконец, развернуться лицом к инвесторам. С другой стороны, понятны опасения, что деятельность со стороны инвесторов может нанести ущерб природным объектам. И как достичь компромисса? Нестыковок с законодательством множество, касающихся лесных, водных ресурсов. Мы не можем возить туристов на остров Веры, потому что законодательство запрещает использовать моторные суда и катамараны на озере Тургояк. Чтобы такие проблемные вопросы регулировать, нужны время и деньги. Получается, что проще и дешевле нарушать закон, чем соблюдать его.

- Но в других областях эта проблема как регулируется – тот же Байкал находится под охраной ЮНЕСКО, но туристы его активно посещают.

- Урегулирование законодательства возможно, но это происходит на определенных объектах, зонах. Это процесс достаточно длительный, и его нужно делать на опережение – заниматься формированием локальных точек. На Байкале, Алтае эта работа систематизирована, у нас только начинается. Мы едва успеваем помогать тем, кто уже вложился в турбизнес, а надо работать на перспективу. И это одна из ближайших задач. Сейчас мы как раз пытаемся решить вопрос со стелой «Европа - Азия», урегулировать земельный вопрос, подыскать инвестора, чтобы сделать этот объект еще одной достопримечательностью.

Китайские перспективы

- Скептики считают, что Челябинская область не является перспективной в плане развития туризма: здесь нет ни теплого моря, ни большого количества исторических достопримечательностей, как, к примеру, в Москве или даже Ярославле.

- Как раз в этом я не вижу большой проблемы. В Челябинской области достаточное количество объектов, которые могут быть привлекательными для туристов. Другой момент, как их представить с точки зрения комфорта и прочих условий, а это как раз зависит от инвесторов. Приведу один пример: по итогам прошлого года Челябинская область стала второй после Сочи по количеству туристов, посетивших наши горнолыжные курорты. Согласитесь, неплохой показатель.

Недавно наша делегация была в Китае, удалось пообщаться с китайскими туроператорами. Они согласны хоть каждый день присылать к нам по целому самолету туристов. Китайцы сейчас активно путешествуют, их интересует познавательный и оздоровительный туризм. Нам удалось заинтересовать китайскую сторону. Договорились, что в августе к нам приедут порядка 15 туроператоров из Китая, повезем их в инфотур, продемонстрируем наши возможности. У них есть определенные требования, в первую очередь это фиксированная цена, хороший турпакет, ну и китайская кухня. Со своей стороны они готовы запустить чартерные перелеты.

- В общей сложности существует порядка 60 направлений туристической деятельности. На какие виды туризма делает ставку минкульт и почему?

++76922198.jpg

- Наиболее перспективный в нашей области прежде всего рекреационный вид туризма. Южный Урал уже имеет ряд примечательных и достаточно известных туристских брендов – заповедник «Аркаим», национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль», озера Увильды и Тургояк. В «Таганае» и «Зюраткуле» пользуются популярностью экологические тропы – в первом действует семь, во втором - три маршрута. Очень хорошая посещаемость – порядка 200 000 человек в год.

- Остров Веры тоже пользовался популярностью у туристов, но сейчас он практически закрыт для посещения.

- Да, в свое время его активно посещали туристы, но в связи с запретом передвижения по озеру Тургояк на моторных судах и катамаранах добраться до него весьма проблематично. В дальнейшем планируется, что объект отойдет к историко-культурному заповеднику «Аркаим», а территория острова будет объявлена заповедной зоной.

Событийная десятка

К рекреационному туризму и зимнему отдыху можно прибавить оздоровительное направление – санаториев и пансионатов на Южном Урале тоже хватает. Особенно интересным направлением является событийный туризм.

- Сейчас заметно вырос интерес путешественников к событийным мероприятиям, и мы стараемся это использовать. В Челябинской области ежегодно проходит свыше 200 событийных мероприятий различного масштаба. В первую очередь уже ставшие традиционными Ильменский, Бажовский фестивали, областной Сабантуй, но есть и новые мероприятия. К примеру, в прошлом году впервые прошел Бушуевский фестиваль в Златоусте, гастрономический фестиваль «Беляш-Ай», фестиваль «Уральская кислица» в Сатке. В этом году добавился гастрономический фестиваль «Первое уральское яблоко», фестиваль детского и юношеского туризма «Крылья», который посетило более 3000 человек, и форум Выходной «#НаКолесах», где собрались велосипедисты, скейтбордисты, роллеры и любители самокатов. Каждый год появляются новые интересные проекты.

Хочу отметить, что Челябинская область по событийной активности мая и июня вошла в рейтинг событийных регионов России по версии Национального календаря событий. В мае мы заняли седьмое место, а в июне стали четвертыми, то есть мы вошли в топ-10.

- Не так давно вы возглавили совет по туризму УрФО. Что вы видите главной задачей на новом посту? И что это даст Челябинской области?

- Главная задача, как мне видится, в объединении, необходимо выработать общий план действий, своеобразную «дорожную карту» по развитию туризма в округе. Лето – это время проведения большого количества событийных мероприятий в каждом субъекте России. Планируем приглашать к себе на мероприятия соседей. Сами будем ездить к ним. В планах также сбор наиболее полной статистической информации по Уральскому округу в сфере туризма, проведение круглых столов, совместных мероприятий и рекламных кампаний.

Туристический поток в Челябинскую область летом возрастает на 15 — 20%, заполняемость гостиниц в среднем составляет 83%. Только на озера Южного Урала ежегодно приезжают 500 тысяч туристов. По итогам прошлого года на Южный Урал приехало 2 млн туристов, а объем платных услуг достиг 5 млрд рублей. По итогам года регион занял седьмое место в общероссийском рейтинге.

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»