Меню

Три фестиваля плюс гастроли: НХТ закрыл сезон

07.07.2017 15:04 - автор Виктория Олиферчук
Под занавес сезона Новый художественный театр пустился путешествовать: сразу три фестиваля и гастроли одолел за какие-то пару месяцев. Так что можно сказать сезон закрывали «на выезде», но зато с призами.

Три фестиваля плюс гастроли: НХТ закрыл сезон


Первым в фестивальной эпопее стала «Мелиховская весна». 18-й международный театральный форум собрал театры из Германии, Франции, Греции, Болгарии и России. Собрал в усадьбе Антона Павловича Чехова. Целую неделю жюри и публика лицезрели всевозможные интерпретации произведений писателя и драматурга. В общей сложности в афишу попали 15 постановок, в их числе челябинский спектакль «Любите меня. Диагноз».

Весна вместе с Чеховым

- Мы впервые побывали на «Мелиховской весне». Повезли совместный с «Манекеном» проект «Любите меня. Диагноз». Наш актер Александр Балицкий проявил инициативу, мы заявились и не пожалели, - рассказывает художественный руководите Нового художественного театра Евгений Гельфонд. - Фестиваль насыщенный, интересный. Уже сама возможность побывать в чеховских местах, окунуться в ту, особую атмосферу, сыграть в гостиной чеховской усадьбы дорого стоит. Единственный минус – посмотреть фестивальные работы не получилось, по условиям участникам только два дня оплачивается: приехали, отыграли и уехали. Так что программу фестиваля мы видели лишь в напечатанном виде. Поэтому главным событием для нас стало обсуждение нашего спектакля.

Краткое пояснение: спектакль сей появился в репертуаре благодаря все тому же Александру Балицкому – сначала он сделал самостоятельную моноработу, потом послушав мнения местных экспертов, переделал инсценировку, попросил режиссерской помощи, пригласил партнершу. Результат – работу признали лучшим спектаклем на областном конкурсе актерских работ имени Милосердова, который уже не первый год проводит местное отделение союза театральных деятелей.

- Какие оценки высказали столичные критики?

- Мнения были разные, но в целом впечатления положительные. Отметили актерскую игру, хороший ансамбль, - продолжает худрук. – Были определенные претензии к инсценировке, режиссуре, кстати, во многом мнение жюри фестиваля совпадало с тем, что было высказано на «домашнем» обсуждении. Что скрывать, все мы склонны несколько снисходительно относиться к мнению тех, кто постоянно находится рядом, и больше доверяем столичным экспертам. В общем, я бы сказал, что обсуждение получилось продуктивным.

На фестивале челябинцы познакомились с дочерью известного российского актера Олега Ефремова Анастасией. Это стало своего рода компенсацией за недосмотренные спектакли, недостаток общения и бонусом на будущее.

- Театровед, журналист и очень интересный человек, - характеризует новую знакомую Гельфонд. – Очень бы хотелось, чтобы она приехала в Челябинск, будем приглашать ее на наш фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА».

С самолета на «Сцену»

Практически сразу же из Подмосковья труппа рванула на родной Урал и аккурат успела на финал областного фестиваля «Сцена-2017», где забрала один из основных призов – «за лучшую режиссуру». На конкурс выставляли спектакль «Малахитовая шкатулка».

- Буквально с корабля на бал, - смеется творческий начальник. – Но ребята молодцы – собрались, выступили достойно. И я очень рад за Женю (прим. Евгения Зензина, режиссер спектакля «Малахитовая шкатулка»). Ей давно требовалось признание, чтобы появилась уверенность в своих силах. А победа всегда окрыляет.

Малахитовая-шкатулка2.jpg

К слову, «Малахитовая шкатулка» тоже «выросла» из самостоятельной работы – НХТ не ограничивается только лишь читками (которые, безусловно имеют место быть, но как ни крути имеют минимальный, разовых «выхлоп»), и всегда поддерживает инициативу снизу не на словах, а на деле. При этом конкуренция здесь действует не на уровне ревности и борьбы за место под софитами, а в плане творческого взаимодействия.

- Это была долгая, выстраданная работа, и победа абсолютно заслуженная, - продолжает Евгений Михайлович. – Женя Зензина очень хорошо чувствует фольклор, это достаточно редкое качество, есть опасность уйти в стилизацию, превратить действо в лубок. А у нее получилось соблюсти авторскую стилистику сказа, что не так просто. Хотя артисты и разыгрывают сценки как скоморохи, но эпическое начало остается. И это чисто режиссерское решение – отказ от явной иллюстративности, большее доверие слову и артисту, его произносящему.

Бог «Троицу» любит

Следующий пункт гастрольного маршрута – Сергиев Посад. В конце июня сюда съехались19 театров из Израиля, Москвы, Санкт-Петербурга, Витебска, Луганска, и пр. Фестиваль «У Троицы» проходил в четвертый раз. Афиша выглядела весьма солидно, в ней значились «Дни Турбиных», «Достиг я высшей власти…», «Царь Федор Иоаннович», в такую линейку вполне вписались и челябинские «Бесы».

- Нас порекомендовала большой друг нашего театра, профессор ГИТИСа Нина Шалимова. Так получилось, что мы опоздали с заявкой, афиша уже была сверстана, и договорились, что будем заявляться на будущий год. И вдруг звонят организаторы: «Приезжайте». Так бывает, кто-то отказался и не смог приехать. Мы собрались и рванули в Сергиев Посад.

Бесы2.jpg

С собой прихватили третью часть романа Достоевского «Бесы» - неизданную главу «У Тихона» в сценическом изложении.

- Площадка «Театрального ковчега», где мы играли, очень похожа на нашу, поэтому спектакль «встал» идеально. Народу набилось полный зал – сидели на приставных стульях, даже на полу. Зритель – потрясающий, театральный, дышал вместе с артистами.

Неудивительно, что по окончании публика потребовала «продолжения банкета».

- Это было логично. Почему вы не повезли весь цикл? Вы же играете его в один день в три приема – опят имеется, - пытаю собеседника.

- да, дома мы уже отказались от показа по частям – играем все в один день, а зрители сами выбирают на какую часть прийти. Но на фестивале подобный эксперимент вряд ли возможен, - сомневается Гельфонд. – Третью главу выбрали, потому что это отдельная неизданная часть, и потом мы ее уже возили и на «Золотого витязя», и в Кишинев. Действительно, после спектакля и зрители, и члены жюри, высказывали пожелание увидеть цикл целиком, возможно в следующий раз это получиться.

Как бы то ни было, но из Посада театр привез спецприз фестиваля «за глубокое сценическое воплощение романа Достоевского».

- Особенно было приятно, что отметили игру молодых актрис, которых мы ввели Яну Алымову и Катю Шаову, причем Катю практически перед поездкой. Это важно, новая кровь нужна для театра и для спектакля, - доволен руководитель.

Сергиев-Посад.jpg

В Вологде, где резной палисад

Последней точкой театрального пробега стал старинный город Вологда, давно мечтавший заполучить челябинский театр в свои дружеские объятия.

- С Камерным театром Вологды мы подружились еще на первом «CHELоВЕКе ТЕАТРА». С тех пор ребята стали нашими постоянными участниками и хорошими друзьями. И тут мы приезжаем в Сергиев Посад и встречаем, кого бы вы думали? Яшу Рубина (прим. Яков Рубин, главный режиссер Камерного театра Вологды) с его архаровцами, - улыбается Евгений. – «Я такого шанса не упущу! Вы едите в Вологду» - и прислал за нами автобус. Мы тряслись почти целый день, 450 километров до Вологды, представляете? Но в итоге у нас получились замечательные гастроли – сыграли «Бесов» и провели мастер-классы.

Тренинг по импровизации – это ноу-хау самого Гельфонда, он разрабатывал его будучи преподавателем института культуры, потом обкатал не студентах, теперь периодически практикует в собственном театре.

- Да ничего в этом особого нет, - отмахивается автор. – Это ряд упражнений для развития актерских навыков, но он очень хорошо показывает кто на что горазд и сразу можно понять: наш это человек или нет.

гастроли-в-Вологде.jpg

Нет нужды лишний раз повторять, что и показы и тренинги проходили при большом скоплении заинтересованных лиц – друзья расстарались, сделали рекламу челябинцам. В Вологде, наконец, артисты вздохнули полной грудью и смогли не только хорошо поработать, но и хорошо провести время.

- «Мелиховская весна», «У Троицы» - замечательные, серьезные фестивали. Единственный минус – посмотреть фестивальные работы не получается, время пребывания участников ограничено, - сетует собеседник. – И я в очередной раз понимаю, как мы правы, когда даем возможность участникам нашего фестиваля «CHELоВЕК ТЕАТРА» увидеть программу целиком!

Пример для подражания

Вологодские коллеги устроили нашим артистам незабываемое пребывание в старинном городке: водили в люди, возили за город, устраивали экскурсии, знакомили с интересными людьми.

- Как раз в это время проходил фестиваль «Голоса истории» в рамках празднования Дня города. Это что-то типа нашей Бажовки, только все это происходит под стенами древнего Кремля – длиннющий ряд ремесленников, мастеров, потрясающие изделия хэнд –мэйд, привезли кучу сувениров. Мы съездили в Ферапонтов, Кири́лло-Белозе́рский монастыри, побывали в мастерской художника Юрия Пантюхина.

- Что запомнились, поразило?

- Культура меценатства. Причем не единичные какие-то примеры, а повсеместно: заходим в кафе поужинать, а на втором этаже хозяйка устроила художественную галерею, смотрим выставку, посвященную Шаламову. Плюс к этому она издает книги, и помогает тому же Камерному театру. Вообще, театр там стал культурным островком, куда стекаются все творческие люди – писатели, издатели, художники, те же меценаты. У нас они все разобщены, каждый сам по себе. Вот этот пример взять на вооружение. Ну и, соответственно, публика в Вологде замечательная – очень многие оставались на обсуждение, подходили, чтобы поговорить, обменяться впечатлениями. Все-таки чувствуется, что это культурный город.

После трудов праведных и побед заслуженных театр отправился на каникулы. При этом позаботился о заделе на будущее.

- Открываться будет спектаклем по пьесе Эдуардо де Филиппо «Рождество в доме Купьелло». На 70 процентов спектакль готов, осталась малая часть. Встретимся на премьере в октябре, обещает Евгений Гельфонд.