Меню

Итоги театрального сезона: вспомнить все

18.07.2017 17:30 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК.
Театрально-фестивальная жизнь отгремела последними тусовками, награждениями и замерла до сентября. Жаль, что нельзя отправиться в длительный творческий отпуск вслед за артистами, зато есть время поразмыслить на досуге, оживить в памяти картинки, сравнить, сложить или вычесть, чтобы радоваться или грустить.
Итоги театрального сезона: вспомнить все
Формула любви

Печально, но факт: количество премьер в челябинских театрах медленно, но верно сокращается, несмотря на бодрые отчеты чиновников об увеличении финансирования культурной сферы: львиная доля финансов и их увеличение уходит на зарплаты, постановочные же средства каждый театр изыскивает самостоятельно по мере сил и возможностей.

Поскольку денежные деревья на театральной и неплодородной почве Челябинска произрастают с большим трудом, их рост может стимулировать повышение цен на билеты на «родные» спектакли, либо сдача площадей в аренду «неродным» коллективам. Последний способ вовсю используют два тяжеловеса – театр драмы и опера, за счет чего и живут богаче прочих. Небольшие площадки не пользуются спросом у арендаторов, да и доход приносят невеликий.

Увеличивать расценки на посадочные места разумно в случае ежедневных аншлагов, коими не может похвастаться ни один коллектив – в кризисных условиях, как ни крути, население предпочитает пище духовной хлеб насущный. А премьеры, благотворно влияющие на приток зрителей в зал, а денег в кассу, опять же требуют затрат. Круг замкнулся. Кто-то еще пытается удержать количество новых постановок, жертвуя качеством, а кто-то вообще не заморачивается – оголив сцену на полгода, зарабатывает евро на стороне, выдает одну премьеру в год, и «оголодавший» зритель на радостях расхватывает билеты, как горячие пирожки.

Чтобы хоть как-то компенсировать культурный голод, а главное не потерять публику, театры пускаются во все тяжкие, пытаясь придумать формулу любви для зрителя.

Способ первый

читки2.jpg

…– читки. Уже больше четверти века как существует столичный фестиваль «Любимовка», в свое время запустивший в театральный народ новый жанр. В Челябинске к читкам массово приобщились шесть лет назад, в 2011-м, благодаря режиссеру Евгению Ланцову и критику Владимиру Спешкову. Тогда пытались все сделать правильно, на базе местного отделения СТД создали Центр современной драматургии, где бодро и дружно все челябинские театры осваивали, «новую драму», и даже умудрились провезти акцию в закрытый город Озерск. Интерес был большой и взаимный – как со стороны театров, так и публики. Страсти кипели так, что слабонервные покидали зал. И даже несколько спектаклей появились на сценах в результате тех страстей.

Потом союз распался, читки растащили по углам: стали конкурировать, переманивать артистов, и все сошло до «внеклассной» работы, которая, безусловно, тоже имеет место быть, но результат получается весьма скромный: новых спектаклей после читок в театре не появляется, о притоке зрителей говорить не приходится, поскольку контингент читок по большей части состоит из тех же фанатов театра.

Где-то с полгода назад читальные акции попытались сделать системными, так появился центр ненормативной лирики и жеста с другими организаторами, но с той же целью – изучать современную драматургию. Участникам удалось даже пару раз засветиться на фестивалях, что уже неплохо в первую очередь в плане расширения аудитории. Однако изменить ситуацию с присутствием (а точнее с отсутствием присутствия) на челябинских сценах современной драматургии не удалось, равно как и составить конкуренцию официальным театрам, а тем более, как Театр.doc иметь репертуар и продавать билеты. Все по-прежнему строится на разовых акциях, выход на более широкую аудиторию невозможен.

Способ второй

Молоток.jpg

… семь лет назад ввел в обиход челябинский кукольный театр, проведя первую внутритеатральную местечковую премию «Большая рука». Коллектив тайно голосовал, а затем явно выбирал и награждал своих лучших сотрудников. Награды были дороги не своим номиналом, а отношением коллег. Как известно доброе слово всем приятно, а по нынешним временам, когда чаще ищут виноватых и ругают, еще и редко. Номинаций было много, церемония проходила весело, с привлечением общественности и СМИ, но уже пару лет как сошла на нет – то ли всех наградили, то ли запал пропал. А жаль: своими капустниками кукольники известны далеко и широко.
В этом году хорошую идею позаимствовал молодежный театр, премию переименовали в «Молоток», переделали на свой лад номинации, с большой помпой презентовали на Late Night Show.

Распределение призов, оказалось весьма забавным: лучшими постановщиками, по мнению коллектива, стали Иван Миневцев, режиссер спектакля «Бунин. Рассказы», и Александр Черепанов, автор спектакля «Давай никуда не улетим, Ёжик…» (хотя обе работы имеют большое количество нареканий со стороны режиссуры в первую очередь). Лучшим артистом стал Алексей Согрин за роль Тартюфа (которая, по мнению критиков, оказалась самым слабым звеном в постановке Искандера Сакаева). Удивительно, что режиссер (Сакаев), поставивший в театре практически лучший спектакль за последнюю пятилетку и принесший театру долгожданный успех («Тартюф»), остался не у дел. Впрочем, хорошие отношения в театре всегда имели глобальное значение, а хороший человек и профессионал, как известно, две большие разницы. Распределение «слонов» подтвердило уже известный факт. Но в любом случае, театру удалось привлечь зрительское внимание.

Третий способ

экскурсия в оперном2.jpg

…еще более древний, взяли на вооружение в оперном театре – экскурсии по закулисью давно стали торной дорогой. Достаточно вспомнить вечерние прогулки по органному залу, которые филармония с успехом проводила еще до переезда в новое помещение. Посмотреть закулисную жизнь регулярно приглашал драмтеатр, да и в театре оперы и балета эта форма работы со зрителем была популярна лет несколько назад благодаря завлиту Светлане Бабаскиной.

Вспомнить былое решились неслучайно – театру надо восстанавливать контакты, поддерживать интерес. Многомесячное отсутствие балета и полторы премьеры в сезон необходимо чем-то компенсировать. Если нельзя предъявить премьеру, покажем, что происходит за кулисами, пригласим на репетицию - такое решение получилось оптимальным, неожиданный ракурс оживил зрительскую эйфорию от встречи с прекрасным. Закулисная жизнь всегда была притягательна для театралов, тут главное найти энтузиаста, который будет сопровождать гостей, объяснять и отвечать на вопросы, не требуя повышения оклада, и соблюсти меру этого любопытства, чтобы не мешать артистам работать.

И если энтузиасты-одиночки в челябинских театрах еще встречаются, то договориться с целой труппой удалось пока только оперному. Судя по всему, зарубежные гастроли имели не только финансовый, но и воспитательный аспект – артисты осознали, что профессия обязывает работать на имидж театра не только на сцене. И в этом отношении оперный театр стал пионером.

К сожалению, большинство челябинских артистов по-прежнему считает, что их работа ограничивается спектаклями и репетициями, а общаться со зрителями, общественностью, СМИ не входит в их обязанности. Однако, опыт того же оперного театра показывает, насколько подобные контакты важны для публики – автограф-сессия челябинских балерин вызвала настоящий бум. Артисты Камерного театра, еще по осени побывав в гостях у команды «Трактор», тоже могли оценить, как можно и нужно общаться с болельщиками, которых у «трактористов» будет поболе, чем у всех театров города. Но пока этот урок усвоить не удалось.

О главном

И все же, все же. Основной способ завоевать зрительскую любовь, а заодно и кассу остается прежним – успешная премьера. Первым всплывает в памяти спектакль академической драмы «Леди на день», поскольку он был последним в обойме, к тому же воспоминания об увиденном до сих пор сильны разочарованием. Впрочем, надо отдать должное руководству – премьера получилась громкой, и не важно с каким знаком, плюс или минус, но внимание общественности привлекла.

Тартюф2.jpg
Тартюф

Событием сезона, по мнению пристрастного зрителя, несмотря на некоторые недоработки, можно назвать транскрипцию «Тартюфа» в молодежном театре от Искандера Сакаева (хотя сам коллектив, судя по премии «Молоток», так не считает).

Премьера балета «Ида» в оперном театре стала действительно красивым действом, каковым оно остается даже в третьем составе, составленном из местных кадров.

Гроза.jpg
Гроза

Интересные работы показали Новый художественный и Камерный театры. Первый выдал «Грозу» на открытие, второй – «Мой внук Вениамин» - на закрытие сезона. Спектакли, о которых хочется говорить и спорить, которые заставляют думать, по-новому взглянуть на знакомые темы, вызывают вопросы и предполагают разные ответы.
Спокойно и как-то незаметно прошла жизнь в кукольном театре и «Манекене», возможно в будущем сезоне театрам удастся возбудить желание в публике, тем более, что кукольники уже в третий раз получили прохоровский грант на постановку, как говорится, сам бог велел сделать что-то стоящее. Разведка донесла, что там репетируют сразу несколько спектаклей, в очереди «Новый Робин Бобин» по стихам челябинского поэта Аси Горской.

мой внук вениамин.jpg
Мой внук Вениамин

Начало нового сезона наступит в сентябре и обещает быть бурным. Помимо кукольного, свои премьеры выдадут оперный (давно обещанный балет «Пахита»), и Камерный («Спасти камер-юнкера Пушкина») театры. Ну а в конце сентября в Челябинск съедутся представители 55 театров УрФО на всероссийский форум, который проводит Союз театральных деятелей. Ждем в гости самого председателя Александра Калягина и других звезд. В начале октября эстафетную палочку подхватит фестиваль «Камерата», который в этот раз пройдет в полном объеме и представит на суд публики более десятка спектаклей. До встречи в новом сезоне!

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»