Меню

Челябинская филармония: 80 лет строить и жить помогает - 3

08.09.2017 18:54 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК.
В нынешнем году челябинская филармония отмечает большую дату – 80-летие. Именно столько лет учреждение трудится на культурном поприще, как поется в еще в незабытой песне: «строить и жить помогает». Делает это систематически и с успехом. Поздравлять заслуженного юбиляра друзья и партнеры будут 18 сентября. «ВЧ» тоже вносит свою лепту – продолжает цикл публикаций о людях и коллективах, которые составляют золотой фонд челябинской филармонии.
Челябинская филармония: 80 лет строить и жить помогает - 3


Полная свобода творчества

«Уральский диксиленд» можно сказать старейшина челябинской филармонии. Большая часть творческого пути длиной в 47 лет прошла под филармоническим крылом. Были времена, когда их пути разошлись лет на 20, тогда диксиленд гастролировал по Европе, потом работал самостоятельно, но в результате пути-дорожки вновь сошлись ко взаимному удовольствию.

- Друзья увидели плакат к юбилею филармонии, на котором мое фото и подпись: «Филармония – это полная свобода творчества». Звонят, говорят: «Слушай, как точно сказано», - музыкальный руководитель знаменитого без преувеличения на весь мир ансамбля «Уральский диксиленд» Валерий Сундарев хитро прищурился. – Если честно, не помню, чтобы именно я это говорил, но это - чистая правда!

- Для нас, нашего коллектива, это самое комфортное и творческое состояние, - добавляет нынешний директор диксиленда Наталья Риккер. – Нынешней весной съездили на гастроли в Дрезден. Это была потрясающая поездка: чудная атмосфера, полные залы, самое поразительное, что наш коллектив до сих пор помнят за границей: люди специально приезжали из других городов, чтобы попасть на наши концерты. Мы проводим множество интересных проектов, хочется думать, что здесь мы на своем месте.

- В этом отношении надо сказать, что нам всем очень повезло с генеральным директором, - вставляет Сундарев. - Пелымский – не просто хороший организатор, адекватный руководитель, он понимает нужды всех работников и относится к ним не формально, а по человечески участвует в решении всех проблем и творческих, и бытовых.

- Вы помните свои первые шаги в филармонии? – пытаю мэтра.

Сундарев.JPG

- Конечно. Начинал в Камерном хоре, пел в хористах у Михальченко, это было в конце 80-х – начале 90-х. Хорошее было время: я был молодым, - проскользнули нотки ностальгии в голосе, - у Владимира Васильевича тогда был творческий расцвет, мы делали интересные проекты. Вообще, у меня с филармонией связаны только самые положительные впечатления.

- И что же вы приготовили к ее юбилею?

- Будем записывать новый dvd (на самом деле их у нас уже несколько). Хотим собрать лучшие номера, из всех программ диксиленда выберем по два, три самых ярких номера и сделаем некую квинтэссенцию. А потом все это презентуем. И еще вот это, - кивает на стол, на котором красуется новый нотный сборник «Мы играем джаз».

Ноты – лучший подарок

Ноты приятно пахнут типографской краской. Джаз-букварь для педагогов и их воспитанников. Небольшие пояснения с веселыми картинками разбавляют нотные тексты Эллингтона, Косма, Дэвиса. В авторской группе сплошь знакомые джазовые фамилии во главе с Георгием Анохиным: Игорь Борискин, Станислав Бернштейн, Константин Щеглов... А на последней страничке знакомый логотип челябинской филармонии.

- Идея изначально прозвучала от Владимира Ошерова (прим. художественный руководитель филармонии), мы хотели сделать нотный сборник, а он предложил: «Давайте не просто ноты издавать, а знакомить детей с тем, что они играют и с авторами, мелодии которых играют», - к разговору подключается Наталья Риккер, музыковед, ее участие в издании пособия также зафиксировано в выходных данных. – Всем нам хорошо известна проблема отсутствия джазового репертуара для детей. Детская стадия «Бэби-джаз», которую возглавляет Георгий Петрович, уже 17 лет проводит джазовый фестиваль, и каждый раз эта проблема возникает. Педагоги ориентируются в первую очередь на классическую школу. Это пособие позволяет частично овладеть репертуаром и понять джазовую артикуляцию, ритм, с которыми классические музыканты не знакомы. Теоретические знания универсальные для любого музыканта, а практические примеры для фортепиано. К каждой книжке прилагается диск с полной фонограммой и двумя минусовками. Для нас издание такого пособия – большая победа.

- Это действительно так, - поддерживает коллегу Сундарев. - В России в принципе появлялось что-то подобное, но более локальное на полусамодеятельной основе, поскольку средств для этого нужно достаточно много. В Челябинске такого пособия еще не делали. Теперь благодаря филармонии оно появилось.

С юбилеем, филармония!

Валерий Сундарев, музыкальный руководитель джазового ансамбля «Уральский диксиленд»
У меня с филармонией связаны только самые положительные впечатления. Это то самое место, которое позволяет музыканту заниматься творчеством в полную силу, претворять все, что знаешь, умеешь, хочешь. Где еще, в какой другой структуре диксиленд мог бы позволить себе сотрудничать с Камерным хором или с целым оркестром «Классика», с великолепными музыкантами, которые приезжают сюда на гастроли.

Продолжение следует

На 30 с небольшим страничек ушло целых два года упорной работы.

- Чтобы опубликовать каждую темку, которой хоть 100 лет, нужно согласовывать с РАО, а это всегда проблематично. В свое время концерт Deep Purple в России не состоялся, знаете почему? – Валерий Петрович делает паузу, чтобы усилить впечатление. - Потому что РАО потребовало у музыкантов заплатить за исполнение собственных же песен еще поездки! И второй пример. Джон Скофилд (прим. знаменитый американский джазовый гитарист и композитор) уже после распада Союза приехал как-то в Москву, попал на «Горбушку», увидел там просто россыпь своих записей по два доллара, в то время как в Америке их продают по 20. Когда журналисты поинтересовались, как он к этому относится, Джон спросил: «Какая средняя зарплата у россиянина? – 70 долларов.

– И они еще платят 2 доллара за мою музыку? Да печатайте на здоровье!» С автором проще договориться, РАО так не скажет…

Титанический труд закончен – 1000 экземпляров для юных джазменов готово.

- Не маловато? – сомневаюсь.

- Ну, это как посмотреть, - усмехается Сундарев. - Если для рок-музыканта тираж в 50-60 тысяч достаточно средний, то для джазовой звезды тираж в пять тысяч очень приличный.

- Для научной и учебной литературы это нормальный тираж, который оставит какой-то след, - согласно кивает Риккер.

- Хорошо, но что дальше?

- В планах сделать такое же издание для духовиков и гитаристов, но прежде нужно понять, насколько это будет интересно, востребовано, не отпугнет ли тех, кто опирается на академическую школу. Это некий пробный шар, - поясняет Наталья. - 8 октября в рамках нашего концерта мы презентуем сборник, а там посмотрим, как его ценят те, для кого он создан.

Джазовая энциклопедия

Параллельно идет работа над энциклопедией челябинского джаза, который на сегодняшний день накопил 85-летнюю историю. И опять филармония «впереди планеты всей».

риккер.jpg

- Это моя давнишняя мечта, - признается Наталья Риккер. - Мы со Станиславом Бережным давно об этом говорили, пытались подыскивать спонсоров, однажды в одном интервью он об этом обмолвился. Получилось так, что эту статью прочитал Алексей Пелымский. Прочитал и предложил помощь. Вот так все сложилось замечательно, к тому же в филармонии уже наработана практика издания подобных книг Конечно, это самое лучшее, что можно было пожелать: есть возможность сделать абсолютно легально и идеально. Я очень благодарна Алексею Николаевичу.
Книга представит всю историю челябинского джаза от его основания до сегодняшнего дня.

- Сейчас уже написана большая часть. Работа была большая – более 10 часов интервью, солидный географический размах, я писала, звонила в Израиль, Хабаровск, США, Питер, Москву, сотни газетных источников, архивы, плюс мои личные наблюдения, которые я веду уже более 20 лет. Задача – наиболее полно рассказать о том, что представляет джаз в нашем городе. Очень в этом отношении помогает Игорь Владимирович Бурко (прим. руководитель «Уральского диксиленда»), у него отличная память, это настоящий кладезь информации. Он рассказывает, что-то напевает, изображает – очень интересно. Весь диксиленд принимает участие в создании, Станислав Бережнов – у каждого есть свои воспоминания.

- И когда мы увидим результат?

- Точную дату не скажу, - качает головой Наталья. - У нас в принципе уже даже верстка готова частично, мы ее делаем параллельно. Надеюсь, что скоро.

С юбилеем, филармония!

Наталья Риккер, директор джазового ансамбля «Уральский диксиленд»
- Еще лет десять назад я и представить себе не могла, что попаду в филармонию. Я работала на радио, и мне очень нравилось то, чем я там занималась. Так получилось, что я пришла в филармонию и теперь я просто не понимаю, как я прежде могла существовать? Думаю, что подсознательно я стремилась именно к этому. Мне важно, что мне доверяют большие проекты, такие как фестиваль Буктмана, «Синегорье», это большая честь. Я считаю, что мне в жизни очень повезло.

Фото предоставлено филармонией.