Меню

«Фотофест»в Челябинске открыл сразу шесть выставок

28.09.2017 16:00 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК.
Размышления по поводу творчества подхватил «Фотофест», следовавший за «Дебаркадером» буквально по пятам. Фестиваль современного искусства сменил фестиваль современного искусства фотографии, предложивший сразу шесть выставок и целую обойму творческих встреч и мастер-классов.
«Фотофест»в Челябинске открыл сразу шесть выставок

40 лет спустя

Две исторических выставки были посвящены итальянскому кино и знаменитому на весь мир журналу Revue Fotografie.

– Я тронута вашим вниманием к журналу, который я редактировала 40 лет назад, – ответную речь госпожа Мразкова, бывший главный редактор, держала на чисто русском языке. – Я, конечно, знала, какую роль играл наш журнал в развитии советской фотографии, но я даже предположить не могла, что через столько лет так далеко от Чехии состоится выставка, которая вызовет такой большой интерес, – чешская гостья была явно взволнована и тронута теплым приемом в Челябинске.

21685926_1942201156030292_5000867564025703931_n.jpg

В выставочно-музейном центре, который был отдан под исторические страницы Revue, народ стоял плотной стеной до самого входа. Фотографы поднимали аппараты, пытаясь снять происходящее у микрофона, где стояли випы. Мразкова вспоминала о былом – теплых отношениях между редакцией и читателями, что по нынешним временам встретить проблематично.

– Читатели присылали тысячи писем и фотографий. Писали все подряд: «Дорогая редакция, у нас родилась дочь», «Дорогая редакция, мы получили квартиру», – вспоминала чешская гостья. – Одно письмо я запомнила навсегда. Это было во время чешской перестройки, в 1968-м: «Дорогая редакция, когда вас будут гнать в Сибирь, остановитесь у нас, мы стоим прямо у дороги, мы вместе попьем чаю».

Глоток свободы

Старшее поколение к журналу до сих пор относится с особым благоговением – для многих в свое время он был путеводной звездой на пути к профессии.

– Фотоаппарат я взял в руки в 1959-м, после армии снимал друзей, знакомых. В 1962-м вернулся в Челябинск, начал работать в уголовном розыске, – рассказывает мэтр челябинской фотографии Сергей Васильев. – И как-то в киоске «Союзпечать» я увидел Revue. Прошу посмотреть: «Нет, это заказ». Но я все-таки уговорил продавщицу, она мне его выдала, а потом и продала, добавив в нагрузку еще штук пять каких-то ненужных журналов. Revue мне открыл глаза на творческую фотографию, открыл другой мир, свободный от пропаганды. С тех пор я регулярно получал его, вплоть до 1990 года.

21761917_1942201742696900_8768407069994932663_n.jpg

До сих пор Сергей Григорьевич хранит старые экземпляры. У него, кстати, самая полная коллекция, которая почти в полном объеме представлена на выставке. Впрочем, полистать раритеты не удалось – они находились под стеклом на стендах. Развороты с фотографиями и цитатами для лучшей наглядности были представлены на планшетах: натюрморты, портреты, репортажи, запрещенная в СССР обнаженная натура. Кстати, оказалось, что уже тогда, в 70-х, Revue проводил свой фотофорум.

– А ваши фотографии здесь есть? – пытаю Васильева.

– Да, и мои фото тоже печатались. Помню, был в Крыму, залез на большую скалу, внизу пляж, и там парочка загорает без купальников, а сверху на них мужик какой-то смотрит, аж остолбенел. Вот этот снимок я отправил в Revue Мне ответили: «А такого же, но без подглядывающего, нет?» Странно, мне, наоборот, казалось, что в этом самая пикантность, – смеется Сергей Григорьевич.

++васильев с мразковой.JPG

Война и мир

Журнальную эстафету подхватил «КоммерсантЪ». Выставка «Война и мир» собрала 50 лучших снимков, причем не только военных. Были среди них вполне мирные на первый взгляд, как «Всемирные игры кочевников», где девушка делает стойку на руках, держа лук в ногах. Или крестный ход по Невскому проспекту от Казанского собора – толпа с иконами и хоругвями наперевес, а на переднем плане бабуля в футболке с Путиным. Но везде, даже на вполне благостных снимках, имеется пусть скрытое, но противостояние – конфликт в душе, война за душу.

Тему войны и мира, противостояния продолжает и главная экспозиция «Человек и природа», приуроченная к Году экологии. Откуда, собственно, и стартовал «Фотофест». Внимая торжественным речам, натыкаюсь глазами на огромный ржавый ковш экскаватора на фоне нежной листвы белокожих берез. Неожиданно узнаю автора – Виталий Воронин. Потрясающий в своей самодостаточности кадр, не требующий ни комментариев, ни сопровождения.

21766613_1942202096030198_5617939599422481263_n.jpg

Тему развивают коллеги. Гусиная стая плывет по пруду за вожаком, а рядом – голые тушки, готовые для продажи. Лебедь, приветствующий зорьку в молочном тумане, и гордый красавец на кочке, замусоренной ящиками, бутылками, полиэтиленовыми пакетами. Человек – главный враг природы, но он же – ее защитник. Малыш поливает четыре чахлых цветочка на черноземе из промышленных отходов. Рядом в рамочке справка: «В Челябинской области 185 мест для отходов, 10 тысяч га занято отходами производства».

Работы южноуральских фотографов поддерживают и дополняют снимки коллег из других регионов. Множество красивейших пейзажей из разных уголков страны, как гимн природе. Кстати, именно эта выставка стала конкурсной. Победителей определили и наградили, а выставку можно посетить до конца октября.

21764855_1320953731348893_8140840659357438707_n.jpg

Восьмой международный фестиваль фотографии «Фотофест» принял гостей со всего Южного Урала, а также из Москвы, Санкт-Петерубрга, Кургана, Башкирии, Азербайджана и Чехии. Участниками стали около тысячи фотографов. В программе трехдневного фестиваля шесть выставок, в том числе по итогам областного конкурса «Экология Южного Урала», творческие встречи, семинары.

Фото Юрия ЕРМОЛИНА, Анатолия ШУЛЕПОВА, Валентины ТОЛМАЧЕВОЙ

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»