Меню

Все идём в театр! В Челябинске всероссийская премьера

28.09.2017 18:00 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Новый сезон челябинская драма открывает всероссийской премьерой – пьеса «Мнение сторон» еще не успела наследить на российской сцене. Пионером челябинский театр стал благодаря московскому гостю Вадиму Данцигеру, который просветил на этот счет сначала театр, а вслед за ним и зрителей.
Все идём в театр! В Челябинске всероссийская премьера
Фото Людмилы ПОТАПОВОЙ

Гений и злодейство

Коротко о главном: автор опуса, британец по происхождению, писатель по убеждению, Рональд Харвуд создал сценическую интригу на основе вполне реальной истории. Главный герой – легендарный, и признанный еще при жизни великим, немецкий дирижер и композитор Вильгельм Фуртвенглер, которого угораздило жить в третьем рейхе и даже помимо своей воли попасть в число фаворитов фюрера вместе с Вагнером и Шиллером. После падения диктатора Фуртвенглеру предъявляют обвинение именно в этом - в том, что он был …любимчиком.

- Пьеса построена на допросах Фуртвенглера, - рассказывает режиссер-постановщик Вадим Данцигер. – С одной стороны это величайший дирижер 20 века, с другой – любимый музыкант Гитлера. Этот контраст двух определений является основой конфликта, в котором одну из сторон представляет сам Фуртвенглер, а другую – английский майор, ведущий допрос. Фуртвенглер никогда не был членом национал-социалистической партии, избегал всех благ, которые давал ему этот статус. Мало того, он всячески помогал еврейским музыкантам избегать печальной участи.

Позиция майора тоже понятна, человек, прошедший всю войну, видевший кровь, смерть, концлагеря, все зверства, которые творили фашисты, считающий немцев полностью ответственными за все, что произошло. Он не видит в Фуртвенглере гения, и считает своим долгом уничтожить его, как яркого представителя зла, руководствуясь принципом «если дьявол избрал тебя своим любимчиком, ты и есть сам дьявол». И та, и другая позиции на 100 процентов убедительны.

Исторический шанс

Мой собеседник, Вадим Данцигер, на Южном Урале оказался впервые, покинув пределы златоглавой.

- Уж не знаю, как директор вашего театра, Елена Анатольевна, меня нашла, - пожимает плечами, - но мы встретились с ней в Москве и договорились о совместной работе. Я отправил ей список пьес и был несказанно рад, что выбрали именно это название. Терпеть не могу ставить спектакли по второму разу.

- Да ладно, - по-станиславски не верю новому знакомцу. – Ни разу не выходили в тираж?

- Было в Краснодаре, ставил Достоевского «Дядюшкин сон» второй раз. Ну знаете, изменить себе с Достоевским – не самое большое преступление, - смеется Вадим. – Ситуация получилась интересная. Позвонил министр культуры Краснодарского края: «Когда у вас есть время?» Прилетаю, садимся с ним за стол: «Мы хотим, чтобы через неделю вы приступили к работе. – Подождите, но нужно хотя бы три месяца на подготовку! – А мы готовы. – Ну тогда я могу вам предложить только повтор». Они согласились.

- Но ведь обычно просят сделать то же самое, что у кого-то увидели. Вы всегда отказываетесь?

- Я просто прошу увеличить гонорар, так сказать, за скучность, причем солидно, и тогда приглашающая сторона сама отказывается. Но в Краснодаре эта фишка не сработала, мне пришлось передвинуть репетиции у себя в театре, и лететь в Краснодар.

В Челябинске Данцигеру предложили совершенно новую постановку – пьесу с незапятнанной сценой репутацией, к тому же нежно любимую самим постановщиком. От такого шанса грех отказываться.

DSC_0061.jpg

Это забытое слово патриотизм

Несмотря на режиссерские объяснения, рискую вступить в дискуссию.

- В чем конкретно обвиняет Фуртвенглер майор? Ведь, как я понимаю, он просто работал в оркестре, исполнял музыку, в принципе не имел никакого отношения ни к Гитлеру, ни к партии…

- Совершенно верно. В отличие, кстати, от того же фон Карояна, который хоть номинально, но в нацисткой партии числился, - кивает Данцигер. – А Фуртвенглер спасал людей – вывозил музыкантов из страны, рискуя жизнью, и не только евреев. Существует огромное количество документов, подтверждающих этот факт.

- Почему это не убеждает обвинителя?

- Майор говорит: «Ты был флагом. Тебя подняли и несли». Когда Гитлер застрелился, по берлинскому радио играли Седьмую симфонию Брукнера, которой дирижировал Фуртвенглер.

- Тогда почему не судили остальных любимчиков – Марлен Дитрих, к примеру?

- Я вам скажу больше. Ле́ни Рифеншталь, кинорежиссер и фотограф, снимала хвалебные оды о Третьей рейхе - «Триумф воли», «Олимпия». После, поехав за войсками в Польшу, она увидела все ужасы, которые творили гитлеровцы, все бросила и уехала в Аргентину, ей никто ничего не предъявлял. Главная вина Фуртвенглера, как считает майор, в том, что он не высказал свою позицию по отношению к происходящему открыто, уехав из страны, как та же Лени.

- А действительно, почему он этого не сделал?

- Как считал мой герой: «Я немец, я должен сохранять немецкую культуру». Это патриотизм в чистом виде, явление очень редкое по нынешним временам. Фуртвенглер вообще фигура уникальная. В финале он даже соглашается с доводами майора.

Суд присяжных

По замыслу режиссера зрители сами должны решить, кто прав, кто виноват. Третьего не дано.

- А вы? Вы на чьей стороне? – провоцирую постановщика.

- Моя задача, как режиссера выдержать нейтралитет. Зрители сами должны решить, кто прав. Зрительный зал здесь выступает в роли суда присяжных, который выносит приговор. Хотя с точки зрения творческого человека, мне лично позиция Фуртвенглера ближе, но я старался оставить ее при себе. У меня, кстати, было ощущение, что и автору, Рональду Харвуду, тоже она близка. Кстати, у него достаточно много написано на военную тему, и периодически он рассматривает ее в сопоставлении с темой искусства. Мне его произведения интересны тем, что позволяют спокойно сесть и поразмыслить. И все те ответы, которые возникают в процессе осмысления, неоднозначны. Фашизм либо есть, либо его нет. Фашизм – это плохо, это не должно повториться. Но как же те люди, которые жили в то время, в той стране – их тоже в расход пускать? Ведь в пьесе очень важное обстоятельство – окончание войны. Кстати, Фуртвенглер изначально понимал, что война когда-нибудь закончится, культуру нужно сохранить в любом случае, кто-то должен этим заниматься.

- Майор не пожелал быть толерантным.

- Ненавижу этот термин, - признается Вадим Иосифович. – Толеран был мерзкий, подлый деятель во Франции. Я никогда этот термин не принимал. Может, стоит вернуться к прежнему определению – гуманность, человечность, чем хуже?

- Почему вы решили, что автор поддерживает позицию Фуртвенглера? Только потому, что он, как и вы, как и дирижер, является творческой личностью?

- В пьесе помимо майора и музыканта, представлена еще и третья сторона, так сказать нейтральная, это стенографистка, дочка генерала, участвовавшего в заговоре против Гитлера, и Дэвид Уилс, американский лейтенант. Они постоянно присутствуют при разговоре, и в финале принимают сторону Фуртвенглера, почему я и говорю, что автор выступает за музыканта.

- Раз вы решили устроить суд присяжных из зрителей, вам было бы интересно, что все-таки решит публика?

- Конечно! Я даже предложил, чтобы зрители на билетах написали имя того, чью позицию они поддерживают. Даже ради этого следует обратиться к такому репертуару.


Вадим Иосифович Данцигер родился в Москве. Окончил Иркутское театральное училище по специальности “Актёр театра и кино”. С 1989 по 1990 году работал актером во Всероссийском объединении “Творческие мастерские”. С 1990 по 1993 году служил в Центральном театре Советской армии. В 1997 году окончил ГИТИС (мастерскую Л. Е. Хейфеца) получив специальности «Режиссёр театра» и «Актёр театра и кино».

В 2013—2014 годах занимал должность главного режиссёра Нижегородского театра драмы имени Горького.


Спектакль «Мнение сторон» челябинского театра драмы претендует на всероссийскую премьеру. Пьеса, написанная Харвудом в 1995 году, на русский язык не переводилась и на российской театральной сцене не ставилась. Первооткрывателем-режиссером, а также и первым переводчиком пьесы «Мнения сторон» стал московский режиссер Вадим Данцигер. В основе сюжета реальные события, происходившиев послевоенном Берлине. Ее главный герой – легендарный, и признанный еще при жизни великим, немецкий дирижер и композитор Вильгельм Фуртвенглер.