Меню

Челябинская «Камерата» forever

16.10.2017 13:30 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК, Оксана ВЕЛИКАЯ
XIII фестиваль «Камерата» отгремел аплодисментами, отшумел обсуждениями, отзвенел бокалами и унесся в темное небо на разноцветных шарах, оставив после себя радостное ощущение полноты театрального бытия, возбуждение от встречи с чем-то новым и даже спорным и капельку белой зависти к тем счастливчикам, кои имеют возможность лицезреть работы победителей чаще, чем один раз в два года.

Всю эту неделю, каждый день мы будем публиковать на сайте отзывы простых зрителей, журналистов «Вечёрки», на каждый спектакль фестивальной программы.
Челябинская «Камерата» forever
Фото Марата МУЛЛЫЕВА

XIII фестиваль «Камерата» отгремел аплодисментами, отшумел обсуждениями, отзвенел бокалами и унесся в темное небо на разноцветных шарах, оставив после себя радостное ощущение полноты театрального бытия, возбуждение от встречи с чем-то новым и даже спорным и капельку белой зависти к тем счастливчикам, кои имеют возможность лицезреть работы победителей чаще, чем один раз в два года.

«Фестиваль прекрасный, программа содержательная, география роскошная», - краткий итог подвел главный критик всея Южного Урала Владимир Спешков. Спорить сложно: у нас встретились Тбилиси, Хельсинки и Улан-Удэ, классика и современность, традиция и эксперимент, моно и стерео. Заветное число 13 стало даже в какой-то мере счастливым: с подачи минкульта тонкая финансовая струйка привнесла живительную влагу, позволила «Камерате» обрести если не мощь, но силу, если не масштаб, то размах. И отыгралось лишь однажды: на спектакле «Палачи» пермского театра «У Моста» вдруг вывалилось окно в холле театра, чем подогрело мистические амбиции главрежа

Сергея Федотова и подстегнуло восторги публики.

Пища для ума имелась в достатке: фестивальные постановки, как правило, это нечто особенное, самое лучшее, штучный товар, эксклюзив. С этой точки зрения было чем поживиться интеллектуалу: тут тебе и мультикультурализм, и черная комедия, и какая-то садистская любовь к Родине («люблю Россию я, но странною любовью»), и подростковая ориентация в мире и в самом себе, монолог гения и богатея – словом, много чего.

А вот пищи для души, на взгляд пристрастного зрителя, в этот раз показалось меньше: старые проверенные знакомцы - театры Коляды и Федотова - разочаровали, новички откровением не стали. Впрочем, человеку свойственно ошибаться: публика вставала стеной и гремела хвалой после каждого просмотра. Каким увидели фестивальные показы простые зрители, журналисты «ВЧ», они расскажут сами.

"Камерата". День первый.

Ремейк «Двенадцати стульев» от Николая Коляды

Пять лет назад, учась в Екатеринбурге, я слышала множество восторженных отзывов о «Коляда-Театре». Хотелось увидеть его воочию, однако никак не получалось: то билеты разобраны, то в тощем студенческом кошельке нет денег, то сессия и какой к чёрту театр, не до него сейчас!.. А потом я и вовсе вернулась в родной Челябинск. Но если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе! Коляда-театр приехал на южноуральскую «Камерату», да еще и «Двенадцать стульев» с собой захватил. «Ну наконец-то посмотрю легендарный екатеринбургский театр!» - подумала я, когда узнала об этом...

- Это какой-то базар! – с такой фразой мы вышли в фойе Камерного театра на долгожданный антракт.

Полтора часа первого действия после рабочего дня — то еще испытание, особенно когда впереди тебя ждет еще столько же.

Первое, что бросается в глаза, — обилие кошек. Чаще всего это были мягкие игрушки и подушки. «Они ограбили детский мир?» - хихикнула я сама с собой. Пушистые и хвостатые, всевозможных сортов и фасонов повсюду: на стенах, в руках актеров, на одежде, на картинах...

l8jQCVGqvog.jpg

В своё время кошка являлась символом мещанства и мелкобуржуазности, поэтому обилие котиков и постоянное мяуканье актеров во время действа — вполне понятно и оправданно.

К слову о символах: как рассказали коллеги, у Николая Коляды — родителя и режиссера театра — никогда и ничего не бывает просто так. Обилие мелких деталей, подкрепленных чрезмерным количеством песен и плясок с незамысловатыми движениями, просто обрушивается на зрителя, и он тонет во всем этом балагане. Приходится сидеть и отделять зерна от плевел. А действие уже ушло вперед, и нужно понять, что ты упустил. Устав от этого, начинаешь поглядывать на часы, задаваясь вопросом, когда же антракт?

++cQTDBVfyAQU.jpg

Второе действие и вовсе скомкано. Сцены поиска бриллиантов сменяются одна за другой — по содержанию романа прошлись, везде галочки поставили. И снова песни и пляски между сценами, как музыкальные отбивки между юмористическими зарисовками в КВН. Убрать добрую часть из них — и спектакль из мучительных 3,5 часов сократится до вполне приемлемых двух с половиной. Но тут нельзя не добавить ложку меда: актеры Николая Коляды пашут на сцене, выкладываясь по полной программе от и до, в пример всем местным театрам.

Непонятным остался подбор музыки в спектакле. К чему в сцене, где Киса и Остап приезжают в Москву, играет песня об Одессе? Для сравнения этих двух городов? Так они просто не сопоставимы. Кто-то из коллег обмолвился, что повествование в спектакле идет в форме рассказов одесского дворика. Но тогда где соответствующий антураж, говор и иже с ним? Ария из пушкинской «Пиковой дамы», зазвучавшая под конец, когда нашлись сокровища мадам Петуховой, преследовавшей Ипполита на протяжении всего действа, вообще не понятна зрителю, не имеющему специального музыкального образования. Опять же спасибо коллеге с музыкалкой за плечами, которая объяснила параллель между Германом и Кисой.

E_kffFOjqt8.jpg

Подводя итог: из всего спектакля мне понравился только Ипполит Воробьянинов, в роли которого предстал Олег Ягодин. Он прекрасно сыграл Кису, который становится главным персонажем. Но здесь он не жадный или робкий интеллигент, каким его представляли прежде, а «маленький человек» современного мира, пытающийся вернуть себе имя и чувство собственного достоинства, которых его лишила нищета. Бриллианты — это последняя надежда вернуть счастливое прошлое и смысл жизни. Увы, она умирает, как и герой в импровизированном гробу под занавес спектакля.

Олег Ягодин из екатеринбургского «Коляда-Театра» признан лучшим актером «Камераты-2017».

Автор отзыва: Оксана ВЕЛИКАЯ.