Елена Никитина: Голос – это божеский дар, он либо есть либо его нет
Ветреная судьба
Родилась в Индонезии, жила в Вологде, училась в Питере…
- Каким ветром к нам, на Южный Урал занесло? – пытаю новую знакомую.
- Да все тем же, - задорно улыбается Елена. – Муж у меня военный, и папа был военным переводчиком, так что кочевая жизнь – моя судьба.
Судьба бросала Никитину из Индонезии в Вологду, из Черповца в Сибирь, попутно расширяя географию деятельности.
- Приезжаем на новое место, я сразу иду в филармонию, говорю: «Люди добрые, помогите, кто чем может», - Елена выстраивает бровки домиком, складывает руки. – Как правило, помогают. Находят паузу в репертуаре. Ну, а потом, на следующий год делаем абонемент. В результате мой сезон расписан: концерты в Питере, Вологде, Череповце – навещаю те города, где уже была.
- И Индонезию? – подначиваю собеседницу.
- Нет! Но очень хочется туда съездить, посмотреть, где жили мои родители. Я была совсем маленькой и ничего индонезийского не помню. Но у папы в то уже время была японская камера, он все снимал, а потом на мои дни рождения устраивал показы с комментариями. И его воспоминания кажутся мне моими. Жили они в советском городке в советское еще время, у меня мечта – когда-нибудь туда вернуться, чтобы увидеть эту страну своими глазами.
Помимо старой камеры и записей из Индонезии Лена привезла позитивный настрой и легкость на подъем.
- Еще в Вологде, где мы жили потом в течение 16 лет, все удивлялись, откуда я такая шустрая. Так это все после Индонезии – там я вдоволь наелась солнца и бананов, так что последних теперь терпеть не могу, - хохочет Елена.
Прорыв в профессию
- До седьмого класса меня было не слышно, не видно. А после пионерлагеря приехала – без ума начала петь, подбирать, организовала в школе вокально-инструментальный ансамбль, после восьмого класса пошла в музучилище, правда, вокального отделения там не было, неважно, закончила как теоретик, да еще с красным дипломом, и поехала в Питер, - рассказывает гостья творческую биографию. – И решила попробовать на вокал, прошла, представляете, аж на третий тур! Комиссия хохотала без умолку, я же не просто пела, я все изображала. Но на последнем туре срезалась – техники не хватило. И тут я узнаю, что на теоретическое отделение я опоздала. Что делать? Один парнишка подсказал: «Иди в мюзик-холл». Прихожу, мне говорят: «Поздно, мы уже набрали ребят в студию». «Ну, - думаю. – Пойду в дворники, но в Вологду не вернусь ни за что, стыдно!» Педагоги увидели мое вытянувшееся лицо, сжалились: «Ладно, спойте что-нибудь». Спела мою любимую, балладу о матери – «Алексей, Алешенька, сынок..» Они пошушукались, вызвали какого-то дядьку старенького (потом узнала, что это руководитель театра был), он меня послушал, говорит: «На второй курс возьму, догонишь? – Убьюсь, но догоню!» И первые полгода, правда, убивалась, но к зиме выровнялась с остальными. А как я была счастлива, когда меня оставили в мюзик-холле. Пять человек взяли из 20, представляете?
Месяц проработала, и грянули сокращения, новичков на мороз сразу, а потом и театр перестал существовать, все рухнуло. Жаль безумно.
Флейта и немножко нервно
Советский Союз рухнул, погребя под собой старый мир. Надо было учиться жить по-новому графику. Вот здесь и пригодился природный позитив из Индонезии. Елена стала делать сольные программы. Поскольку работала для себя и на себя, впрягалась во все тяжкие, начиная с подбора репертуара, заканчивая дизайном костюма.
- Люблю делать шоу, когда в зале много народу, - признается певица. – Стараюсь придумывать что-то интересное. Обожаю петь вместе с залом. Сначала делала это под гитару: свет приглушаем, народ расслабляется, начинает подпевать, душевно получается. Потом надоело, сколько можно? Взяла флейту, получилось, понравилось. Считаю, что нужно разное пробовать.
- А как узнать что?
- Это какая-то чуйка должна быть, она тебя ведет.
- Кто главный критик?
- Я сама. Прошу, чтобы снимали на видео, поскольку у меня своего режиссера прежде не было, спасалась с помощью видео, - (прим. вот когда пригодилось второе высшее образование – режиссерский факультет питерского института культуры), - После концерта отсматриваю, отрабатываю.
- Нравится?
- Ужасно нет! Смотрю раз пять, в последний раз уже под утро, в ужасном состоянии, но с чувством выполненного долга, ложусь спать. Иначе я просто не засну, возбуждение после концерта долго не проходит, его трудно погасить. И я понимаю, почему творческие люди спиваются. Я спасаюсь с помощью видео, смотрю, пока не начинаю зевать. С утра начинают звонить друзья, рассказывать про концерт, я пересматриваю еще раз: вроде неплохо получилось. Ну и слава богу.
На все руки мастерица
Ретро – излюбленная тема последних лет.
– Обожаю попурри, это моя творческая «фишка», - признается вокалистка. Когда занимаешься отбором произведений для программы, многое остается «за бортом», и всегда жаль, что публика не услышит эти произведения. Поэтому я объединяю их в попурри, выстраивая песни в целостную историю. И аккомпанировать себе здесь могу только сама, потому что любой пианист сойдет с ума: через куплет надо перестраиваться на другую тональность, другой ритм.
- То есть аккомпанируете себе сами, гитару и флейту освоили, режиссируете сами, что еще имеется тайное, что должно стать явным?
- Костюмы сценические стала придумывать, - прищурилась Елена. – В течение концерта меняю раз несколько наряды, как это сделать быстро, чтобы не заставлять зрителей ждать? Например, с помощью накидки, когда легким движением руки наряд преображается в новый. И так раз пять за концерт. Бывает, конечно, всякие казусы – каблук за подол цепляется, и туфля в сторону отлетает, - смеется Елена. – Конечно, это доставляет нервозности, зато какой драйв, глаза блестят!
По этой же самой причине (чтобы драйв был) Никитина терпеть не может фонограммы.
- В Вологде на день города я была ведущей. Большой концерт, и я одна пела на нем вживую, представляете? Как же это напрягало звукачей, я столько выслушала, но на своем настояла. Еду в Череповец, включают фонограмму, я слышу, что вместе со мной еще кто-то поет – звукооператор включил плюсовку! Ну вот как все эти люди работают звуковиками непонятно. Я постоянно с ними воюю.
На новом месте
- Нравится очень! – заявляет вполне искренне. – Просто поразил и порадовал ваш худрук, Владимир Ошеров. Я пришла к нему поговорить о концерте, что нужно мне делать, что может сделать филармония. Он сразу: «У нас все всё могут, всё будет, я сам все распишу, и аккомпанемент сыграю». Здорово! Но все-таки минут на 10 я у него пианино заберу, чтобы попурри исполнить. Попросила хореографа мне толкового порекомендовать - для песни Толкуновой – тут же выдали. На всякий случай интересуюсь: «А может быть саксофон, ударные? – Может!» Просто потрясающе. Жаль, что нельзя концерт в трех отделениях сделать…
- Педагогикой не увлекаетесь, опыт имеется?
- Был, это правда. Помню, пошла в школу работать, мне дали класс сольфеджио, захожу – в классе все грустные. «Так, - говорю. – Какая любимая песня? – Белые розы. – Подбираем!» Заодно объясняю им гармонию и прочее. У меня в детстве такие же педагоги были: «Что хочешь играть? – Революционный этюд Шопена. – Ну ладно, разбирай».
- Ну так продолжать планируете педагогические опыты?
- Не уверена. Педработа не способствует творчеству: бумаги, разруливание конфликтных ситуаций. Потом не люблю все эти подковерные игры.
- А с дочкой занимаетесь? – пытаюсь подловить.
- Нет, дочка у меня танцует. Голос – это божеский дар, либо есть, либо его нет. Поэтому пусть развивается в целом как личность.
- Ну, хорошо, а к нам надолго?
- Не знаю, как получится.
28 октября в 18.00 в концертном зале имени Прокофьева состоится концерт «Прощаясь с осенью». Это время года всегда воспевалось поэтами, композиторами. В программе прозвучат романсы, советские песни известных композиторов – Бабаджаняна, Таривердиева, Паулса, Мартынова и др.