Меню

Впечатления челябинского зрителя о заезжем театре из Хакасии. Часть 3

22.11.2017 18:32 - автор Наталья ФИРСАНОВА, Оксана ВЕЛИКАЯ, Андрей ВАГАНОВ

В середине ноября, 10, 11 и 12 числа, в выходные вечера, в Челябинске проходили гастроли Русского республиканского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова. Гости пожаловали к нам из далекого для Южного Урала города Абакана. Журналисты "Вечёрки" посетили все спектакли и поделились своими впечатлениями в материалах. Сегодня публикуем заключительную "порцию" мнений.  

Впечатления челябинского зрителя о заезжем театре из Хакасии. Часть 3
Фото предоставлено РРДТ им. М.Ю. Лермонтова

В театр – на урок литературы, или погружение в историю

Звон колокола, тревожный звук гремящих цепей, стук деревянных колодок, кровавое зарево и грозный топор палача в финале…

На малой сцене Челябинской драмы – гости из Хакасии. Актеры Русского республиканского драматического театра имени М.Ю. Лермонтова дают театральный урок. Тема: «Песня о купце Калашникове». Историческую поэму Михаила Лермонтова изучают в школе, но эпоха Ивана Грозного слишком далека для поколения гаджетов. Между тем именно подросткам, ученикам 7 – 11-х классов, адресован урок-спектакль.

Заботливые учителя постарались, организовали культпоход - половину зрительного зала заняли школьники. Ближе к сцене расположились взрослые театралы. «Дети… Шуметь будут», - вздохнула седовласая поклонница классики. Но юные зрители внимательно следили за происходящим на сцене действом, не шуршали фантиками, не жевали пряники и даже дисциплинированно выключили смартфоны. А во время казни удалого купца Калашникова впечатлительные девочки захлюпали носами.

События в «Песне о купце Калашникове» происходят в Москве XVI века. Но актеры играют так, что не возникает ощущения временной пропасти в несколько столетий. Главный герой – молодой купец Степан Калашников. Таких ребят, торгующих на рынке, можно встретить и в наши дни. А дома ждут простые радости: любимая жена-красавица, детишки малые. Но беда приходит в дом Калашникова. Коварный опричник, приближенный к власти, пользуясь своей вседозволенностью, покусился на честь жены Калашникова, красавицы Алены Дмитриевны. За правое дело выходит молодой купец на смертный бой с Кирибеевичем. За убийство любимого царского опричника поплатился герой своей головой. Честь, достоинство, справедливость - вечные темы, не утратившие актуальности в наше время.

Песнь о купце Калашникове 2.jpg

Со сцены звучит только текст поэмы, без интерпретаций, комментариев и дополнений. Особую атмосферу в спектакле создают фольклорные песнопения. И тут опять-таки никакого отступления от классического произведения. Певучий язык поэмы легко ложится на музыку. Она очень точно передает настроение и меняется по ходу развития сюжета. С радостных народных распевов начинается спектакль, но чем ближе к развязке, тем напряженнее звучание.

В спектакле минимум реквизита. Но каждая вещь работает. Например, перед боем актрисы надевают деревянные колодки, растягивают длинную железную цепь. Получается бойцовский ринг. Когда накал страстей достигает апогея, гремят цепи, стучат колодки. На импровизированном троне восседает царь Иван Грозный. На протяжении всего спектакля он зорко наблюдает за разворачивающимися событиями, бьет в колокол, стучит царским посохом. Немногословный, он вмешивается в события в самые напряженные моменты. Выносит жесткий вердикт купцу, осмелившемуся убить его приближенного. И наконец финал, полный трагизма. Молодой купец, облаченный в красную рубаху «с яркой запонкой», проникновенно прощается с народом, осеняет себя крестным знамением на лобном месте. И большой острый топор палача опускается на плаху…

Спектакль, как школьный урок, занял ровно 45 минут. «Песнь о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове» прозвучала интересно, просто, доходчиво. Наверняка после спектакля зрителям захочется перечитать произведение и, возможно, по-новому взглянуть на историческую поэму.

1.jpg

Стоит ли проверять супруга на «детекторе лжи»?

Мне было интересно сходить на постановку приезжего театра и посмотреть, а как играют там? Смело могу заявить, что спектакль «Детектор лжи», на который мы попали, удался. Зрителю было над чем и посмеяться, и задуматься, а некоторые такие же чувствительные натуры, как я, даже прослезились под занавес. Хороший спектакль — урок для тех, кто хочет посмотреть на семейную жизнь со стороны и, как говорится, намотать на ус.

Согласно программке, «Детектор лжи» — лёгкая, юмористическая камерная история про крепкую русскую любовь, ревность и находчивость.

Простой русский работяга Борис Бызов отметил с товарищами получку. По пьяни куда-то спрятал оставшиеся 16 тысяч рублей, а вот на трезвую голову уже не смог вспомнить, где организовал тайник. На носу Новый год, нужно ехать к маме, а на время отъезда семейства Бызовых пожить в их квартире должна приехать родственница. Вдруг найдет сбережения и присвоит? Жена Бызова, Надежда нашла необычное решение проблемы: вызвала доцента-гипнотизера.

Детектор лжи.jpg

На радость Нади и Николая Николаевича Лебедева, приехавшего впервые в своей жизни вводить человека в транс, сеанс гипноза удался. Сознание Бориса отключилось, а подсознание сообщило, что деньги в туалете за бачком. Казалось бы, проблема решена и все счастливы. Но не тут-то было...

Как это у нас, у женщин, бывает? Есть возможность вывести мужа на чистую воду? Надо пользоваться! Вот Надежда и воспользовалась. И выгребла на свою голову все секреты-скелеты Бориса. Есть только один нюанс, в погоне за правдой мы никогда не задаемся вопросом: а что потом со всем этим знанием делать?

Правда, после, когда Борис очнулся и вкусил все прелести женского разочарования, он отыгрался на жене и буквально заставил бедного доцента, мечтающего побыстрее убраться восвояси от чужих семейных разборок, ввести в гипноз жену. Да, мужчины, как и женщины, тоже жаждут возмездия и правды и ради этого готовы копаться в прошлом.

Детектор.jpg

Надо отдать должное режиссеру Евгению Ланцову и актерам – Галине Архипенковой (Надежда), Денису Энгелю (Борис) и Александру Израэльсону (Николай Николаевич Лебедев) за отлично и комично обыгранную ситуацию. Зал нет-нет, да срывался на хохот от забавных фразочек и неожиданных поворотов. А разборки — кто прав, кто виноват — в замедленном действии с гримасами, кулаками и прочим вообще заставили зрителей схватится за животы и утирать слезы от смеха.

Публика на спектакле была разношерстной и разновозрастной, но все мы могли посмотреть на семейную жизнь со стороны и задуматься, а какая же наша жизнь с любимым человеком? Всегда ли мы бываем честны друг с другом? Да, скелеты в шкафу есть, пожалуй, у каждого человека. Но стоит ли их доставать? Есть такая фраза: «Ты хочешь быть прав или счастлив?», в данном случае ее можно слегка изменить: «Ты хочешь знать правду или быть счастлив?». Зачем ворошить «осиное гнездо»? Да и как потом жить с этой правдой? Думаю, каждый сам определяет для себя ответы на эти вопросы. Мы ушли из театра со своим решением – такими быть лет через 20 точно не хотим.

А сердце и мозг тронула на первый взгляд простая и всем понятная, но почему-то легко теряющаяся в быту мысль гипнотизера Николая Николаевича, выданная в эпилоге: нам дана одна жизнь, и не стоит проживать ее во взаимной лжи, «пилежке» друг друга и копании в «чужом шкафу». Кто ищет скелет, обязательно его найдет. Куда лучше друг друга любить, чтобы потом не было мучительно больно.

Детектор2.jpg

В джазе только Краузе, или импортозамещение в легком жанре

Еще недавно на нашей сцене почти безраздельно властвовали зарубежные авторы развлекательных комедий. Пьесы Рэя Куни, Майкла Камолетти и подобных драматургов были в репертуаре едва ли не каждого российского театра.

Но в последнее время появились и наши, отечественные авторы легкого жанра – например, Александр Коровкин, чья пьеса «Тетки. Семейка Краузе» набирает популярность: в столице, ее поставили и в театре им. А.С. Пушкина, и в Школе современной пьесы. Поставил эту пьесу и художественный руководитель Русского драматического театра им. Лермонтова из Абакана режиссер Евгений Ланцов, а затем (благодаря программе «Большие гастроли») ее смогли увидеть и челябинские зрители.

По сути, нам показали не один спектакль, а сразу два. Первое действие с его немного заторможенным темпом заставляло предполагать, что перед нами некий «русский МакДонах» с акцентом на черный юмор и переживания по поводу трупа в шкафу. Вместо ирландского колорита в репликах персонажей присутствовал советский – например, замечательная фраза «от словосочетания «забота государства» срабатывает рвотный рефлекс…». Блистательно разыгранная история о том, как две провинциальные пожилые дамы случайно отравили чиновника, пришедшего, чтобы «отжать» у них дом, собрала немало аплодисментов.

Тётки. Семейка Краузе (21).JPG

Во втором действии история уверенно вырулила на «водевильные» рельсы, тем более, что на сцене появляется еще один традиционный герой развлекательной комедии – мужчина, переодетый в женское платье. Как водится, он тут же отвлекает внимание от проблем с мертвым телом – хотя труп периодически продолжает появляться на сцене, потому что персонажи никак не могут решить, куда его спрятать. В финале звучит классическая фраза из фильма «В джазе только девушки»: «У каждого свои недостатки», а как бы умерщвленный чиновник вообще удивляет всех, неожиданно реагируя на звонок телефона…

К чести режиссера и актеров спектакля, постановка избегает пошлости и откровенного заигрывания со зрителем. Есть некоторый интерактив: например, когда персонаж-полицейский всерьез хочет пригласить понятых из зала. Но это – одно из правил заданной театром игры, где все как будто всерьез, но на самом-то деле…

И это очень редкий случай — как правило, к постановкам легкого жанра в театрах относятся небрежно, и они превращаются в собрание заезженных штампов. И Евгений Ланцов, конечно, без штампов не обошелся, но их немного, и как иронично они обыграны! Перед нами качественный спектакль, а не просто зрелище для наполнения кассы.

Актеры замечательно вжились в свои роли. Хорош, и незадачливый продюсер Роберт (Александр Израэльсон), и его немного истеричная невеста Инга (Наталья Мищакова), и всегда появляющийся некстати полицейский Кувыкин (Игорь Герман), и уверенный в своей правоте чиновник Бабакин (Станислав Клапин). Денис Энгель очень точно сыграл Эрика – брата Роберта, который бежит из колонии, переодевшись в женское платье. Этот бывший актер кукольного театра, получивший первый срок за то, что избил режиссера (с великолепным пояснением: «после того, как режиссер изложил ему концепцию спектакля»), воспринимает неожиданный наряд как шанс сыграть современную героиню. Что вполне логично после роли Джульетты в арестантской «труппе». Роль вполне удалась: одинокий Кувыкин даже начинает всерьез ухаживать за незамужней дамой.

Тётки. Семейка Краузе (141).JPG

Однако подлинным бенефисом спектакль стал для Галины Архипенковой (Грета) и Людмилы Лосяковой (Роза). По сюжету их героини – потомки переселившихся в провинцию обрусевших немцев, не растерявшие ни старомодной интеллигентности, ни немецкой аккуратности. Прибавьте к этому неистребимое чувство «медицинского» юмора (сестры работали медиками, продолжая семейные традиции) – и получатся персонажи, которые обречены на успех у зрителя. Конечно, при условии, что роли эти будут играть настоящие мастера своего дела — а в спектакле абаканского театра именно это и случилось.

Еще хочу подчеркнуть внимание режиссера к деталям, которые абсолютно необъяснимы, но сообщают спектаклю дополнительные краски. Пусть нам непонятно, почему невеста Роберта говорит со странным акцентом, и почему все персонажи так любят песню «Что тебе снится, крейсер «Аврора»?», — без этих странных «виньеток» представить постановку весьма сложно.