Меню

Бессмертные отпечатки

23.11.2017 17:30 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Музей искусств, что на площади Революции, сменил декорации, сделал это кардинально и неожиданно (не по срокам, а по сути). Бессмертные живописные шедевры из запасников Третьяковской галереи сменили современные фотографические изыски из коллекции нашего земляка, изыски не слишком типичные для музея искусств, скорее атипичные или амбротипичные. Именно так и назвали последнюю выставку - «Амбротипия».
Бессмертные отпечатки
фото Андрея ЖАТКОВА, из открытых интернет-источников

Серебро для Серебрякова

«Звезда пауэрлифтинга и социальной рекламы…., завоевал славу не только в Челябинской области, но и на международной арене,… выступает в качестве необычного фотохудожника, …. получая необыкновенные снимки», - захлебывался избытком чувств релиз. Такая массированная атака заставила встать в стойку, ибо как известно хорошая реклама в товаре не нуждается.

Товар вместе с лицом был представлен на вернисаже. Более 100 работ и пресс-конференция. Главный козырь – та самая амбротипия, старинная техника фотографии, с которой никто из южноуральских профессионалов не имеет дела.

- В России в этой технике работают порядка 30 фотографов, а Челябинске только один, Алексей Серебряков, - комментирует куратор выставки и группы Soft Focus Светлана Ветрова.

После такого комментария рейтинг мероприятия вырастает до разряда эксклюзива. Проблема в сложности и дороговизне: изображения делаются не на пленке, а на стекле, в состав реактивов входит нитрат серебра, как не крути металла драгоценного.

- В моей классификации самых дорогих хобби сначала идут яхты, потом — «Формула-1», а за ними сразу амбротипия, - признался в одном из интервью коллега-амбротипист с Украины Сергей Лазарев.

Понятно, почему подобная съемка – удел немногих избранных.

К тому же результат не гарантирован, поскольку зависит от множества условий и даже от движения воздуха. Светочувствительность коллодия (прим. раствора, который служит основой амбротипа) низкая, значит, требуется хорошая световая аппаратура, на съемку и проявку уходит максимум 10 минут, пока раствор не засохнет. Снимаешь зимний пейзаж, а проявить пластину нужно тут же, не отходя от кассы. Передвижная студия желательна! Сплошные затраты и проблемы. Впрочем, знатоки говорят, что результат того стоит - получается впечатляюще для зрителей и неожиданно для автора.

++DSC02727_новый размер.jpg

Увидеть и ощутить

- Я фотографией занимаюсь более 20 лет, начинал с узкой пленки, работал с цифрой, возвращался к пленке, постоянно искал свой фотографический тип. Сейчас, когда вижу какой-либо предмет, знаю, в какой технике он будет лучше всего выглядеть, - поясняет журналистам автор.

- Чем привлекает амбротипия?

- Снимок получается объемным, глубоким. Мне важно передать ощущение предмета: если это гранат – то бугристую поверхность..

- Как вы на нее вообще вышли?

- Смотрел работы Бурлацкого, - пожимает мощными плечами. - Люблю искусство, с детства интересовался фотографией. Сейчас все свободное время провожу в студии, за два года сделал более 300 снимков.

Несмотря на 20-летнюю деятельность, на не слишком долгой памяти пристрастного зрителя, это первая персональная выставка спортсмена, парфюмера и фотографа-любителя.

— Мне важен художник Алексей Серебряков потому, что он сумел извлечь 80 процентов возможностей, которые может дать амбротипия для искусства, - говорит Ольга Конфедерат, прежде позиционировавшая себя как киновед, резво декларирует свои позиции в фотоделе.

Впрочем, с учетом того, что на арт-просторах Южного Урала аналогов для сравнения не имеется, спорить не приходится, можно и все 100 процентов записать в актив.

+DSC02689_новый размер.jpg

Портрет Дориана Грея

Черно-белая фотография у профессионалов на особом счету. Монохром стирает внешний слой, проникая в суть вещей и фокусируя взгляд на самом важном. При этом он не нивелирует краски мира, но передает их иначе – через эмоцию, впечатление. Добавьте к этому эффект непредсказуемости, сотворчества с его величеством Случаем – представление об амбротипии готово.

Выставка получилась разной, неровной и тем более интересной. Гранат, о котором говорил автор, выглядит не только рельефным, вспоминается вкус – темно-сладкий с терпкой ноткой. Щетинки папоротника щекочут глаз. Старинный фолиант огромно безразмерный, осыпавшийся по краям, как сама история. Такое впечатление, что он выступает за края рамки, нужно обойти, чтобы не помять. Эффект 3d реально присутствует. В пейзажах – менее, в них важнее настроение, которое меняется, бликуя под лампами, от проходящих силуэтов. Развалины, даже не слишком древние, в таком исполнении сразу претендуют на шедевр.

Самое потрясающее – портреты, они магнитом притягивают внимание. Черты лица обостряются, подчеркивая харизму, если она есть (как у Деревягина, Назарова, Каплуна, Островского и даже совсем немедийных лиц), обнажают сущность, как в портрете Дориана Грея - тот самый вариант, когда мистическим образом произведение искусства становится выше воли и способностей творца, сильнее желания модели «соответствовать». Конфликт черного и белого, света и тени устраняет разноцветное многословье, выставляет главное, если оно есть, конечно, делает тайное явным. Контур профиля, поначалу напоминающий о богине «таинственной невстречи», в сочетании с дежурной улыбкой, пустым взглядом, рождает пародию, навевая печальные аналогии. Порожняя спесь, рисовка проступает сквозь реактивы амбротипии, оставляя за стеклом искусный грим прикрытия, как ненужное и поверхностное. Амбротипия обнажает внутренний мир, как алкоголь обостряет чувства - некоторые местные известности предстают в неожиданном свете. Свойство действенное, но опасное. Впрочем, такая расстановка сил, намеренная или случайная, даже усиливает впечатления, ведь все познается в сравнении.

DSC02731_новый размер.jpg

  • Амброти́пия в переводе с греческого «бессмертный отпечаток». Считается, что именно с ее появлением фотография начала свое массовое распространение. Первооткрывателем мокроколлоидного процесса в 1851 году стал англичанин Фредерик Скотт Арчер. Смысл процесса заключается в получении и последующем закреплении изображения на стеклянной пластине.