Меню

Евгений Ланцов: «Это не просто гастроли, а творческий отчет о проделанной на выезде работе»

23.11.2017 15:55 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Главный режиссер хакасской драмы человек Челябинску не чужой. Евгений Ланцов учился у Наума Орлова, а потом творил плодотворно на разных челябинских сценах. Старожилы помнят его шедевр в ТЮЗе под ленинским лозунгом «Учиться, учиться и учиться», а в Новом художественном театре до сих пор с его легкой руки идет «Марьино поле». Так что встреча на родной земле стала особенной.
Евгений Ланцов: «Это не просто гастроли, а творческий отчет о проделанной на выезде работе»

Звезды сошлись над Челябинском

- Вы сами захотели приехать в Челябинск?- пытаю старого знакомого после церемонии торжественной встречи.

- Не поверите, это стечение обстоятельств, - щедро улыбается Евгений Юрьевич. - Рассматривали разные варианты: Томск, Омск, Иркутск, но звезды сошлись над Челябинском. Может потому, что кукольный театр сюда поехал, а нас к ним прикомандировали (прим. о гастролях Абаканского театра кукол в Челябинске ВЧ уже писала тут).

- Тем не менее, не будете отрицать, что с этим городом у вас особые отношения…

- Не буду. Это не просто гастроли, а своего рода творческий отчет о проделанной на выезде работе.

- Признайтесь, волновались?

- За себя нет, а за ребят – да. Но все прошло хорошо: артисты довольны, публика тоже, все прошло удачно.

 Уже 17 лет Ланцов провел «на выселках» - работал в Лысьве, Кемерово, Екатеринбурге, попутным его занесло в Абакан…

- Так вы все-таки наш, челябинский?

- Нет, я уже давно неместный! – машет рукой. - Шестой год живу на выезде, хотя первоначально планировал поработать в Абакане только год, а вот как получилось.

- И ничего не дрожит, когда входите в этот театр? – лезу под шкуру.

- Отчего же? Дрожит, - добродушно соглашается. - Как только вхожу в театр драмы, всегда вспоминаю Наума Юрьевича: как у него учился, работал.

- Что считаете самым главным, чему смог научить Орлов?

- Главное, чему он учил: артистов надо любить, какими бы они не были.

- А говорят, что артисты – это злые дети.

- Говорят немножко по-другому, - подмигивает Евгений Юрьевич. – Но не суть. Это правда, поэтому главное в работе режиссера – терпение. Нужно терпеть и не ждать от них благодарности.

Почему обиделись чиновники?

Еще на родине, в Челябинске Ланцов славился своим пристрастием к современной драматургии. Своим принципам он оставался верен везде, даже на краю земли. 

- Современной драмой начал целенаправленно заниматься с самого приезда, организовал лабораторию, проводил читки, - охотно рассказывает. -  Да, поначалу было сопротивление и серьезное. Кто-то и сейчас, кстати, говорит, что классики мало, надо ставить классику. Я согласен, но вспомните: Чехов когда-то тоже был современным автором, которого долбили критики, не принимали зрители – его «Чайка» с треском провалилась. А Шекспир писал тексты и тут же раздавал их актерам, которые выходили на сцену. Он был суперсовременным драматургом. Это сейчас они классики. Так что современная пьеса необходима театру, который хочет быть живым.

- Как удалось убедить, уговорить?

- Произошло само собой, как только артисты поймали успех, это оказалось интересным зрителям, в том числе молодежи. В это все поверили. И пошло, поехало. Писали, получали гранты, только у Прохорова целых два раза выигрывали. Главное, что современная драма востребована у публики. Это, кстати, стало определяющими принципом нашей лаборатории: мы предлагаем несколько пьес, а зритель выбирает то, что ему нравится.

- А в гастрольную афишу такие спектакли попали?

- Все спектакли, которые вошли в афишу, были выбраны зрителями, за исключением «Теток» (прим. спектакль «Семейка Краузе»). Эту комедию выбрал я. Давно искал интересный материал. Я бы назвал ее «народной комедией», поскольку в ней народ отстаивает свои права на достоинство, на свой выбор. Мы специально усилили сатирический акцент – противостояние с чиновником. Мне потом говорили, что после премьеры министерство культуры чуть не в полном составе обиделось на спектакль. Тем не менее он бьет все рекорды по посещаемости.

Братья по крови

Открывались гастроли пьесой Ярославы Пулинович «Земля Эльзы», которая если еще не успела стать культовой, то популярной наверняка.

- Ее бросились ставить все, но не у всех она получается, а знаете почему? – выжидает мхатовскую паузу режиссер. - Все дело в Василии. У автора он выписан несколько иным, более простым, что ли, а я сделал акцент на его невостребованности, поэтому он так переживает, рефлексирует, что приходит 1 сентября. Эльза в буквальном смысле спасает его.

- Мне показалось, что челябинцы приняли этот спектакль, несмотря на то, что это совсем не развлекаловка. В нашем городе публика другим жанрам предпочитает комедию, что поделать, типичный рабочий депрессивный город. А как у вас, в Абакане, публика более интеллигентная?

- Да вы что! Абакан всегда был местом ссылки, куда еще со времен российской империи высылали. Город рабочий, находящийся в так называемом «красном поясе», где сильна власть силовых структур. Может, поэтому здесь все воспринимают серьезно, и даже комедии не слишком любят. Я поставил «Одолжите тенора» Людвига Кена, замечательный спектакль с очень красивыми костюмами, хорошей музыкой, и представляете, он не пошел. Позже мы выиграли грант Прохорова и решили сделать драму «Тихий шорох шагов» - спокойно, без изысков. И народ пошел! Рыдал на спектаклях… Это что-то... В Абакане до сих пор работает советская установка: «Театр – это кафедра». Главная фраза, которая постоянно звучала и начала меня раздражать: «чтобы было о чем подумать». Ваш театр повез на гастроли в Абакан «Продавец дождя», его там приняли на ура, потому что в абаканском театре была аналогичная постановка, которая продержалась в репертуаре дет десять, «Отель двух миров» по пьесе Шмита тоже долго собирал залы. Серьезный народ живет в Абакане, я бы сказал, народ с насупленными бровями.

- Челябинск вроде как тоже славится «суровыми челябинскими мужиками»..

- И все же, челябинцы воспринимали этот спектакль более многопланово: оценили юмор, какие-то несовпадения, несоответствия, хорошо реагировали. Абаканская публика этот спектакль принимает более серьезно, прямолинейно что ли.

Бег за горизонт

Аплодисменты отгремели, цветы завяли, что дальше?

- Уезжаю в Москву, - докладывает Евгений Юрьевич. – Уже уволился, попрощался с труппой. 

- Круто. Не жаль оставлять театр, бросать наработанное?

- Я давно уже понял, что театр везде один, и не важно, где работать: то, на чем останавливаешься в одном театре, можно продолжать в другом. Творческий процесс не прекращается с переходом на другое место работы. Просто не могу сидеть в одном городе. Такое впечатление, что внутри действует некая программа, которая исчерпывается, и нужно предпринимать что-то другое. Недавно мы встречались с Сережей Федотовым, сидели, разговаривали. Мы с ним вместе начинали: в Челябинске был театр «У паровоза», у него в Перми – «У моста». И он до сих пор там работает, завидую таким людям.

- В Москве ставить сложнее?

- Мне легче, более комфортно. Там в целом более высокий профессиональный уровень, причем солидно выше. Плюс к этому существует конкуренция, поэтому артисты от ролей не отказываются – ведь им сразу же найдут замену.

- Нет, с материальной точки зрения, сейчас и в столице существуют проблемы, с другой стороны, у московских коллективов есть возможность подтянуть спонсоров.

- Что и где будете ставить?

- В Новом Драматическом театре  мне предложили поставить «Лес».

- Что вы постоянно ищете?

- Да… счастья, наверное. Оно где-то впереди. Бег за горизонт, который всегда отодвигается. Иногда хочется остановиться, отдохнуть.. Я очень люблю спать, лежать на диване и ничего не делать.

- Да ладно! – играю в Станиславского. - И как долго вы так протянете?

- Дня два.

- Договорились: в Москву, потом два дня отдыхаете, и к нам. Неужели не хочется вернуться?

- Да, я бы поработал в Челябинске, все-таки тянет на родину. В прошлом году даже переговоры вел с вашим министерством. Пока не получилось, но я не в обиде, в Москве тоже неплохо.

  • Евгений Ланцов— театральный режиссёр, с 2011 года и по настоящее время — главный режиссёр Русского республиканского драматического театра имени М. Ю. Лермонтова (Абакан, Хакасия). Автор более сотни постановок в театрах страны. 

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»