Меню

Владимир Карачинцев: "Человек должен получать кайф от того, чем он занимается"

05.12.2017 17:30 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Пять лет назад мы уже встречались в том же кабинете в том же составе, призов только стало больше, а свободного места меньше – пять лет «уральцы» под чутким руководствам своего директора не сидели, сложа руки – аж до Южной Кореи добрались и как раз аккурат к юбилею любимого руководителя. 28 ноября Владимиру Карачинцеву стукнуло 80, 55 лет из них он посвятил любимому и творческому делу.
Владимир Карачинцев: "Человек должен получать кайф от того, чем он занимается"
фото предоставлено филармонией

Все лучшее для народа

- О чем говорить будем? – кокетничает новоиспеченный юбиляр.

- О вас, любимом, - подыгрываю. – Разговор будет долгий, все-таки 80 -летний юбилей.

- Так я Лиде Садчиковой уже все рассказал, и не по разу, - ерзает на стуле.

О том, как жило-было их у отца две сестры и семь братьев, как заразила их танцами старшая сестра, как был любимым учеником Натальи Карташевой, как организовали они с братьями знаменитый ансамбль «Уральская скоморошина», с которым объехали весь СССР, встречались с самой Шульженко, и как в 1984-м стал директором «Урала». Судьба у Владимир Карачинцева интересная и долгая – не на одну книжку хватит.

- Ну раз все рассказал, больше не надо. Просто билетик дайте на юбилейный концерт? Страсть как люблю, когда ваш «Урал» танцует! – (святая правда, между прочим).

- Сейчас! – роется в ящике стола, радуясь, что легко отделался от интервью (как ему кажется). – Я тут выпросил немножко для своих, - комментирует, - сын из Германии приезжает, жена с дочкой и внучкой из Бельгии, прихожу в кассу: «Дайте билетиков? – Мест нет. – Как? – Ты что, Петрович, их за месяц до концерта раскупили, еще даже афиши не было. – А зачем тогда баннер повесили? Убирайте, нечего народ нервировать», - пересказывает диалог. – Эх, надо было в оперном театре делать, там зал больше, но договариваться с соседом совсем трудно стало. Вот, нашел! – вручает заветный пригласительный.

- Что в концерте будет?

- Лучшие номера для народа.

- А для юбиляра?

- Юбиляр будет за кулисами стоять, нечего места в зале занимать, ну на сцену выйду прогуляться, поздравление получить,- подмигивает.

Танцы по наследству

- Говорят, ваш сын у нас мастер-классы проводил? – не тороплюсь оставлять поле боя, обхожу с тыла.

- Да! Андрей закончил два хореографических училища – в Перми и Ленинградское, потом работал в Вильнюсе. Когда началась вся эта заваруха с распадом Союза, поехал в Польшу – в России тогда ловить нечего было, зарплату по девять месяцев не платили. Но в Польше никогда не было хорошего балета, он перебрался в Германию, сейчас работает в Праге, живет в Дрездене. Он у меня балетмейстер, - звучит не без гордости.

В принципе, какая разница с какой стороны заводить разговор? Главное понятно: династия продолжается!

- А дочка, которая в Бельгии, тоже танцует? Как она вообще туда попала? - продолжая тему, подливаю масла в огонь, памятуя уже напечатанный соперниками рассказ о жене Валентине, с которой на заре туманной юности, еще до знаменитой «Уральской скоморошины», Карачинцев танцевал дуэтом.

- Вышла замуж за бельгийца. В 1995-м мы поехали на гастроли в Бельгию (моя Вера тогда в «Урале» танцевала) и сразу двух девчонок потеряли, а потом еще трое туда замуж отправились. Сколотили танцевальную группу, у них есть свой импресарио, заказы, до сих пор выступают, но теперь уже как любители, работа у них совсем другая.

- Внуки тоже пляшут?

- А как же! Вовка, внук, танцует во Франции, пошел по фольклорному направлению, участвует в фестивалях.

- Работать успевает?

- Знаешь, кем он работает? – хитро прищуривает дед. – Мясником! – торжествует, видя мое удивление. - Начальник мясного цеха, - уточняет. - Колбасу за пищу не признает, даже заграничную. От него я узнал, какое мясо самое лучшее, - делает паузу, не дожидаясь ответа, – внутреннее – м-ммм! Прямо тает во рту, жевать не надо. Только вот у нас в супермаркетах я такого найти не могу…

A54T3674.JPG

Государственный вопрос

- Скучаете без них? Вы тут, они там…

- Думаю, да. Я вообще не знаю, что такое скучать, - неожиданный ответ. – Вся жизнь в разъездах. Как в 17 лет поехал первый раз на гастроли на XI съезд профсоюзов, так и не прекращаются поездки до сих пор. Скучать мне некогда. Можно, конечно, сесть на завалинку, ничего не делать, но человек сразу хиреть начинает, чувствует себя ненужным, на этом жизнь заканчивается. Я вообще не понимаю, почему к пенсионерам сейчас такое отношение, ведь многие еще могут, а главное, хотят работать, и у них есть опыт, знания, ответственность – как раз, чего сейчас катастрофически не хватает во всех сферах. Но это риторический вопрос, для его решения нужно в корне менять государственную политику. Когда меня спрашивают «в чем секрет долголетия?» всегда отвечаю: в работе, любимой работе, но не в лямке, которую нужно тянуть. Человек должен получать кайф от того, чем он занимается. Я уже три года не был в отпуске. Отдел кадров вызывает: «Идите в отпуск! Иначе нас накажут». Взял, через три дня звонит Пелымский (прим. А.Пелымский, гендиректор филармонии), один вопрос, второй - так весь отпуск и провел. Да мне несложно, - отмахивается. – Прибежал из Кисегача. В смысле: прыг на электричку и в город.

- Думала, вы в прямом смысле бегаете, с вас станется, - подкалываю, делаю удивленные глаза.

- А что? Я до 60 лет бегал кроссы, в парке Гагарина вдоль детской железной дороги. Сейчас колени болят, - оправдывается. – Сейчас больше гуляю. Живу почти что в лесу, для прогулки дружок у меня есть, Теддик, - показывает рукой над полом. – Покупали болонку, а получили терьера, ну и ладно. Терьер – это хорошо, у меня разные собаки жили, даже алабай – вот с ним проблем много: в город его не привезешь, как он в квартире жить будет?

Об общественном транспорте и квантунской армии

- Стою как-то на остановке в девять вечера, жду троллейбуса и думаю: а при советской власти троллейбусы ходили до 12 часов ночи, а трамваи аж до часу, и ходили регулярно! Я жил в Ленинском районе в военном городке, а на трамвайчике ездил на ЧТЗ заниматься танцами. Занятия начинались в восемь вечера, многие же после работы на них приходили, и часиков до 11. Потом мы с парнями шли провожать Наталью Николаевну (прим. Н.Карташеву, у которой в студии занимался Карачинцев). Доставляли прямо до квартиры – в то время шпаны было на улице много. По пути она нас воспитывала, уму-разуму учила, был у нас в группе такой Владимир Минзелинцев – настоящий бандюган, а благодаря Наталье Николаевне хорошим человеком стал, артистом. Мы ее проводим, а потом по домам – никаких проблем с общественным транспортом не было, не то, что сейчас.

- Что же, тогда лучше жить было?

- Как сказать…, - задумался. – Помню, когда Сталин умер, мы все в школе так ревели, для нас он был царь и бог – портреты висели на каждом шагу. Хотя в военные годы совсем плохо жили, тяжело. Нас военные спасали – в Ленинском районе стояла танковая дивизия на случай вторжения квантунской армии. Вокруг озера Смолино степь была, и заросли картошки. Мы приметили, что солдаты там консервы американские прячут, может кто-то хотел домой отослать или что-то еще. Так мы их тырили, один раз откопали банку нашей тушенки запечатанную, вскрыли, а там песок – на заводе раньше нашего сперли. А еще делали крючки из проволоки, едет машина с капустой, закидываешь крючок и стягиваешь кочан. На путях жмых собирали, жевали. Если попался подсолнечный – почти праздник.

- Могли же расстрелять за это..

- Могли, а есть-то хочется. Каждый день кто-то умирал. Но дети все равно дети, и в войнушку мы играли, и кино смотрели. Пойдем с ребятишками в клуб, втихаря залезем к солдатикам на коленки, я раз 20 «Ленин в Октябре» посмотрел. Они нас жалели, не выдавали. Вообще в то время народ дружнее был намного, добрей что ли. Друг за дружку переживали, помогали. В 63-м, помню поехали с гастролями на Дальний Восток, я как раз в эстрадном коллективе работал. Прибыли в Магадан, там директором дворца была женщина, бывший майор МВД, рассказывала, как осужденных по 58 статье к ним присылали. Морозы, цинга, по трассе на каждом километре по пять, шесть трупов, а тех, что довозили, кормить было нечем, их грузили на барже и топили.

В унисон

- Владимир Петрович, посмотрите, текст буклета, - разговор прерывает гостья как раз вовремя, на самой высокой ноте.

- Мы недавно вернулись с культурного форума из Санкт-Петербурга, - Петрович (так все зовут Карачинцева в филармонии) возвращает в современность. - На секции встречались с коллегами, чтобы обсудить проблемы. Хотим возродить ту систему работы, которая существовали при Союзе, когда не только московские коллективы могли гастролировать по стране. В свое время мы с «Уральской скоморошиной» где только не были, в Москве выступали. Сейчас далеко не все коллективы могут себе такое позволить, в результате многие оказываются в изоляции – про них мало кто знает, они варятся в собственном соку, а ведь в стране действительно много хороших коллективов. Вот сейчас надо написать и послать предложения.

- Разведка донесла, что возобновляете дружеские отношения с хоккейной командой «Трактор»?

- Есть такое дело. У клуба юбилей намечается, правда, поменьше, всего-то 70-лет, - подмигивает. – Позвонили, предложили возобновить номер, который мы с братьями когда-то делали, назывался он «Ритмический унисон», - машет в строну фотографии, где он с братьями красуется в фирменной трактористской форме. Звоню брату Леньке: «Сможешь? – Смогу. Только живот согнать надо», нарастил себе трудовой мозоль, понимаешь.. Глядишь, может и они к нам на концерт как-нибудь забредут.

- Последний вопрос: о чем мечтает юбиляр?

- Хитрюга! Развела-таки на интервью, - машет руками. – Ну да ладно. Мечты? О семье: чтобы все были здоровы, и чтобы удалось дождаться правнуков. Вовка, ты на очереди первый!

DSC_4047.JPG

  • Владимир Карачинцев, директор государственного танца «Урал», заслуженный работник культуры РФ, награжден медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, является лауреатом премии Законодательного собрания Челябинской области за значительный вклад в развитие культуры и искусства
  • 29 ноября в концертном зале Прокофьева Владимир Карачинцев отметил двойной юбилей: 80-й день рождения и 55-летие творческой деятельности.