Меню

Новогодние впечатления

16.01.2018 10:30 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Для всякого семейного человека Новый год – это не только традиционные шампанское, мандарины и оливье (которые, к слову, утратили свой особый статус, перейдя в разряд повседневных бытовых радостей). Это еще и новогодние утренники с хороводом вокруг елки, которые случаются уж точно только раз в году и которые обязан посетить всякий уважающий себя и любящий своих чад родитель. Заодно можно составить новогодний рейтинг представлений.
Новогодние впечатления
фото предоставлено театрами

Дефицитный продукт

Детская публика в нашем «культурном» городке совсем не избалована театральными зрелищами. Целенаправленно сеет разумное, доброе, вечное в сердечках ребятни разве что кукольный театр. Бывший ТЮЗ давно уже открестился от воспитания подрастающего поколения, переключившись на молодежную аудиторию, тем самым усугубив дефицит постановок для детей. Остальные вспоминают о юных зрителях раз в году – под Новый год.

Новогодняя кампания в очередной раз продемонстрировала большой зрительский спрос – уже в начале декабря билеты на новогодние елки были практически распроданы. Удивительно, что на столь страстное родительское желание выкладывать денежки за детский продукт, театры так слабо реагируют и пытаются «сделать кассу» за счет интеллектуальных станковых полотен для взрослых. На взгляд творца это более солидно и серьезно. Детский же репертуар большинство гениев от театра считает второсортным, несмотря на избитую истину, что спектакли для детей нужно делать также, как для взрослых, только еще лучше. 

Однако главная проблема (по мнению пристрастного зрителя) даже не в этом. Спектакль для детей должен быть в первую очередь интересен детям, а не мамам, папам, дедушкам и режиссеру. Последний, зачастую пытаясь понравиться всей родне, наворачивает в какой-нибудь «Курочке-Рябе» аллюзии, цитаты, скрытые смыслы, забывая, что родители по большей части смотрят не сам спектакль, а как на него реагирует чадо, и если ребенку становится скучно, никакие смыслы не удержат семью в креслах до финала. Поэтому изначально лозунг «театр для всей семьи» абсурден.

Второй момент, который выпадает из поля зрения постановщиков: детсадовец в 5 лет и 12-летний школьник – дистанции огромного размера. Спектакль для малышей вряд ли будет интересен подростку. Слава богу, это поняли в филармонии, где уже несколько лет работают с грудничками, детсадовцами и школьниками, стараясь подобрать свой ключик к каждой категории. С нее, с филармонии, и начнем.

Всего понемножку

Записав себя с племянницей в старшую категорию, мы отправились на «Новогодние приключения Маши и Вити». Сюжет известен благодаря популярному, хоть и советскому фильму: Маша верит в чудеса, а Витя - в научно-технический прогресс. Вместе им удается победить Кощея и вызволить Снегурочку из плена.

24837574_1755099911191562_5651815956218309204_o.jpg

Детская оценка: «прикольно, понравилось». Рискну добавить: ярко, динамично, лаконично, понятно. Создатели не стали мудрствовать лукаво, дополнять сценарий, вносить свое видение - тот самый случай, когда отсутствие режиссерского решения пошло на пользу общему делу. Тем более, что над спектаклем работали настоящие профи: хореограф Светлана Лукина поставила танцы, которые ансамбль танца «Урал» с блеском исполнял, замечательные песенки Геннадия Гладкова озвучили ведущие солисты,  отличная фонограмма свела сценические риски к минимуму – действие раскручивалось как по маслу, без ненужных пауз и запинок, плюс креативные костюмы, качественное видео, интерактив – получаем продукт готовый к употреблению, причем не только на родной площадке, но и в выездном варианте (что успешно было доказано в Южноуральске, Усть-Катаве, Сатке и прочих городах). Немножко попели, поплясали, посмотрели мультик, поиграли, пошумели, похлопали – тут все и закончилось, как раз вовремя, не надоев и не утомив непоседливую публику.

25542557_1755096364525250_6044997787807262038_o.jpg

Со своей колокольни заметила только две мелочи: 50 минут действа лучше, чем 60, а режиссура – это построение не только мизансцен, но и взаимоотношений между персонажами. Впрочем, этим мастерством не всегда владеют даже профессионалы от драматического искусства. В общем и целом же филармонию можно поздравить с очередным вполне успешным проектом.

25542450_1755096217858598_562033987858000730_o.jpg

Без лимита

Театр драмы последних года три у пристрастного зрителя на особом счету. Начиная с «Летучего корабля» в нем начался прямо-таки сказочный бум: «Летучий корабль», «Кот в сапогах» - спектакли один краше другого и уж точно живее многих пафосных опусов для взрослых. Насколько поддержала тенденцию нынешняя постановка?

Для начала вердикт адресата из соседнего кресла: «нормально». Не могу не согласиться. В общем и целом постановка удалась: ярко и понятно. Опять же сказочка известная по одноименному фильму «После дождичка в четверг»: в некотором царстве в один день сразу три Ивана народилось. По злому умыслу ключницы их перепутали, но через 20 лет после похода к Кощею правда всплыла. Хеппи-энд прилагается.

SAA_9341(1).JPG

С точки зрения пристрастного зрителя: все продуманно, на своих местах, гармонично и даже органично, что особенно радует. Неплохой актерский ансамбль во главе с номером 1 - бабой Ягой, в миру заслуженной артисткой РФ Мариной Аничковой.

SAA_9656.JPG

Вот только молодежь подкачала – то ли харизмы не хватает, от ли таланта. Из всей обоймы стоит отметить Жар-птичку, да ключницына сына, который выделяется фактурой и тапочками из горностая. Поскольку действие зиждется на сих трех китах, оно периодически проседает, затягивая и без того достаточно длительный процесс – все-таки полтора часа для детского восприятия чересчур. Даже любимое кино длится 78 минут. Тут, пожалуй, запятая, тут у нас конец куплета хвалебного.

SAA_9449(1).JPG

Возвращаясь к началу тирады: увы и ах! Режиссер чересчур увлекся творческими экзерсисами и явно перебрал лимит по времени и аллюзиям: марш Радамеса из «Аиды» в исполнении гармошек и балалаек повеселил пристрастного зрителя, как и сценка про Рыбака и рыбку, но не маленьких зрителей, которые через час неподвижного, да еще и тихого пребывания в зале потекли разминать ножки и голоса в холл.

Диссонанс в суматохе

Третьим новогодним театром стал «Манекен». «Сказочная суматоха от ватаги скоморохов» началась при входе в зал и вконец заморочила уставшие под конец года мозги. Интермедию у елки ребята разыграли под рэп: слова рикошетили от люстр и колонн, от низких частот сердце ухало куда-то вниз, в поисках его альтернативные тексты проскакивали мимо. Судя по всему малыши, столпившиеся вокруг современных скоморохов в ожидании деда Мороза (поскольку старшие дети вокруг елки уже не пляшут), не слишком понимали и принимали происходящее, - в этом организаторы явно просчитались. Однако заветное «елочка, гори!» прозвучало, и гости дружно потопали на второй этаж за сказкой.

Последняя, в отличие от интермедии, оказалась старой, доброй историей про Емелю и волшебную щуку. Сказка разыгрывалась прямо на глазах изумленной публики: Емелю вытащили прямо из зрительного зала, что привело последний в полный восторг, в отличие от самого Емели (мы-то знаем, что это был актер Алексей Тетюев), который упирался, сопротивлялся, но в конце концов смирился. Все перевоплощения и чудеса происходили прямо на сцене, иногда вполне зримо – когда артисты изображали дрова, которые плясали и складывались в вязанку, а иногда тайно – когда по щучьему веленью печка дрогнула и действительно поехала по сцене, вызвав бурю ребячьих восторгов и даже удивление бывалых зрителей.

Чудеса ничуть не мешали скоморошьим розыгрышам и шуткам: парочка подралась из-за царской короны, а боярину с удовольствием намяли бока, Емеля вообразил себя Наполеоном, а царева дочка начала выплясывать vogue. Впрочем, и здесь ориентиры изменили постановщику – все эти экзерсисы были понятны лишь немногочисленной группе взрослых, затесавшихся в ребячьем море. Ну, а «Половецкие пляски» зазвучавшие в русской избе, погрузили пристрастного зрителя в когнитивный диссонанс. Закалка старой, еще не разрушенной советской школы, не допускала мысли, что режиссер не ориентируется в столь знакомых темах, равно как и постулат, что театр не только развлекает, но еще учит и воспитывает юную публику, которая впитывает все – хорошее, плохое, правильное и не слишком – как губка. А в остальном прекрасная маркиза, все хорошо - в финале Емеля стал красавцем, а царевна сама собой.

P.S.

Подводя итоги. Театры пополнили репертуар и кассу, ребятня весело провела каникулы –все хорошо, что хорошо кончается.