Меню

В гостях у озёрской сказки

21.02.2018 15:30 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
Творческие командировки по нынешним временам явление повсеместно забытое. Поэтому приглашение челябинского союза театральных деятелей отправиться с ревизией в Озерск принимаю на «ура». Утром по холодку отправляемся в дальний путь. Конечная цель – кукольный театр «Золотой петушок». Задача-минимум – посмотреть два спектакля.
В гостях у озёрской сказки
фото предоставлено театром

Машина времени

В маленьких городках время течет иначе. Как будто машина времени переносит лет на ...цать назад. Жизнь здесь более размеренная, а публика более воспитанная. В холле театра мамашки переобувают малышек в туфельки, навязывают бантики, потом дружно рассматривают выставку рисунков. На втором этаже можно поиграть, порисовать, почитать, даже поваляться на подушках. Обстановка почти домашняя, но в пределах разумного. Наконец, администраторы приглашают в зал. Разноцветной струйкой малыши стекаются в первые ряды. Краткий курс молодого бойца сдают с первого раза – видно, что они здесь не впервой. Свет, занавес. Что смотрим? «Дикие лебеди» Ганса Христиана Андерсена. Замечательная история о любви и преданности, самоотверженности и вере в свои силы.

Сказки - жанр благодатный для театра кукол, где возможны любые чудеса, да и с моралью все просто и понятно (в отличие от серьезных драм, в которых зачастую не то, что зритель, режиссер разобраться до конца не смог). Последнее имеет особое значение, ведь именно в кукольном театре малыш наглядно постигает прописные истины о добре и зле. К сожалению, в пылу творческого азарта демиург иногда увлекается и забывает, кому предназначает свое творение. В результате маленькие зрители не могут вспомнить какой был Иван-царевич и зачем ему Серый волк.

В «Петушке» экспериментировать тоже любят и умеют, но не ставят на коньки карапуза, который еще не научился ходить. Театр, следуя заветам Владимира Владимировича (прим. В.В.Маяковский, великий пролетарский поэт), вкладывает в юные головы что такое хорошо и что такое плохо, закладывая основы морального кодекса пусть не будущего строителя коммунизма, но просто хорошего, порядочного человека.

Лебеди.фото Владимира Оськина2.jpg

Забытая романтика

Спектакль «Дикие лебеди» - сказка классическая во всех смыслах: добрая, яркая, волшебная, с намеком (о котором говорил Пушкин), красивая и романтичная (что досталось от Андерсена). Наверное, такой и должна быть настоящая сказка для детей. Создатель спектакля, режиссер Борис Макаров, не стал корректировать автора, пытаясь внести свое видение, осовременить, как сейчас модно, сюжет, обнажить подтексты. Последние, впрочем, легко считывала взрослая публика: о церкви, которая всегда стремилась подчинить своей воле светскую власть и манипулировать в собственных интересах, о толпе, которая подхватит, не разобравшись, любые обвинения, чтобы поглазеть на аутодафе и посудачить, о ненависти к человеку, который чем-то отличается от остальных – красотой, кротостью, увлеченностью, о том, что очернить можно единым словом, а для оправдания потребуется настоящее чудо… Сказочки свои Андерсен писал не только для детишек. Поэтому спектакль можно смело рекомендовать для просмотра всей семьей, чего так редко удается добиться в театре.

Зато в подаче материала режиссер поэкспериментировал-пофантазировал вволю, чему способствовали Андерсен и.. обстоятельства  (в труппе всего-навсего пять актеров, у Элизы же было 11 братьев). Впрочем, самым фантастичным фокусом стало превращение Элизы из уродины в красавицу. В сказке мачеха измазала лицо девочки, и отец, испугавшись, выгнал дочь из дворца, но умывшись в пруду, Элиза стала прежней. Если для актрисы смыть краску с лица не представляет сложности, то как это может сделать кукла? В спектакле Макарова кукла действительно преображается на глазах. Малыши это восприняли как должное, а вот взрослым зрителям пришлось удивиться и поломать голову.

лебеди.фото Юлии Клепиковой2.JPG

И  большие, и маленькие оценили превращение принцев в лебедей: 11 птиц на крутящемся диске, который, в свою очередь, со скоростью несется по сцене. Колебания воздуха и вспышки белых крыльев создают ощущение полета и отчаянья. Музыкальное сопровождение, актерская наивность в хорошем смысле, которую сейчас редко встретишь, но без которой романтическую историю не расскажешь – все голосует за спектакль.

Главным врагом любого детского спектакля является время: все-таки полтора часа и два действия многовато. Дети не могут так долго держать внимание, проветрив голову в антракте, они воспринимают второе действие как новый спектакль.

лебеди.фото Владимира Оськина6.jpg

Меньше слов, больше дела!

Вторая премьера в «Золотом петушке» вполне благополучно вписалась во временные рамки. Сказка «Курочка Ряба» едва займет 10 минут при чтении, но режиссер Дмитрий Ерохин умудрился сделать из крохотной миниатюры целый спектакль.

Действие разворачивается в библиотеке, где вопрос поставлен ребром: какую книжку будем читать? (Такой подход порадует воспитателей, учителей и ученых, которые непрерывно спорят о том, как приучать детей к чтению). Обаятельная библиотекарь открывает книжку, и сказка начинается.

Оригинальные декорации построены по принципу книжки с объемными картинками, которые всегда нравились детям. Актриса Светлана Трофимова-Ерохина, ни на шаг не отступая от народного шедевра, превращает эпистолярный жанр в сценический. «Меньше слов, больше дела!» - лозунг самый подходящий для тех, кто хочет заинтересовать самых маленьких зрителей. Его и взяли на вооружение создатели спектакля, и попали в самое яблочко. Процесс буквально фонтанирует благодаря творческой фантазии: дед собирает яйца в корзинку, как в электронном тэтрисе (что ужасно веселит взрослых), а бабка пытается разбить золотое яйцо телевизором – предметом ненужным и пригодным разве что для разбивания яиц (над чем заливисто хохочут дети). Действие благополучно развивается благодаря режиссерским находкам и актерскому таланту.  Все заканчивается несколько затянутым хэппи-эндом: слишком много технических манипуляций приходится провести актрисе перед финальной сценой, в результате малыши успевают отключиться от сюжета, а финальный аккорд получается несколько сам по себе. Впрочем, это дело поправимое.

H5mMd2Xo350.jpg

Что же в сухом остатке? Две новых работы в разной стилистике в очередной раз показали неплохой творческий диапазон и потенциал театра. Командировка удалась.

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»