Меню

Два часа с Вертинским или о патриотизме – без пафоса

19.03.2018 18:00 - автор Наталья ФИРСАНОВА
В зале гаснет свет. Несколько минут полная темнота и потрясающая тишина. Что ожидает нас впереди?
Два часа с Вертинским или о патриотизме – без пафоса


На сцене Камерного театра гости. Театр «Город» из подмосковного Долгопрудного привез в Челябинск на фестиваль спектакль «Я сегодня смеюсь над собой…». Первые строки выдающегося сочинения Александра Вертинского. В его голос были влюблены наши мамы и бабушки, его сентиментальные песни знали наизусть. В наследство артист оставил нам не только свои произведения, но и блистательную книгу воспоминаний «Дорогой длинною…». Именно на них строится спектакль.

За кулисами звучит живой голос Вертинского. А на сцену выходит молодой герой, наш современник – актер Дамир Бахтиев. Черный фрак, цилиндр, на лице выразительный грим: белила, тушь…

Зажигается белый шар-светильник. Таких фонариков шесть. Каждый – новый этап жизни. Детство и юность в Киеве, Москва, первый сценический опыт, признание, эмиграция, возвращение на родину. Вместе с Дамиром Бахтиевым и его очаровательной партнершей, пианисткой Екатериной Колесниковой, мы погружаемся в далекую, овеянную романтикой Серебряного века эпоху. Из лоскутков воспоминаний складывается жизнь великого артиста. Полный надежд, с мечтой о славе он приезжает в Москву. Но денег нет, нет друзей, нет работы. И при этом – ни доли уныния. С юмором рассказывает актер о преодолении «проклятья молодости» - кокаиновой зависимости, о первом жалованье в театре – борще и котлетах. Увлечение футуризмом, танго, кино. Из коротких эпизодов выстраивается стройная сюжетная линия. Когда началась Первая мировая война, Вертинский был уже знаменитостью. Но, проходя мимо госпиталя, куда привозили раненых, стал помогать. Потом работал в санитарном поезде, делал перевязки. На переломе эпох, когда в стране царила полная неразбериха, он гастролировал. А на исходе Гражданской войны сел на пароход и уехал в Константинополь. Румыния, Польша, Германия, Франция, Америка, Китай – штрихи эмигрантской жизни.

На протяжении всего спектакля на сцене звучат песни Александра Вертинского в исполнении Дамира Бахтиева. По ходу действия он все увереннее вживается в образ. Поначалу казалось, что передать интонации, голос легендарного артиста невозможно. Но постепенно это ощущение стерлось, и ты словно вновь испытываешь эмоции, пережитые при прослушивании старой пластинки. Актеру изящно подыгрывала партнерша. И не только на фортепиано. Она живо, искренне, без слов играла в те моменты, когда речь шла о дамах.

txFsI_3vW6s.jpg

…Двадцать пять лет прожил Александр Вертинский за границей. Гастролировал по всему миру. Не бедствовал. Прилично зарабатывал, жил в первоклассных отелях. Но… «Двадцать пять лет мне снился один и тот же сон. Мне снилось, что я наконец возвращаюсь домой и укладываюсь спать на… старый мамин сундук, покрытый грубым деревенским ковром», - пишет в своих воспоминаниях Вертинский.

Он с женой вернулся в советскую Россию в 1943 году. Умер в 1957-м… На сцене гаснут пять зажженных фонарей. Непогашенным остается лишь один светильник. Это память об актере, музыканте, кумире многих поколений.

Два часа пролетели как один миг. Все это время актер удерживал внимание публики. Зрители завороженно следили за событиями, происходящими на сцене. В финале зал взорвался аплодисментами.

UC9y727iC9o.jpg

На этом можно было бы поставить точку. Однако, выходя из театра, в голове продолжала звучать песня «В бананово-лимонном Сингапуре», которую актер исполнил на бис, хотелось танцевать танго. И очень захотелось прочитать книгу Александра Вертинского «Дорогой длинною…». Ведь все воспоминания невозможно вместить в спектакль.