Меню

Соло для дуэта

26.03.2018 09:00 - автор Андрей ВАГАНОВ
Пьеса Тома Кемпински называется «Дуэт для солиста». Но, несомненно, в спектакле Сомборского национального театра из Сербии, представленном на фестивале «CHELоВЕК ТЕАТРА», получилось скорее яркое соло со сдержанным аккомпанементом. Возможно, это обусловлено тем, что режиссер Наташа Радулович сделала ставку именно на актрису Ивану Йованович, которая в роли Стефани Абрамс показывает, как много в «чисто разговорном» спектакле зависит от внутренней работы актрисы. 
Соло для дуэта


Ее героиня вначале пытается обмануть себя - рисует картины другой жизни, в которой солистка, которая уже не может играть на скрипке, становится преподавателем музыки или даже секретаршей собственного мужа — признанного и успешного композитора. Однако вместе с развитием болезни (а врачи ставят ей диагноз «рассеянный склероз», который равносилен не подлежащему обжалованию приговору) все сильнее проступает отчаяние, прорывающееся резким криком... Актрисе удается изобразить этот жестокий процесс просто мастерски...

Ее собеседник, волею оформителей спектакля превращенный в некое подобие британского актера Колина Ферта, доктор Фельдман (Срджан Алексич) вначале предстает как некий флегматичный мучитель, задающий неудобные вопросы. Однако затем эта маска невозмутимости падает, и доктор тоже выходит из себя, призывая Стефани стать его союзником в некоей борьбе...

И вот тут появляется вопрос — с кем или с чем борется доктор Фельдман? Со смертью? Но эта борьба заранее обречена на провал — лекарств от рассеянного склероза нет, а случаи чудесного выздоровления пациентов нам неизвестны... Скорее антагонистом доктора выступает именно отчаяние — по сути, смерть души, которая приходит тогда, когда тело еще живо. Однако ни в тексте пьесы, мелькающем в субтитрах, ни в игре актера это явственно не проявлено. Потому зритель (и критики) не совсем поняли роль психоаналитика, причину его появления в жизни семьи музыкантов. По сути, доктор оказался в роли аккомпаниатора, который сидит в стороне, когда все внимание обращено на скрипку... 

И потому доигрывать финал снова предстоит солистке в одиночестве — отказавшись от иллюзий, но сохраняя сладкие воспоминания, героиня принимает уход с высоко поднятой головой, желая остаться в памяти публики красивой женщиной в роскошном концертном платье.