Меню

Челябинский Камерный театр забил пятак в сцену

10.04.2018 09:00 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
«30 лет назад «Криком лангусты» на болотистых берегах Миасса возвестил о своем рождении Камерный театр», - начался юбилейный вечер в переполненном друзьями, поклонниками и единомышленниками уютном зале по улице Цвиллинга, 15. За окном как всегда гремели трамваи, психовали в бесконечных пробках уставшие от жизни и работы люди, а старинный особнячок в этот вечер светился особенно теплым светом, согревавшим любовью сердца всех кто пришел туда не только по приглашению, а по зову души.
Челябинский Камерный театр забил пятак в сцену
фото Марата МУЛЛЫЕВА

Золотые деньки

Новый театр возник в Челябинске на гребне перестроечной волны, когда народ, очнувшись от алкоголя и спячки, вдруг поверил в светлое будущее и собственные силы. Возник по актерской инициативе снизу, а посему был просто обречен на трудную, но интересную жизнь. Первым локомотивом нового коллектива был Евгений Фалевич, первым директором Татьяна Либерман, а первым спектаклем тот самый «Крик лангусты». Что это был за спектакль помнят немногие избранные, но говорят, он взбудоражил в свое время если не город, то театральную общественность. Впрочем, по другим сведениям фурор произвел другой спектакль – «Археология». Зрителей поразил самый настоящий «Запорожец» не просто украшавший сцену, но благополучно разъезжающий по ней, критики оценили режиссуру, сценографию и актерскую игру.

Три года театр мыкался по углам и пионерским лагерям, в 1991-м, наконец, заселился, в достопримечательный особнячок на улице Цвиллинга, доставшийся в наследство от ТЮЗа. К тому времени, Фалевич отправился на историческую родину, но его детище уже крепко стояло на ногах, чтобы продолжать свой путь в искусстве. Эстафету приняли Виктория Мещанинова и Алексей Пелымский, поделившие власть законодательную и исполнительную.

Путь этот оказался весьма живописным: экспериментальный формат привлекал многих, в том числе столичных деятелей, мечтавших о свободе творчества, которую они здесь находили. В гостевых списках режиссеры Юрий Горин (Москва), немцы Гаральд Блашке и Георг Кель, питерцы Владимир Гурфинкель, Игорь Коняев, Юрий Калугин, российский первооткрыватель МакДонаха Сергей Федотов из Перми. Актерская часть и вовсе звездная, начиная со звезды французского кино Анни Жирардо, продолжая советскими светилами, такими как Алексей Петренко, Сергей Юрский, Лев Дуров, Геннадий Хазанов, Ирина Алферов, Валентина Талызина…

Под руководством тандема Мещанинова-Пелымский театр мощно пошел в рост: гастроли, фестивали, проекты, театр обзавелся «Камератой», которая прорвалась на международный уровень. Золотое время, когда сюда ехали со всей страны и мечтали приехать снова. В общем, как говорится, есть, чем гордиться.

И сейчас театр продолжает следовать прежним курсом, ориентируясь на современную драматургию, несмотря на перманентные бури и невзгоды, терзающие российскую культуру повсеместно, оправдывая свое 30-летние пребывание на земле челябинской.

юбилей7.jpg

Капустник на юбилей, пятак на счастье

Несмотря на круглую дату, обошлись без излишнего пафоса, взяв на вооружение иронию и самоиронию. «Вы верите, что театр – представитель массовой культуры? Конечно, нет! Где театр, а где массы? Где массы, и где культура?» - рассуждал заслуженный докладчик Виктор Нагдасев. Публика в этот вечер собралась исключительно понимающая, ловившая шутки налету. «Кто-то любит оперетту, а кто-то предпочитает буфеты. Я же люблю красивых актрис, - признавался ведущий Дмитрий Олейников. – Красота спасет мир, а красивые актрисы – плохой спектакль».

юбилей6.jpg

Театральная молодежь пела и плясала, пародировала неизвестных звезд и телевизионщиков. «Старички» не отставали, вооружившись музыкальными инструментами. Даже весьма официальные лица  откладывали папочки с приветствиями в сторону, пускаясь в воспоминания, читая стихи собственного сочинения, демонстрируя зачатки актерских талантов и сопричастность актерскому братству. С экрана вещали уже такие далекие, но все еще любимые Талызина, Юрский, Филиппенко… Сцена расцветала букетами, как Голландия в мае, стопка поздравительных адресов угрожающе росла.

юбилей3.jpg

Финальный аккорд прозвучал внушительно и оригинально. По уже давнишней традиции в честь юбилея вбили пятак в бортик сцены. Соло с молотком исполнила главный режиссер театра Виктория Мещанинова, немножко подсобил, правда, Алексей Пелымский. Общими усилиями очередная монетка приобрела новый статус и место. Как оказалось традиция эта весьма давняя, еще с императорской поры. Правда, не везде ее помнят и следуют. В Камерном театральные традиции чтут, значит, пятак должен стать счастливым и непременно принесет театру удачу. С юбилеем, Камерный!

юбилейный пятак.jpg

  • Челябинский Камерный театр был организован в 1988 году из группы актеров ТЮЗа во главе с Евгением Фалевичем. Это были люди, сплоченные идеей театра-дома, союза единомышленников. Уже своим первым спектаклем, а им был «Крик лангусты» по пьесе Джона Марелла, новый театр привлек внимание публики и критики. В 1991 театр получил помещение на улице Цвиллинга, 15.  31 декабря 1992 года Камерный театр получил статус государственного. 29 марта театральная общественность отпраздновала двойной юбилей «25+5»: пять лет театр находился в свободном плавании и 25 лет находится на службе у государства.