Меню

И снова здравствуйте! Денис Мацуев на Южном Урале

20.04.2018 15:30 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК
По весне вслед за перелетными птицами на Южный Урал прилетел и фестиваль Дениса Мацуева. Седьмой раз маэстро приезжает с командой единомышленников. Программа также традиционна: сольный концерт, джазовый джем-се́йшен, выступления молодых дарований. 
И снова здравствуйте! Денис Мацуев на Южном Урале
фото Андрея ТКАЧЕНКО и Юрия ЕРМОЛИНА

Детская тема

Несмотря на всю свою звездность и занятость маэстро по-прежнему уделяет внимание журналистам, также улыбчив и расположен. Правда, время пресс-конференций потихоньку сокращается – с повестки ушел главный вопрос «как вам наш Челябинск». Однажды прогулявшись по Кировке, музыкант удовлетворил любопытствующих. Проблема с приобретением новых, хороших роялей решена, ну а вопрос строительства большого концертного зала с хорошей акустикой отложили до саммита ШОС и БРИКС, деньги из федерации потекут рекой, авось и на концертный зал хватит.

 Министр культуры области коротко подтвердил «серьезные намерения продолжать сотрудничество и дальше». Музыкант признался в любви к челябинской публике и Рахманинову, концерты которого ему предстояло сыграть для челябинцев.

- Сегодня будет парад победителей телевизионного конкурса «Синяя птица», - предупредил журналистов Мацуев. Коллеги оживились, заслышав, что среди четверки юных дарований есть девочка из Челябинска Алиса Рогулина, которой прочат большое будущее в джазе.

- Большой талант, научить так играть невозможно, это нужно чувствовать, - уверен маэстро.

 Тема юных дарований сейчас в большой моде: бесчисленные конкурсы проводятся по всей стране и на телевидении. Сотни талантливых детей, среди которых встречаются по-настоящему уникальные личности, мелькают на сценах, телеэкранах. Десятки всевозможных фондов раскапывают все новых и новых вундеркиндов.

- 30 лет назад  Воронова поехала по стране разыскивать новые таланты. Прекрасно помню тот день, потому что у меня был матч по футболу. Ни в какую филармонию я идти не хотел, - вспоминает Мацуев. - Но папа  меня убедил, что надо  успеть и туда. Я забил год, взмыленный прибежал в филармонию, сыграл две прелюдии Рахманинова. Иветта Николаевна подошла ко мне: «Киска моя, мы хотим пригласить тебя в Москву». «Спасибо большое», - и побежал дальше играть в футбол. Тогда я не осознавал, какой шанс мне выпал. После ухода Вороновой мы всеми силами пытаемся продолжать ее дело. Программа «Новые имена» - своего рода знак качества.

- Как складывается судьба стипендиатов, когда они становятся взрослыми?

- Правильный вопрос, - согласен музыкант. – Самостоятельное плавание –дело не простое. По разному складывается их жизнь, но из них всегда получаются настоящие люди и прекрасные музыканты. В любой концертной афише в любой стране мира вы обязательно увидите имена наших музыкантов.

Мацуев и елисей.Ермолин.JPG

Дела государственной важности

В этот раз гала-концерт получился особенным. На фестиваль вдруг пожаловал сам губернатор с многочисленной свитой. Правда, выхода маэстро хозяева жизни так и не дождались, спешно ретировались в антракте: то ли их талантливые дети так напугали, то ли заумная музыка утомила, то ли дела поважнее поздним вечером нашлись. Впрочем, вряд ли что-то дрогнуло слева под  дорогими пиджаками, а их кратковременное присутствие как-то помогло детям.

_DSC5728.jpg

 Открывал концерт Матвей Блюмин из Севастополя, который мечтает играть на скрипке Страдивари и купить собственный самолет и остров. Мальчик концертирует с семи лет, и конечно, для своего юного возраста технически развит. Конечно, подросток,

который с легкостью швыряет в публику сложнейшими пассажами, удивляет, поражает настолько, что просто забываешь про оборотную сторону медали. Зачастую подобные выступления больше походят на цирковой трюк. Техника довлеет над содержанием. Но в музыке иначе нельзя: лишь с помощью техники музыкант может передать всю глубину и объем переживаний. Но поднимется ли он на новую ступень? Время покажет.

Матвей Блюмин.jpg

Играть или учиться?

Выступления юных виртуозов всегда вызывают противоречивые чувства. Цепляться к действительно талантливым детям, которые совершили невероятное – не просто вышли на сцену, а ведут концертную деятельность, язык не поворачивается.

- Детям надо учиться! Это должен быть системный процесс, его нельзя прерывать. А они начинают разъезжать с концертами, и времени на учебу не хватает, - считает Владимир Ошеров, худрук филармонии.

 Мнение правильное и далеко не единичное, многие педагоги согласны, а некоторые даже категорически против преждевременной, насыщенной концертной деятельности юных музыкантов. Подтверждений тому в последнее время можно наблюдать достаточно много. Японская супер-девочка Канон Мацуда, пять лет назад покорившая исполнением Сен-Санса в сопровождении оркестра самого маэстро Плетнева,  резко сдала позиции, и на юбилейном вечере челябинской филармонии в прошлом году выглядела, мягко говоря, весьма бледно.

 Чудный, славный, прелестный Елисей Мысин, с которым челябинцы познакомились на предыдущем фестивале Мацуева, снова приехал, чтобы сыграть вторую часть концерта Баха. Малыш чуть-чуть подрос. Но макушка до сих пор с трудом видна из-за рояля, а ноги не достают до педалей.

- Сейчас Елисей успешно снимается в кино, - рассказал Денис Мацуев. – А в Челябинск он приехал по многочисленным просьбам поклонников.

 За год юный виртуоз перебрался  из Ставрополя в Москву, съездил в Италию, Швейцарию, не говоря о концертах в России. Такая нагрузка для шестилетнего мальчика оказалось чересчур. До слез было жаль малыша, когда он сбивался. Публика, что есть сил старалась поддержать ребенка.

 Несколько разочаровала и Алиса Рогулина. Достойное исполнение джазовой импровизации и весьма средний Гайдн. Все-таки классика –высший пилотаж, а венские классики вообще требуют ювелирной работы, не позволяя спрятаться за фактурой, объемом.

Елисей Мысин.jpg

Рахманинов первый и последний

Маэстро вышел в финале, хотя на самом деле это практически получился концерт в концерте. Мацуев  в этот раз играл Рахманинова, композитору, которому остается верен на протяжении долгих лет. Первый концерт исполняется реже, у многих пианистов все-таки Второй – в приоритете. Первый концерт Рахманинов написал еще в студенческие годы, он по-юношески эмоционален, может, немножко патетичен – юности присущ максимализм. Моментами пробегали даже трагичные нотки, но все эмоции объединяло ощущение полноты жизни.

 Рояль под руками маэстро звучал более богато. Мацуев научился сдерживать экспрессию, переводить ее во внутреннее наполнение, которое пульсировало, стучало в виски, наконец, прорываясь яростно к финалу. Зрители, не удержавшись, завершили первую часть аплодисментами.

 Рапсодию на тему Паганини считают последним, пятым концертом Рахманинова. Композитор тогда уже эмигрировал в Америку, и пытался создать некий синтез

современных джазовых импровизаций с классическим романтическим произведением. Денису Мацуеву, поклоннику классики и джаза, как говорится, сам бог велел взять это произведение на вооружение. Впрочем, другие музыковеды говорят, что в этом концерте 

ностальгия соединяется с откровенной «дьявольщиной». Все потому, что второй темой, наряду со знаменитой мелодией Паганини звучит мотив  средневекового католического песнопения Dies Irae («День гнева»). В общем же, произведение неординарное. Спасибо Денису Мацуеву, что удалось услышать его вживую.

 Три часа концерта пролетели незаметно. Публика еще долго аплодировала, надеясь на бисы. На маэстро можно понять: завтра ему предстояло выступать уже в Сатке. А бисы можно отложить и до следующего раза.

_DSC5927.jpg

  • С 15 по 18 апреля на Южном Урале прошел VII международный фестиваль «Денис Мацуев представляет». Концерты состоялись не только в областном центре, но и в Сатке и Магнитогорске. Четыре фестивальных дня представили публике четыре уникальные программы.