Меню

Праздники и будни НХТ

23.05.2018 09:30 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК.
Нынешняя весна для Нового художественного театра стала по-птичьему перелетной и по-театральному фестивальной. За пару весенних месяцев театр умудрился побывать сразу на двух форумах, и еще его ждут с нетерпением и мечтают о встрече сразу в трех местах. Где и как отметился коллектив, нужна ли театру такая бурная фестивальная жизнь, а также о планах на следующий сезон рассказал художественный руководитель НХТ Евгений Гельфонд.
Праздники и будни НХТ


Сербское позориште

- Вот, - Евгений Михайлович с гордостью демонстрирует новое приобретение - Гран-при театрального фестиваля «Славия», проходившего в Сербии. Знакомый силуэт Рыцаря печального образа в авторском и единственном исполнении прислали из самого Белграда.

- На этом фестивале была только одна награда – Гран-при, - поясняет начальник. – Жюри отсматривает все спектакли, а потом выбирает лучший.

Дружба с Сербией у НХТ началась с первого фестиваля «CHELоВЕК ТЕАТРА», тогда братья-славяне показали поразительно пронзительный спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание», памятный старожилам фестиваля. Ответный визит челябинцев привез в Сербию «Грозу».

- Года два мы планировали эту поездку, и вот, наконец, она состоялась, чему мы очень рады, - продолжает собеседник. – Пришлось сделать облегченный вариант декораций – перевозка же дорогая - в результате все утрамбовали в ручную кладь, приехали, а на месте уже изготовили жесткие конструкции – кубы, стойки. Кстати, знаешь, как по-сербски театр? Позориште! – хохочет.

В сербском позориште программа была очень серьезная, критики тоже – из Хорватии, Сербии, Германии. Один вечер – один спектакль, потом обсуждение за чашкой кофе. Публика исключительно театральная и вся по билетам. Зал нашим достался небольшой, мест на 200, но был забит до отказа.

Фестиваль «Славия», весьма заслуженный и авторитетный, проходил в Белграде уже в 17-й раз. В нем приняли участие коллективы из Сербии, Черногории, Египта, Ирана, Германии, Алжира, Казахстана, Беларуси и России. Всего публика увидела 11 спектаклей.

Впрочем, с площадкой проблем не было – артисты НХТ сходу обживают любое пространство, а вот с текстами пришлось туго – слишком много в спектакле замешано на импровизации.

- Ох, и намучились с нами переводчицы, - смеется худрук. – На их долю досталась колоссальная работа. Девчонки просто взмолились. В общем, пришлось нашим убавить обороты и всю импровизацию перевести на зоны молчания, но это даже было интересно.

- А насколько публика понимала и воспринимала актерскую импровизацию, розыгрыши, внутреннюю кухню?
- Мы старались, чтобы было понятно. В афише было сразу заявлено: репетиция с антрактом, присутствие режиссера – тоже своего рода подсказка. Плюс театральная публика, как я уже говорил. Так что смеялись там, где было смешно, и реакции были живые.

- Что сказали критики?

- Много чего хорошего. После спектакля нас пригласил один из старейших критиков, ему 94 года, он прекрасно знает русский язык, он нам признался, что видел много постановок Островского, но «это очень крупная и значительная работа».

После Есенина окунуться в Дунай

- Что удалось посмотреть на фестивале? – продолжаю допрос с пристрастием.

- Немногое, поскольку мы приезжали только на несколько дней. Побывали в национальном югославском театре, ведущая актриса которого снималась в фильмах Кустурицы. На один день поехали в город Сремска-Митровица, где Саша Майер сыграл свой моноспектакль по стихам Есенина.

- Поэтический моноспектакль без перевода? – недоумеваю. – Кто-нибудь что-нибудь понял?

- Вполне. Стихи Есенина там знают, как нам рассказали коллеги-артисты, ну и потом Майеру удалось наладить эмоциональный контакт с публикой, так что понимали и принимали его хорошо. А как нас там встречали…

- Как?

- С оркестром! Пели русские песни! Очень тепло, по-братски. На улице подбегают, жмут руку, улыбаются.

- Судя по всему впечатлений много.

- Масса! Городок такой чудный, живописный, много церквей. Чуть ли не последний город Римской империи. Кстати, очень многое для него сделала одна русская княгиня, которую весьма почитают.



- А в Белграде удалось погулять?

- Конечно, видели разрушенное после американской бомбежки здание – его специально оставили, чтобы не забывали. А Майер даже умудрился искупаться в самом заповедном месте, на слиянии двух рек Савы и Дуная. Это у него такая традиция, какая бы ни была погода, но отметиться. Поездка была замечательная, хочется вернуться.

- А по приезде в родные пенаты вы узнали, что стали победителями?

- Да, приятная новость пришла по Интернету. А приз получали в Москве: коллеги приехали на «Золотую маску», а там как раз наш администратор была на учебе. Вот теперь красуется на полочке.

Вагинальная поэзия и умение смеяться

Поставив сербскую награду на полочку, НХТ вновь отправился в путь-дорогу. В апреле артистов ждали на международном фестивале «Смоленский ковчег». Туда отправился тандем «Стрекоза. Ежевика».

- Этот спектакль появился из двух самостоятельных работ. Девчонки-исполнительницы сами нашли этот фестиваль, предложили, и мы послали заявку от театра.

Россия, Беларусь, Казахстан, Польша, Швеция. 20 спектаклей по произведениям Лескова, Гоголя, Чехова, Булгакова, де Филиппо, Шекспира и прочих авторов. В этот список шедевров НХТ внес своеобразный диссонанс – тексты современных сетевых поэтов и кроме того – язвительно называемую критиками «вагинальную» поэзию Веры Павловой.

- Признаться, стихи мало кому из членов жюри понравились, - ерошит бороду Евгений.

- Тем не менее, спецприз жюри они привезли.

- «За поиск языка поэзии в театре», - подтверждает Гельфонд. – Так жюри оценило работу с таким своеобразным материалом и исполнение. Как сказал один из членов жюри: «Мир теперь женский, и вы имеете на это право».
«…к Вере Павловой я отношусь довольно скептически. Иногда мне кажется, что причина ее успеха примерно та же, что у Стаса Михайлова, только в немного более интеллектуальной среде. Но вы меня убедили, что и из Веры Павловой можно сделать историю женщины: и смешную, и трагичную… Вторая часть – это тоже история женщины, но немного с другой точки зрения… Женщина страдает, потом сразу же пытается подняться на ноги, а затем снова хватается за голову, в этом есть замечательная ирония! А по сути дела нас спасает умение смеяться над собой и своими неудачами», - высказал свое мнение известнейший эстонский критик и писатель Борис Тух.

С 10 по 17 апреля в Смоленске проходил VI Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег». Театральный форум собрал творческие коллективы из Липецкой, Оренбургской, Костромской, Орловской областей, Республик Беларусь и Казахстан, а также столичные труппы и зарубежных гостей из Польши и Швеции. Публика увидела 20 спектаклей.

Покой им только снится

И снова в полет театр отправится уже 20 мая. На этот раз в Пермь, где стартует «Монофест». V Фестиваль моноспектаклей откроется специальной программой «Новые монопьесы». Совместный проект фестиваля и независимого международного конкурса «Исходное событие — XXI век» обещает обратить внимание на новые пьесы, созданные специально для театра одного актера.

- В Пермь Ксюша Бойко везет «Триптих для одной актрисы» на основе пьес Нины Мазур, - поясняет художественный руководитель. – Моноспектакли не самый любимый зрительский жанр, ставить часто в репертуар не получается. Стараемся по возможности задействовать и представлять на фестивальных показах.

Буквально с корабля на бал - уже 23 мая НХТ едет в Москву, где стартует первый всероссийский фестиваль губернских театров под обязывающим названием «Фабрика Станиславского».

- Проект федеральный, поддерживается Минкультом РФ, который полностью оплачивает дорогу, проживание и даже гонорар! – значительно поднимает палец вверх. – В афише первого фестиваля всего шесть названий, в том числе наше. Спасибо Нине Алексеевне Шалимовой, она порекомендовала. Будут показывать свои работы «Коляда-театр», театры Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, свой спектакль «Вишневый сад» представит и Сергей Безруков. Очень хочется с ним увидеться.

Так что в скором будущем челябинская «Гроза» разразится и над столицей.

- Сыграем дважды: в Орехово-Зуеве, а затем в Москве. Фестиваль наградной, жюри будет оценивать актерские работы.

Бог троицу любит. Третьей в гастрольном списке НХТ значится Вологда. В июне там пройдет еще один крупный форум «Голоса истории». Туда челябинцев пригласил Камерный театр под руководством Якова Рубина.

- В Вологде мы уже были, площадку знаем, поскольку гастролировали в прошлом году, а публика знает нас. В этот раз везем спектакль «К тебе, земля обетованная». Кстати, несмотря на то, что премьера состоялась в 2013-м, на фестивалях «Земля» еще не бывала. Вот теперь такой случай представился.

Не сбавляя оборотов

- А не слишком ли много фестивалей на такой срок? И зачем? – провоцирую руководителя.

- На самом деле приглашений больше. Мы были вынуждены отказаться от поездки в Астану, Сергиев Посад просто атакует, Молдавия приглашает в декабре - вопрос пока открыт. Я считаю, что театр не должен вариться в собственном соку. Есть возможность показаться на новую публику - разве плохо? И потом, нам важна профессиональная оценка, причем гораздо больше, чем награда.

- По какому принципу выбираете фестивали?

- Вот как раз один из критериев – состав экспертного совета. Формат фестиваля имеет значение. Стараемся расширять географию поездок, не повторяться, участвовать в новых проектах.

- Не мешают поездки репетиционному процессу?

- Нет. Просто надо правильно распределять работу. Для поездок наиболее удобно либо начало сезона, до новогодней кампании, либо ближе к закрытию сезона. К тому же мы продолжаем репетировать. Сейчас готовимся к летней кампании. В работе сразу два спектакля - «Жила-была сыроежка» и «День рождения кота Леопольда». Будем показывать ребятишкам в школьных лагерях. Заодно задел для Нового года готовим.

Следующий сезон для НХТ юбилейный – в октябре театр будет отмечать четверть века, к дате труппа несется на полных парах, не сбавляя оборотов.

- Готовим целый парад спектаклей, - открывает карты худрук.

- А премьера к юбилею ожидается?

- Обязательно! Давно присматривались к пьесе Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас». Вот как раз и выпустим.