Меню

«Фотофест» без суеты

08.06.2018 17:34 - автор Виктория ОЛИФЕРЧУК.
Ставший уже традиционным для Челябинска фестиваль фотографии случился в этот раз по весне, но прошел не по-весеннему размеренно, даже тихо. Организаторы степенно презентовали три больших выставки, до краев заполнившие музейные залы отличными снимками. Вся суета и бурная деятельность в этот раз переместилась в Сатку, куда уже заранее отправилась большая часть участников в предвкушении фотомарафона. Что ж, нет худа без добра, зато те, кто пришел на открытие «Фотофеста», смогли насладиться лучшими образцами искусства без спешки.
«Фотофест» без суеты


Послы мира

И все же, несмотря на массовый исход фотографов в Сатку, в день открытия в историческом музее Челябинска было достаточно многолюдно. Презентовали сразу три экспозиции: «Уральская зима», «Дикая природа» и «Вокруг света». Своим присутствием выставки почтили гости из Питера и Азербайджана.

- Волновался страшно! – признавался представитель народного фотоклуба Выборгского дворца культуры Валерий Стрижикозин. – Предварительно посмотрел работы вашего клуба на сайте – очень качественные, замечательные снимки! Впрочем, волновался зря – приняли, как родного (улыбается).

Член правления объединения фотографов Азербайджана Айхан Ахмедов уже не первый раз прибыл на «Фотофест», не устает восхищаться и повторять:

- Фестиваль объединяет наши страны и народы, открывает все двери, помогает наладить контакты на любом уровне – дипломатическом, коммерческом…

Богдановский и Айхан.JPG

- Это правда, - согласен организатор фестиваля и директор челябинского музея Владимир Богдановский. - Не так давно наша выставка «Уральская зима» была представлена в Ташкенте, в ходе визита губернатора в Узбекистан я убедился, как в очередной раз фотография стала своего рода послом мира.
Так что узбеки стали первыми, кто увидел «Уральскую зиму» во всей красе.

- Буквально выпросили у нас эти снимки, получили, отпечатали, подготовили выставку. Когда мы приехали, я понял, почему они так ее хотели заполучить – в южной стране снежные пейзажи производят просто ошеломляющее впечатление, - продолжает Владимир Иванович.

Впрочем, на родине «Зима» тоже не прошла незамеченной.

Уральский козырь

Именно «Уральская зима», по мнению пристрастного зрителя, стала козырной картой музейного фестиваля. Последнее время зима все реже балует своими атрибутами даже нас, уральских, но городских жителей. Снега ждем-пождем до декабря: редкие, робкие хлопья безжалостно сминаются и втаптываются в грязь, более массовая атака переваривается в серую кашу. А ведь настоящая русская зима так богата красками.

первые места (2).png

Весь спектр она прячет в своем белом кристалле, раскрывая сдержанно, даже скупо, но это воистину королевский подарок, настоящий бриллиант. Выставка уральских фотографов пестрела подобными украшеньями.

- Потрясающий снимок! – питерский гость «завис», разглядывая «Лабиринт». Ели в богатых снежных шубах, опираясь ветвями на столь же богатую снеговую перину, укутавшую землю, склонили головы под тяжестью пушистых шапок. Казалось, малейшее дуновение, и снег, заполонивший снимок, лавиной рухнет за рамку, на зрителя. Спохватившись, поясняет:

- Казалось бы, пейзаж – банальная тема, с ним работают все, но снимать белое на белом – безумно, фантастически сложно.

Сто оттенков белого играют и на снимке Анны Гордейко «Горы в облаках», стекают в «Зимней сказке» Анатолия Шулепова с березовых ветвей, еще не сбросивших остатки осеннего золота, попавшегося как пчела в застывший сахарный сироп. Монохромная зима расцветает красками алого заката, желтого тумана, оранжевыми всполохами огня.

«Ночь над селом Тюлюк» Дмитрия Жучкова головокружительна. Маленькие домишки, утопающие в холоде, живыми, горячими окошками пронзают сумрак, бросая вызов холодному блеску вечности. Домик дедушки Дениса Шакирова, подсвеченный массированной атакой электричества магистрали, как уходящее в темноту, но такое родное прошлое на фоне пугающе ослепительного будущего.

Городские снимки более сюжетны, зима отходит на второй план, присутствие человека переключает созерцание на сопереживание – герои снимков вступают с зимой в контакт или конфликт, призывая зрителей выступить в роли арбитра.


Прямое переливание

Фотография – штука удивительная. Казалось бы, бесстрастный объектив послушен всем, кто берет его в руки, в отличие от трепещущей кисти художника. Даже обычные предметы, попадая в поле зрения фотокамеры, преображаются, становятся особенными, более заметными, выпуклыми, но лишь талантливый фотограф способен перевести констатацию факта в разряд настоящего искусства. Как это получается? Аппаратура, мастерство, опыт – имеют значение, но главное — любовь к своему делу и окружающему миру. Именно она протягивает связующую ниточку от автора к зрителю.

фотофест открытие.JPG

Пацаны огромными поварешками играют в хоккей, пытаясь закатить шайбу-пельмень, и ты чувствуешь их азарт. Лыжник-виртуоз подвис в прыжке над землей – дух захватывает. Два кулачных бойца сошлись на Масленицу в поединке – в крови закипает адреналин. Эмоции – то, что несет в себе настоящее искусство, и чего так жаждет зритель. При этом для эмоциональной транспортировки не требуется посредников, пояснений, особых усилий, они поступают прямым «переливанием крови», не зря фотография считается самым демократичным искусством. Эмоций на выставке предостаточно, а значит, она удалась.
Единственный вопрос, который мучил журналистскую совесть – как же все-таки выбрать лучших? Впрочем, это удел избранных, которые смотрели, оценивали композицию, считали пиксели или что-то другое. Победителей наградили дипломами и поощрили материально.

Выставка «Уральская зима» проводилась по итогам аналогичного конкурса. Лучшие снимки определяли эксперты по двум номинациям: «Пейзаж» и «Жанровая фотография». Победителями стали Дмитрий Кочергин за работу «Лабиринт» и Сергей Зырянов за фотографию «Уральская глубинка».
Фото Уральская зима

Дикий конкурс

Выставки, посвященные дикой природе, в челябинском музее проходят регулярно и всегда вызывают большой интерес. Технический прогресс все дальше отдаляет от нас природу, заслоняя, разрушая ее машинами, механизмами, приспособлениями, обеспечивающими человечеству комфорт и превращающих нас в биороботов.

Лучшие работы 2008-2017 гг (8).jpg

Очередную подборку фотографий предоставил журнал «National Geographic Россия». Седьмой год он проводит конкурс «Дикая природа России». Со всех уголков России в Москву летят тысячи, десятки тысяч фотографий. В этом году их набралось более 60 тысяч, и жюри пришлось изрядно попотеть, чтобы отобрать самые удачные. 170 снимков составили финальную экспозицию, которую челябинцы смогут увидеть до первого июля.

Выставка «Дикая природа России» стартовала чуть ранее, накануне «Фотофеста». На открытии гости во главе с главным редактором журнала Андреем Паламарчуком много говорили о защите живой природы. Еще ярче и убедительнее говорили снимки, хотя в кадрах изначально не было конфликта человека с природой, разве что номинация «Городские джунгли» намекала на человеческую цивилизацию: по городскому тротуару гордо шествует уточка со своим выводком к пруду.

Однако чаще фотографов привлекает нетронутая, неиспорченная человеком природа, неискалеченная его деятельностью жизнь животных: резвые лисята радуются возвращению мамы-лисицы, упрямый медвежонок покоряет свое первое дерево, а медведица страхует малыша, ондатра транспортирует детеныша к гнезду – где еще такое увидишь? Поражаешься терпению, настойчивости и удачливости фотографов.

Сразу шесть синичек угнездились на запорошенном засохшем стебле подсолнечника. Зима – время голодное, не до церемоний. Битва жуков-оленей ничуть не уступает борьбе настоящих оленей. Рога скрещены, чуть подведет точка опоры – тотчас позорно слетишь с ветки. Портрет манула, вернувшегося с гулянки с подбитым глазом, вызывает улыбку. Настоящий мужик! Кстати, снимок Евгения Мазурина очень редкий. Кот занесен в Красную книгу, очень осторожен и скрытен настолько, что даже ученые не могут посчитать численность. А тут такой красавец крупным планом!

+4a0ce469cf3f92ecadd9ad685e0bc361.jpg

В числе лучших отметились и челябинцы. Татьяна Смирнова поймала в кадр белую лазоревку. Маленькая птичка, как акробат, балансирующая на качающейся веточке, принесла фотографу зачетные баллы.

Конкурс «Дикая природа России» в седьмой раз проводил журнал «National Geographic Россия». На нем было представлено более 60 000 фотографий, сделанных на территории России. Жюри отобрало около 170 лучших снимков, которые стали частью финальной экспозиции.

По следам Жюля Верна

Третья выставка стала своего рода противовесом предыдущей, хотя природные ландшафты здесь тоже имеются, но главное – присутствие человека.

«Вокруг света за 80 дней» - именно столько понадобилось героям знаменитого романа Жюля Верна, чтобы обогнуть земной шар. Европа, Индия, Гонконг, Япония, Америка. Маршрут, предложенный знаменитым фантастом 19 века, взяли за основу проекта. 13 стран и больше 100 фотографий. Как двуликий Янус, они отражают экзотику, своеобразие страны в стандартных ассоциациях. Япония – Фудзияма и сакура, Индия – слоны и йоги, Европа – средневековые замки и парки.

Саймон Кван Ка Вэй Магия Гонконга.JPG

Взгляд по странам беглый, но выхватывающий самую суть, которая, обтекая основу, заполняет пробелы, создает достаточно цельный образ. Умение быть частью природы, существовать с ней в гармонии - отсюда созерцательность японцев, которые часами могут любоваться цветущей веткой, и 120 синонимов к слову «дождь».

Индия – неизменность бытия, казалось, время остановилось: бедняки все также бедны, греются под солнцем, спят на крыше, и нет никакой возможности изменить их судьбу. Это знает старушка из Джампура с потухшими, выцветшими глазами, взглядом, устремленным мимо жизни, в вечность; чувствует слоненок из сиротского приюта, жалобно выглядывающий из подвала.

Роберто Пацци Пожилая женщина.JPG

Гонконг погряз в цивилизации: небоскребы, машины, неоновые вывески, стекло, бетон и людская масса, в которой не разобрать лиц. Люди как толпа, а не как индивидуальность.

Счастливые коровы Германии, четко очерченные лавандовые поля Франции, лондонские туманы, всегда вдохновлявшие художников… 80 дней понадобилось Филеасу Фоггу в 19 веке, чтобы это увидеть. Челябинцы могут сделать это гораздо быстрее – побывав на выставке до 15 июля.

На выставке «Вокруг света за 80 дней» представлены 120 фотографий 26-ти авторов из 13-ти стран мира (среди них лауреаты и победители международных конкурсов National Geographic и International Photography Award). Фотографии рассказывают о городах, странах и континентах, где побывали герои романа Жюля Верна во время кругосветного путешествия. Работы современных фотографов дополнены архивными стерео-фотографиями конца XIX в. Выставка продлится до 15 июля.


P.S.

Завершился «Фотофест» в Сатке. 80 фотографов съехались, чтобы поучаствовать в фотомарафоне «Один день из жизни Сатки». Целый день они охотились за удачей, не ели, не спали, снимали церкви, скверы, долины, поселки, заводские пейзажи и цеха.

Сотни кадров отправили жюри. Лучшие снимки войдут в юбилейный альбом, который будет выпущен при поддержке группы «Магнезит» и администрации Саткинского района. Но это отдельная история.
А вот победителей другого конкурса «Фотограф и модель» уже назвали. 28 фотографов боролись за звание лучшего в жанре портрета. При этом моделью могли поработать не только стандартные длинноногие красотки, но и самые неожиданные персонажи, включая поросят. Места съемок тоже были нетрадиционны и совершенно необязательно студийны. К тому же фотографу позволялось снимать две, три модели и даже больше – в результате на суд жюри попало 133 снимка. Лучшей оказалась женщина – Вера Панова из Сатки - ее фото на нашем первом снимке.

Фото предоставлено историческим музеем