Меню

С новосельем, Бажовка!

27.06.2018 17:18 - автор Виктория Олиферчук
«Только бы не было дождя», - единственная мысль крутилась в голове, когда мы покидали мокрый и холодный Челябинск в поисках ярких фестивальных впечатлений. Рванули в центр южноуральской вселенной – Пластовский район, куда в нынешнем году переехал Бажовский фестиваль, распрощавшись с не слишком «Солнечной долиной».
С новосельем, Бажовка!


На фото - Алексей Бетехтин, министр культуры Челябинской области

Без галстука и без меча

Массовая журналистская медитация все-таки пробила брешь в плотной облачности – ближе к Демарино небо счищало с себя редкие перья облаков, солнышко уже не кокетничало, а напрямую намекало на жаркую встречу. Автобус быстро домчал нас к цели, притормозив лишь единожды и всего на пару минут уже на повороте к заветному месту. Ого! С пригорка наблюдаем, как людская речка плещется параллельно Кабанке. И еще неизвестно, чье течение более бурное. Получаем заветные бейджи и смело прыгаем в поток, который несет нас в нужном направлении. Слева по ходу заметная фигура в расшитой рубахе и шлеме, прикрывающая дланью солнце, бьющее в глаза. Местным Ильей Муромцем оказался первый зам начальника культурного ведомства.
- А меч-кладенец где? – пытаю Григория Цукермана.
- В кабинете оставил, - отшучивается. – Все-таки праздник.
- И Сивка-бурка?
- Там, где положено, - машет рукой в сторону большой парковки, где поместилось, как мы потом узнали, 3600 железных коней, да 150 мамонтов, в смысле больших автобусов. А ездоки все продолжали прибывать.

+A54T5803.jpg
 
Встречали их, как и полагается хлебом-солью: в первых торговых рядах пирожки да булки, яблочки карамельные и напитки всевозможные – денек обещал быть жарким. Обеденная зона уже вовсю дымила, правда, пока только березовыми ароматами, мясо мариновалось в тенечке. Народ занимал места у главной сцены. Места на скамеечках не всем хватило, но народ не терялся, располагался прямо на травке. Постоянные участники предусмотрительно запаслись раскладными стульчиками.

Ах, мой милый Августин

Пробраться за «кулисы» оказалось не так-то просто. Лесок был тоже оккупирован зрителями – может не так хорошо видно, зато слышно прекрасно, да еще и прохладно. За сценой мелькают яркие костюмы «уральцев» - без ансамбля танца «Урал» не обходится ни одно значительное мероприятие в области.

A54T5668.jpg

А около сцены блестят на солнце австрийские трубы и мужские коленки. Нездешнего вида мужчины в шортах, белоснежных рубашках, и элегантных шляпах наяривают польку. Хватаюсь за фотоаппарат. Джентльмены лучезарно улыбаются и поднимают над головой шляпы. Австрийцы впервые приехали на Бажовку. И все благодаря челябинской филармонии, это она протоптала дорожку в неметчину – еще лет несколько назад заслала туда свой оркестр «Классика». И пошло- поехало сотрудничество, закрепленное в прошлом году официально на бумаге на долгие лета.

 - В октябре прошлого года минкульт заключил соглашение о сотрудничестве с правительством земли Штирия и Австрийско-Русско-Азиатской культурной ассоциацией, - подтверждает подозрения самый культурный министр области Алексей Бетехтин и тоже в расшитой рубахе. (Чиновники решили не нарушать колорита официальными костюмами: и вице-губернатор, и министр тоже облачились в национальные одежды. Новый имидж придавал празднику почти домашнюю обстановку).
Eisbacher Musi («Айсбахер музи»), так называется небольшой духовой оркестрик, появился совсем недавно, четыре года назад в одноименной общине. Появился в результате того, что семеро доморощенных музыкантов просто любили вместе музицировать. Зато теперь без них не обходится ни одно мало-мальское мероприятие в общине. Полька, марш, вальс и снова полька, но баварская. Ждем знаменитую «Ах, мой милый Августин». За сценой своей очереди ждут два танцевальных коллектива.
- А там еще австрийские булочки раздают, - подмигивает директор областного центра народного творчества Оксана Громова. - Потребовали 27 килограммов муки, 13 килограммов творога, пять литров сметаны.

A54T5561.jpg

Чудо - масло

Не дождавшись «Августина», отправляемся за угощением. Для кулинарных изысков из Австрии выделили целую палатку. Уже в утра здесь колдовала целая группа поваров. Тройка жарила яичницу, бойко орудуя лопаточками. Белокурая повариха, поймав взглядом фотоаппарат, смеется и посылает воздушный поцелуй. Парочка подмастерьев нарезает хлеб, еще парочка колдует с начинками. Работали, как отлаженная машина. Голодающим даже ждать не приходилось, подносы с угощением следовали один за другим.
- Что это, что? – переспрашивали дегустаторы друг у друга.
- Это яичница с маслом из тыквенных семечек, - поясняла куратор гостей.
Тыквенное масло придавало блюду не только своеобразный вкус, но и цвет.
Отдельно темно-зелёное, густое масло в чистом виде стояло в тарелочке. Можно было его попробовать с кусочком австрийской булки.
- Какое темное…, - удивлялся кто-то.
- Это не самое темное, оно может быть почти черное, - следовало разъяснение.

  Тыквенное масло австрийцы очень уважают, добавляют повсеместно, хоть в салат, хоть в горячее. Вкус у него весьма своеобразный, немножко попахивает орехами. Говорят, что это такой специальный сорт тыквы, которая растет именно в Штирии. А еще говорят, что масло из тыквенных семечек о-ооочень полезное. Как бы то ни было, но по приезде в город, мы специально отправились в магазин в поисках подобного продукта. Нашли! Правда цена оказалась неправдоподобной – больше тысячи рублей за литр. Так что правильно, что мы попробовали его на фестивале.

австрийские повара.jpg

Инструмент для настоящих шаманов

Солнце разошлось не на шутку. Перемещаемся в лесок, где расположилась Мастеровая слобода, и сразу же зависаем у прилавка с украшеньями из бересты.
- Вот это да! – мальчишка лет семи изумленно уставился в одну точку.
Проследив за его взглядом, понимаю: в поле зрения попал огромный деревянный … танк!. Модель выполнена до мелочей.
- А ваш танк ездит? –спрашивает юный танкист хозяина.
Вместо ответа тот небрежно толкает модель, деревянные гусеницы бесшумно крутятся и танк скользит по поверхности. Глаза малыша округляются еще больше, он со всей силы дергает отца за руку.
- Угу, - соглашается тот.
- Не жалко продавать? – пытаю умельца.
- Я другой сделаю, - пожимает плечами.
Долго охаем, проглотив слюну в ряду мебели из лозы, останавливаемся у небольшого столика со странными металлическими предметами.
- Это варган, якутский музыкальный инструмент, хотите попробовать? Выбирайте, – мастер, молодой человек поднимается с кресла.
Металл приятно холодит губы. После небольших, коротких ЦУ, и кортких пасс руками, появляется первый длинный резонирующий звук. Окружающие вопросительно оглядываются.
- Неплохо, - одобрительно кивает мастер.
- Мы, пожалуй, возьмем, будем медитировать.
- Правда?! Круто, - молодой человек не скрывает радости. Подбирает футляр. Народ вокруг начинает волноваться:
- А можно попробовать?
Тихонько ретируемся, от души желая хозяину успехов в торговле.

Глиняных дел мастера
Є®­Єгаб Ї® «ҐЇЄҐ.jpg

 В гончарном ряду соревнуются за звание лучшего. 50 кило глины перевели на создание всякого рода шедевров. Зрители плотным кольцом окружили участников, крутится гончарный круг, время истекает последними минутами. На столе красуются уже готовые модели. В тенечке жюри ждет своего часа. Тут же проходит мастер-класс. Малышня с радостью возится с глиной – у них свой конкурс и свои шедевры.
Рядом, в соседней палатке корпят над эксклюзивом мастера по лепке. Тема – Бажовские сказы.
- Вон, вон смотри, какой Каменный цветок красивый, а это Серебряное копытце, - угадывают болельщики. – А это что? – задумались над очередной работой. – Похоже… на кошку, а где была кошка?
- Если бы я была богатой, я бы в свой загородный дом закупила вот такую посуду, - вздыхает коллега, обзаведясь керамической кружкой на память.

  Сумки и рюкзаки тяжелеют прямо на глазах: на Бажовке встречаются действительно уникальные вещи, правда, цены на некоторые ручные изделия прямо-таки кусаются.
Упрямо движемся по мастеровым рядам. Звонкие удары по наковальне предвосхищают появление кузнецов. Колоритный дядька с усами, как у Буденного, играючи поднимает молот, легко ворочает огромными клещами. Нещадно полыхает пламя, воздух плавится и плывет, как в пустыне. Народ с удовольствием чеканит монетки на память.
Бажовка в полном разгаре, каждый может найти занятие по душе: мастер-классы рассыпаны по всей Мастеровой слободе, на свистульке играть, плести пояса, лепить посуду, расписывать игрушки – от желающих нет отбоя. Можно просто пообниматься с добряком-водолазом, парочка таких красавцев не отказывались от общения с гостями.
Целого дня показалось мало, чтобы обойти все ряды и успеть везде: на банный фестиваль, на конкурс костюма. Что ж, есть повод приехать сюда еще раз.

 - Только на открытии собралось более 22 тысяч зрителей. Такой наплыв подтвердил, что площадка была выбрана верно. Большая территория вместила всех желающих, плюс к этому прекрасные виды природы. Мы получили очень много положительных отзывов. Так что на будущий год фестиваль снова пройдет в Пластовском районе, - пообещал министр культуры области Алексей Бетехтин.

австрийские мастера.jpg

Это интересно!

Впервые на фестивале прошла битва гончаров. В состязаниях приняло участие 17 мастеров. Лучшим гончаром фестиваля стал Удмуртии Павел Дубовцев (Удмуртия). В номинации по ручной лепке больше всех баллов набрала работа Анны Крыжановской из Магнитогорска.



В минувшие выходные в Челябинской области завершился XXVI Всероссийский Бажовский фестиваль народного творчества. В этом году фестиваль впервые проходил на новой площадке в Пластовском районе области близ деревни Демарино. Праздник собрал рекордное число гостей – 28 600 зрителей и участников. «Область в очередной раз продемонстрировала компетентный подход не только по части проведения масштабных спортивных соревнований, но и в отношении массовых культурных мероприятий», - прокомментировал министр культуры области Алексей Бетехтин.