Меню

Алексей Бетехтин: «Если назрела необходимость в едином культурном пространстве – проявите инициативу!»

10.08.2018 15:37 - автор Виктория Олиферчук
Темой развития культурного пространства в Челябинске вдруг озаботились коллеги из «Сигарного клуба». Лето, каникулы, отсутствие информповодов, острых тем для обсуждения - самое время вспомнить о культуре. Полтора часа собравшиеся честно пытались обозначить кардинальные проблемы, закрыв глаза на главную – денежный дефицит и финансирование по остаточному принципу. Но и без глубокого погружения, проблем набралось достаточно, обсудили недостаток новых арт-проектов и арт-площадок для реализации творческого потенциала, отсутствие единого пространства для культурных проектов, разобщенность культурных деятелей, недостаточное внимание властей, бизнеса и даже публики к культурной сфере. Продолжение обсуждения состоялось в кабинете министра культуры Челябинской области.
Алексей Бетехтин: «Если назрела необходимость в едином культурном пространстве – проявите инициативу!»
Среда есть. Но расширять надо

 - Поскольку министерство сосредоточено в первую очередь на области, многочисленные проекты направлены на развитие культуры в области. Все-таки культурная среда города – прерогатива городской администрации, - уточняет глава ведомства Алексей Бетехтин. - Благодаря таким программам, как «Театрально-концертный зал», «Марафон талантов», а также «Большие гастроли» и прочим, мы можем говорить, что любой житель Челябинской области при желании может быть вовлечен в культурную среду (если речь идет о сфере искусства). Кроме того, второй год в области действует программа по ремонту клубов, библиотек, благодаря федеральной программе обновляются кинозалы. Если говорить о новых проектах, не далее как в минувшую пятницу я был в Сосновском районе на фестивале баянистов «В гостях у Митрофановны». Яркий пример того, как благодаря местной инициативе в области появилось новое яркое событие, которое практически сразу же вышло на всероссийский уровень. Все это приводит к неплохому результату, который в последний свой приезд в Челябинск оценила депутат Госдумы Елена Ямпольская, отметившая, что библиотек у нас на 300 единиц больше, чем положено. Так что культурная ситуация складывается вполне приличная. Другой вопрос, что необходимо ее развивать, дополнять, совершенствовать, улучшать качество, расширять спектр услуг. Что касается Челябинска, то я уверен, что и в областном центре также есть все необходимые условия, чтобы развивать культурную среду, расширять ее и совершенствовать.

Поконкурируем с Бажовкой?

- Среди множества нареканий часто повторяют, что учреждения культуры мало внимания уделяют именно современному искусству…

- А вот тут могу поставить запятую. Знаю, что ДК «Импульс» работает в этом направлении, Выставочный зал Союза художников. Но если честно, проблема в другом - активной инициативы со стороны тех же современных художников не наблюдается. Ну знают все про верблюда напротив театра драмы, видят заржавевшего Венера и, собственно, больше никаких инициатив нет.

 - Насколько мне известно, в минкульте есть программа по поддержке культурных инициатив, возможно даже получить реальную материальную поддержку?

 - Это правда, такая возможность имеется. Надо заполнить заявку, приложить описание проекта, смету расходов, отправить нам. В сентябре мы составляем общий список проектов, передаем на рассмотрение общественного совета по культуре, который отбирает самые интересные, и они имеют все шансы попасть в бюджет. В список как правило попадает около 200 мероприятий, которые поддерживаются губернатором.

 - И что, частная инициатива может соревноваться с такими брендовыми мероприятиями, как Бажовский, Ильменский фестивали, которые возглавляют этот список?

 - А вы думаете Бажовка сразу же имела такой статус? Фестиваль родился благодаря инициативе группы творческих людей, поначалу имел больше литературное направление. Потом уже он расширился и получил поддержку властей. Точно так же, как и «Марафон талантов» изначально проводился по инициативе и на деньги депутатов.

- Что нужно сделать, чтобы попасть в программу? По каким критериям отбираются заявки?

 - В первую очередь, автор проекта должен нас убедить в том, что проект необходим и интересен людям. Если он захочет поставить памятник себе любимому, это вряд ли пройдет. С художниками в какой-то мере сложнее, поскольку те площадки, которые имеются, к примеру, у музея искусств, расписаны на годы вперед. Музей имеет богатые фонды, которые нужно выставлять, а еще хочется порадовать зрителей коллекциями из Третьяковки, Русского музея, Кремля. Тем не менее, музеи, как правило, откликаются на подобные инициативы и включают такие проекты в свой график. В министерство постоянно обращается коллекционер Кабир Ямилов, владелец экзотических музыкальных инструментов. Мы выдаем ему сопровождающее письмо, он с ним отправляется в территории, и муниципалитеты помогают ему с проведением выставок. То есть поддержка может быть самой разной.

культура3.jpg

Кто поможет таланту?

 И все же, все же. Несмотря на министерские заверения, легкость попадания в заветный список вызывает у творческих людей заметные сомнения.

 - Многие сетуют, что их чаще приглашают на фестивали или концерты в другие регионы. Дома пробиться сложнее, здесь процветает местничество, кумовство?

 - Встречный вопрос: а кто-то уже подходил, предлагал свои идеи? Почему бы тем же джазовым музыкантам, не пообщаться с оргкомитетом фестиваля «Какой удивительный мир» и стать участником? Не думаю, что им в этом откажут – организуют дополнительную площадку, откроют новую страничку фестиваля. Но я не уверен, что кто-либо в принципе обращался с подобной инициативой. На фестивале «В гостях у Митрофановны» я увидел яркий, самобытный коллектив, который способен украсить любое мероприятие, и пригласил его на Бажовку. У самих исполнителей почему-то об этом мыслей не было. Минкульт в данном случае выступает в роли продюсера, хотя это совершенно не наша обязанность. Понятно, что режиссеры массовых мероприятий предпочитают работать в зоне комфорта – со знакомыми артистами, проверенными коллективами, привычными программами, в таком случае им гарантирован успех. Любое новшество – это всегда определенный риск. И опять же: засветиться, зарекомендовать себя – это дело творческой группы, ее инициатива, которой по большей части нет. И потом. Работать с самодеятельными коллективами гораздо сложнее, поскольку участвовать в постоянной концертной деятельности им проблематично. Участники самодеятельности занимаются творчеством в свободное время, как они могут бросить работу ради гастролей? С профессионалами в этом отношении проще, им не нужно отвлекаться от концертной деятельности, чтобы заработать на жизнь.

Съездить на фестивали пару раз в году и выступить гораздо проще. Это как раз подходящий для самодеятельности формат, тем более что в области проводится множество всевозможных конкурсов, которые, как правило, проходят в несколько этапов, где производится прослушивание и отбор. А это прекрасный способ выдвинуться и зарекомендовать себя. Если же коллектив созрел до желания концертировать, тогда нужно этим заниматься целенаправленно. Но встречно возникает другой вопрос: а действительно ли самодеятельному коллективу нужна такая активная деятельность?

культура4.jpg

Коммерция и культура – две вещи несовместные

- Давно хочу спросить… Есть два направления, которые выпадают из поля зрения минкульта: шоу-программы и антрепризы. Это принципиальная позиция?

 - Мы не занимаемся шоу-бизнесом по причине того, что всякий бизнес курирует не министерство культуры, а министерство экономического развития. Минкульт поддерживает те проекты и учреждения, которые не способны себя окупать, как например, театральная деятельность, выставочная и прочая. Это искусство без государственной поддержки не может существовать, оно просто умрет. Любая шоу-группа работает исключительно на себя, кто-то более успешно, кто-то менее. В свое время шоу-бизнес входил в государственную структуру, ВИА были прикомандированы к филармониям, за счет эстрадных концертов осуществлялось перераспределение средств, но сейчас шоу-бизнес вышел из государственного подчинения, чтобы работать только на себя. Тем не менее сотрудничество возможно в каких-то совместных проектах. Яркий пример - инициатива шоумена Олега Митяева «Светлое прошлое», этот фестиваль поддерживает губернатор. По это же причине минкульт не занимается антрепризными проектами.

- Но именно эти проекты собирают полные залы, в то время как публичная библиотека жалуется, что на книжную ярмарку приходит мало народу.

 - Это несравнимо. Есть события, где посещаемость не ставится во главу угла. Это имиджевые мероприятия, по которым не существует плана по наполняемости зала. У них другие цели – привлекать дополнительное внимание непосредственно к учреждению.

- И все-таки. Как журналист часто слышу обвинения в том, что о каком-то мероприятии «никто не знал», как следствие было мало народу. Но, к примеру, о появлении в нашем городе кластера SVOBODA2 узнала совершенно случайно в Интернете – ни релиза, ни приглашения не было. Почему мероприятия проходят мимо?

 - Думаю, причин несколько. Если я интересуюсь чем-то, то сам начинаю искать поводы, события, возможности, благо теперь есть Интернет, в котором можно найти информацию обо всем, в том числе о гастролях, премьерах, вернисажах и прочем. Донести известие о той же выставке до каждого жителя Челябинска просто нереально. Нужен встречный интерес. Только четыре процента жителей по статистике как-то интересуются культурой, но при этом кому-то нравится танец, а кто-то предпочитает поэзию. Во-вторых, все-таки я делаю вывод о том, что какие-то культурные группы работают по большей части для себя – в своих мастерских, студиях, и у многих просто не возникает желания выходить на большую аудиторию. Не исключаю также, что нет понимания, как это лучше сделать.

Инициатива ненаказуема

А вот утверждать, что в Челябинске маловато арт-площадок, могли только не слишком сведущие люди. Помимо крупных выставочных залов Союза художников, исторического и музея искусств, в городе имеется несколько камерных площадок. Галерея OkNo, «10’06 галерея», «Гармония», «Каменный пояс», аккурат год назад открылась коммерческая Alvitr Gallery, свои проекты проводит Южноуральский институт искусств, практически каждый уважающий театр обзавелся собственными галереями. Выставки проходят даже в библиотеках. Так что поле деятельности имеется. Другой вопрос, что единой площадки, как Ельцин-центр в Екатеринбурге, у нас нет, и не предвидится.

 - Ну, начнем с того, что Ельцин-центр был изначально создан как музей, это потом он взял на себя функции культурного центра, поскольку надо же вести какую-то деятельность, - комментирует министр. - У нас подобного центра нет, мало того, у нас нет галереи современного искусства, согласен.

Недавно на базе бывшего завода оргстекла появился центр SVOBODA2. Ребята проводят какие-то мероприятия, может, у них получится? Со своей стороны мы приглашали их к диалогу и весьма заинтересованы в сотрудничестве, но ответного шага не последовало. Пока они варятся в собственном соку. С другой стороны, если назрела необходимость в едином культурном пространстве, если в этом заинтересованы творческие сообщества, то им и карты в руки. Ну проявите инициативу! К примеру, мы хотим провести фестиваль искусств. Прекрасно! Приходите в министерство культуры, будем обсуждать. Я уже говорил, что министерство культуры – это не креативное агентство, которое должно разрабатывать творческие проекты, нет, мы обязаны создавать условия для воплощения творческих проектов, а создавать их – дело творческих людей. Опять же обязать эти творческие сообщества к чему-либо мы тоже не можем: прийти, построить рокеров, художников и музыкантов участвовать в каком-то фестивале? Без их желания ничего не получится.

Это интересно
«Задача министерства культуры - обеспечить жителям области возможность доступа к лучшим образцам культуры и искусства. Это первое. Второе: создать условия для развития творчества и самореализации, то есть, чтобы люди могли развивать свои таланты. Для этого мы набираем и обучаем специалистов – хормейстеров, дирижеров, режиссеров - руководителей коллективов, которые помогают в организации, развитии, продвижении народных коллективов, народного творчества. Кто-то из самодеятельных артистов, групп продвигается наверх с целью перейти на новый, профессиональный уровень, а кто-то довольствуется тем, что проводит свободное время с удовольствием. И в первом, и во втором случае работы непочатый край».

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»