Меню

Абсурд в кукольном театре

23.08.2018 17:24
Лис вместо петуха в курятнике, кукла, убившая своего хозяина, Мрожек в кукольном театре  – абсурд! Да еще какой… Смешной до слез, страшный до мурашек по коже, печальный постфактум. Челябинский театр кукол совсем нетрадиционно открывает новый сезон – зовет на премьеру взрослых и рассказывает им сказочку, в которой главный режиссер в лисьей шубе играет главную роль, часы Дали стекают в вечность, а крылья Леонардо возносят за черту возможного, чтобы осыпаться под солнцем запредельного.
Абсурд в кукольном театре


Пуанты и плетка для курицы

Алая (от страсти или крови?)… виолончель, кипенно-белая (фата невесты или саван?) балетная пачка, длинные рукава (скрывающие руки влюбленного Пьеро или мафии?). Репетиция в разгаре: Лис пробрался в курятник и обольщает Блондинку.
- Почему Мрожек? – пытаю постановщика.
- Не отвечу вам на этот вопрос, умных ответов у меня нет, - пожимает плечами режиссер из Киева Михаил Яремчук. – Мрожек давно сидел в моей голове. И когда я репетировал другой спектакль с вашей труппой, мне пришла в голову мысль, что пьеса Мрожека просто идеально расходится на вашу труппу.
- Ненавижу вас, - рычит рыжий искуситель.
- Ах, - Блондинка воздевает очи к небу.
- Арина, телом работаем, - рулит режиссер.

1 (1).JPG

Актриса в огромной белой пачке, распушившейся под грудью, изящно изгибается и выставляет вперед ножку в полуметровом пуанте. Мы с коллегой дружно покатываемся со смеху. На смену товарке из кулис выплывает курица-вамп с плеткой. (По сценарию на петушином содержании в курятнике проживают три красотки: Блондинка, Брюнетка и Рыжая, которых по очереди пытается обработать Лис-искуситель).

- В спектакле два состава: молодой Лис и дамы бальзаковского возраста, взрослый Лис и молодые курочки. Изначально мы хотели, чтобы образы были все разные, не дублировались, разные костюмы, разные мизансцены, - признается режиссер. - Мы даже репетировать начинали отдельно, чтобы актрисы не видели друг друга.
- Здорово! Сразу два разных спектакля!
- Совершенно верно, в идеале мне так и представлялось. Увы! Времени катастрофически не хватает и в первую очередь на то, чтобы работать с молодежью. Старшие все-таки двигаются быстрее. В результате мы пришли к общему рисунку, но тем не менее спектакли будут отличаться. По крайней мере у нас есть колоссальная вера, - через паузу. И большие сомнения, - улыбается Михаил Петрович.

Парадоксы преступления

Для справки: Славомир Мрожек — весьма известный польский драматург, один из классиков театра абсурда. Во времена советской империи его имя упорно числилось в черном списке, в 1990-х стало модным брендом на русской сцене. В челябинских театрах Мрожека вы не найдете, разве что в студии «Манекен» (что привязана к ЮУрГУ) и то в урезанном виде.

1 (18).JPG

Театр кукол готов просветить взрослую публику на предмет сразу двух пьес польского авангардиста: «Серенада» и «Лис-аспирант», объединенных в спектакле «Аналогия». Несмотря на страшный шлейф абсурдизма, пьесы вполне понятны и среднестатистическому зрителю, это по большей части притчи, в которых много смешного, много парадоксального, отчего, кстати, авторы и обозначили жанр спектакля «кукольные парадоксы для взрослых».

  Парадокс первый. Лис обольщает кур, чтобы… ?
- Нет, спектакль вовсе не о том, кого хочет съесть Лис, - качает головой Михаил Яремчук. – Лис хочет занять свое место под солнцем.
- Место под солнцем в курятнике? – недоумеваю.
- Для молодого Лиса – это первая ступенька по жизненной лестнице. Для старого Лиса, наоборот, возможно, последнее пристанище, теплое местечко под старость лет. А Петух для него – помеха. Лис совсем не голодный, съесть – самое простое, но ему важнее подняться над своими возможностями. Вторая часть спектакля – это своего рода продолжение самосовершенствования. Лис-аспирант мечтает подняться до уровня человека.

Отряд не заметил потери бойца

Сказка – ложь, да в ней намек на наше человеческое бытие. Намек прозрачный и весьма актуальный.
- Лис добился того, что куры отреклись от петуха, предали его. Он – гениальный манипулятор, знает, на какие клавиши души надо нажать, какую интригу посеять, чтобы достичь желаемого результата – чем не модель современного общества?

1 (15).JPG

Как все гениальное, манипуляции Лиса столь же просты. Он всех поддевает на удочку.. интереса.
- Герои хотят познать что-то запредельное, то, что им неизвестно и недоступно. Нас всегда влечет то, что скрыто за пределами возможного, как три карты влекли Германна. И леонардовские крылья как бы возносят героев к желаемому, они начинают работать именно в тот момент, когда герои достигают желаемого. Другой вопрос, что предел у всех разный, и зачастую жажда запредельного бывает опасна, как в случае с Петухом.

  Парадокс второй. Человек – венец творения?
Со спинки кресла свисает длинная мохнатая шуба. Следим, затаившись в репетиционном мраке. Кто ее наденет – тот и Лис. Легким движением руки шуба опускается на широкие плечи главного режиссера театра Александра Борока.

 - Я всегда знал, что эту роль должен играть классный актер, поскольку должен выдержать этот монолог, - восклицает постановщик. – С Сашей интересно работать, он предлагает интересную интерпретацию, потрясающе работает с куклой и монолог делает легко и красиво. Лис появляется с собственной куклой, от которой пытается избавиться, потому что она напоминает ему о его животном происхождении, вместилище того, что ему ненавистно - по аналогии с «Портретом Дориана Грея» Уайльда. Он хочет подняться по ступеням эволюции, чтобы стать человеком.
- Но зачем? Чтобы висеть на соседней ветке с шарманщиком?
- Хммм, на самом деле смерть – это не конец пути, а переход на другой уровень: человек становится ангелом.
А захотите ли вы стать ангелом такой ценой?

Размышлизмы по вечерам

Спектакли для взрослых в театре кукол ввел в обиход еще легендарный Вольховский. Говорят, в его бытность на вечерние показы невозможно было достать билетов. Последнее время театр настойчиво пытается вернуть в свои залы взрослую публику, в репертуаре около пяти вечерних спектаклей, в том числе прошлогодняя премьера «Мой муж Даниил Хармс» и фантастическая сага по рассказам Брэдбери.
Мрожек может стать новой и яркой страничкой с хорошей долей юмора, эротической перчинкой и горьким зернышком откровения.
- Я предпочитаю делать спектакли для всей семьи, когда дети и взрослые видят что-то свое. Со сцены должна звучать правда, а она одна – как для больших, так и для маленьких, - признается режиссер, на счету которого в челябинском театре две постановки – «Подарок для папы» и «Мечта маленького ослика». – Это к вопросу, чем отличается спектакль для детской публики от постановки для взрослой аудитории. Да ничем. С другой стороны с детьми не будешь рассуждать над вопросами жизни и смерти, это все-таки тема для взрослых размышлений.

 Поразмышлять над смыслом жизни театр приглашает желающих 7 сентября.


О режиссере

Михаил Яремчук, основатель и режиссер Киевского театра марионеток. В челябинском театре кукол имени Вольховского поставил две работы: «Подарок для папы», «Мечта маленького ослика».


Фото Людмилы Потаповой.