Меню

Жаворонков по осени считают. В Челябинске завершился фестиваль кукольных спектаклей для взрослых зрителей

30.10.2018 21:32 - автор Виктория Олиферчук
Делают это исключительно в кукольном театре каждые два года, когда проводят фестиваль «Соломенный жаворонок». Фестиваль эксклюзивный, поскольку на нем показывают кукольные спектакли для взрослых, что, впрочем, не мешает ему быть по-детски эмоциональным, искренним и радостным.
Жаворонков по осени считают. В Челябинске завершился фестиваль кукольных спектаклей  для взрослых зрителей


Сейчас вылетит птичка

У этого фестиваля совершенно особая атмосфера – тепла, творчества и любви. Может потому, что победителей выбирают сами конкурсанты большинством голосов, а может потому, что за два года успевают соскучиться и как дети радуются новой встрече, которая состоялась в шестой раз. 10 спектаклей и семь театров-участников принес жаворонок на своем крыле, «старички» радушно приняли в свои ряды двух новичков-северян – из Ханты-Мансийска и Сургута, как оказалось не зря.

Фестиваль посвятили юбилею легендарного режиссера Валерия Вольховского, чье имя носит и чье наследие блюдет челябинский театр, и чье присутствие всегда незримо, а иногда вполне зримо ощущалось (в холле театра, где красовался портрет мастера).
Открытие было идеальным: кратким, по существу, веселым и зрелищным. Первый замминистра культуры желал счастья и завидовал, что не довелось поработать в кукольном театре, на что директор театра обещала пересмотреть штатное расписание, участники обнимались и жали друг дружке руки. Goldmen`ы (кукольные человечки, хозяева фестиваля) подхватили флешмоб skibidichallenge, именные воздушные шарики участников фестиваля взмывали под потолок, а члены жюри получали свои гнезда, ибо не всем жаворонкам летать в поднебесье, кому-то нужно нести яйца.
- Не голосуйте за себя, не голосуйте за хозяев, за того парня, которого нужно поддержать, а голосуйте за тех, кто понравится! – напутствовал всех главный заводила и главный режиссер челябинского театра Александр Борок. Прошептал волшебные слова, двери зала отворились, и фестиваль начался!

открытие3.jpg

А был ли лебедь?

Питерский театр KARSSON HAUS уже знаком челябинской публике, и уже увозил призовое каслинское литье из Челябинска. В этот раз актеры из северной столицы представили публике «Биографию» - совсем несказочную историю по знаменитой сказке Андерсена.
В биографию гадкого утенка вплетаются строчки расстрелянного Олейникова, эмигрировавшего Бальмонта, отправленного в ссылку Введенского под музыку этнического сюрреализма группы «НагУаль». Серые ватники весьма уместны в зоне птичьего двора, осколки разбитых окон, как осколки зеркала злого тролля, трансформируют мир, вызывая сомнения: станет ли гадкий утенок белым лебедем? Все это имеет место быть, но в какой-то момент второй план заслонил первый. Громыханье музыки, стрекотанье проектора, эмоциональные телодвижения, страстное желание артистов быть услышанным, обилие смыслов, аллюзий 

биография2.jpg

Небо в алмазах

Спектакль новичков из Сургута приглянулся больше прочих. Перевод шекспировского «Короля Лира» на русский менталитет осуществил Игорь Шишкин. Благодаря его стараниям царь Горох наступает на те же грабли, что и его предшественник. Делает это при всем честном народе, о чем позаботился режиссер Дмитрий Вихрецкий, разыгравший пьесу по законам русского уличного балагана, в котором высмеивали всех и вся. Царь-самодур, лицемерка Власта, любвеобильная Забава и недалекая Млада, неспособная двух слов связать. Как известно, история повторяется дважды: один раз в виде трагедии, другой – в виде фарса, однако русский балаган оказался даже более жестоким и страшным, чем английский оригинал. Шекспир пожалел своего героя – лишил рассудка и послал помощь. Царь Горох остается один среди груды кукольных тел и в здравом рассудке. «Я проиграл. Не хлопайте, не надо», - последняя реплика. Актер дергает завязки на голове куклы, по сцене дружно скачут горошины. «Все тлен. И смерть. Конец пути».

 Увы, мы не учимся на примерах истории, вновь наступаем на те же грабли, и судя по всему опять готовим лоб, чтобы увидеть небо в алмазах.

король лир.jpg

Пять птичек из шести

10 спектаклей хороших и разных. Обычно победителей выбирают где-то за кулисами узким кругом избранных, вынося на публику свершившийся факт, но только не в кукольном театре! Здесь все происходит открыто и откровенно: все участники получают по три анкеты, а результаты вскрывают при всем честном народе на финальной церемонии. Кто больше всех птичек получит – тот и победитель! Просто, честно, увлекательно, тем более, что в этом году конкуренция разыгралась нешуточная, лидеров по всем номинациям было сразу несколько и перевес делала зачастую всего одна «птичка».


Страсти накалились до предела, когда выяснилось, что сразу три спектакля набрали одинаковое количество птичек – челябинская «Аналогия», пермский спектакль «Прошу разрешения на жизнь» и сургутский «Опыт прочтения пьесы «Король Лир» при дворе царя Гороха». Растерялся даже Александр Борок, который никогда не теряется надолго, и в этот раз заминка длилась не более минуты. Соломоново решение найдено – пусть в этот раз будет три победителя!
Чествовали героев от души: заставляли их бегать по подиуму, украшенному шарами, карабкаться на лестницу почета, таскать каслинское литье, для них пели, играли и даже плясали вместе с участницами шоу толстушек.

Так что же в итоге? В итоге абсолютным лидером по птичкам в этот раз стали хозяева фестиваля, они выиграли пять номинаций из шести возможных. На их счету награды за лучшую мужскую, женскую роли, призами отмечены работа художника и режиссера.

- Вот эти призы из настоящего каслинского литья, у каждого есть порядковый номер и сертификат, стоят бешеные деньги, поэтому мы себе и оставляем, - оправдывался Борок.
Впрочем, театральный народ был не в обиде, сделав прощальное фото на память, дружно отправился дегустировать огромный фирменный торт. Прощались сладкими после торта поцелуями и обещались прилететь снова.


lD8B-gLwac0.jpg


Фестиваль кукольных спектаклей для взрослых зрителей «Соломенный жаворонок» прошел в Челябинске в шестой раз. Участниками стали театры Санкт-Петербурга, Перми, Вологды, Сургута и Ханты-Мансийска. За четыре дня было представлено 10 спектаклей.