Меню

Марина Аничкова: «Надо ни от кого не зависеть и делать то, что хочется»

13.11.2018 10:52 - автор Виктория Олиферчук
Замечательная актриса челябинского театра драмы Марина Аничкова отметила юбилей. Глядя на эту обаятельную, улыбчивую, позитивно настроенную женщину, не задумываешься, что ей уже… Впрочем, разве это имеет значение? Возраст человека в большей степени определяет состояние его души, а душа ее по-прежнему трепещет на сцене, заливается соловьем в конкурсе Шульженко, хулиганит в рассказах и капустниках, продолжается в студентах и постановках.
Марина Аничкова: «Надо ни от кого не зависеть и делать то, что хочется»
Рецепт счастья

На самом деле день рожденья Марины Юрьевны случился аж в июле.

- Раньше, когда театр каждое лето выезжал на гастроли, отмечали очень весело, дружно: в поезде, гостинице, - глаза неуловимо меняются, наполняясь светом и теплом летних воспоминаний. Впрочем, и в нынешней постановке вопроса есть свой плюс: можно отпраздновать юбилей дважды.

- Встречаю в семейном кругу на Финском заливе в любимом нашем пансионате «Приют муз», который внучка называет «пенсионат». Так и есть, - реагирует на мое хмыканье, – там отдыхают старые артисты, режиссеры из питерских театров, как правило, одни и те же лица. Поэтому мы все друг друга знаем, встречаемся каждый год и общаемся. Ну, дети приезжают из Питера.
Второе же публично-массовое мероприятие прошло в конце октября в театре. Сейчас актерские бенефисы, увы, канули в Лету. Как говорил герой Георгия Вицина: «Нету того романтизьма». Но посмотреть спектакль с любимыми артистами публика никогда не отказывается.
 - Творчество греет больше всего, - признается юбиляр. – Оно затягивает, открывает все новые ниши. Ведь наша профессия неисчерпаема, никогда не скажешь: «Я все знаю, все могу». Муки творчества всегда есть и будут, но есть удовлетворение от работы, счастье.

- Так вы счастливый человек? Рецептиком счастья поделитесь? – пододвигаюсь на стуле.

- Представьте! У меня или гены так сложились, или просто серотонина в организме чересчур, поэтому в депрессию впадаю редко, - смеется. – Счастье - это гармония. Если человек живет в гармонии с самим собой и миром, тогда он счастлив. А чтобы быть в гармонии, надо ни от кого не зависеть и делать то, что хочется.

Универсальный артист

Марина Аничкова профессионал из категории универсальных. В списке ролей (который, к слову, занимает более 50 строчек), значится толстовская императрица Екатерина II, гоголевская сваха Фекла Ивановна, обаятельная, лирическая Баба-яга, темпераментная итальянка-авантюристка Кончетта. Всю свою долгую, бурную, веселую - словом, разную сценическую жизнь Марина Аничкова провела в Челябинском театре драмы.

- У меня в трудовой книжке одна запись, одна, - делает паузу и как героиня Сомерсета Моэма держит ее, пока мои брови не достигнут критической отметки. - Весной исполнится 45 лет, как я в этом театре. Я пришла в театр, когда Наум Юрьевич еще только начинал формировать труппу. И я счастлива, что принимала в этом участие.

anichkova.jpg


- Неужели не было искушения уехать, попытать себя на других сценах, может быть, столичных?

 - Было, конечно, - машет рукой. - Звали в Алма-Ату, предлагали роль в спектакле «Живи и помни», о которой только мечтать приходилось. В свое время чуть не уехала в Хабаровск вместе с Сашей Мезенцевым. Он сказал: «Поеду первым, посмотрю и позвоню тебе», потом действительно позвонил: «Сиди и никуда не рыпайся!» Однажды чуть не вышла замуж за питерского режиссера. Он меня уже представил Товстоногову, и пьесу выбрали «Блондинка за углом», но... не срослось. Нет, не жалею, - останавливает мой вопрос на вдохе. - Я счастлива, что не уехала, у меня было 30 лет абсолютно счастливой жизни в театре. Наум Юрьевич (Наум Орлов, режиссер, чье имя носит Челябинский театр драмы. – Авт.) стал для меня больше чем просто наставником и лидером. Я с ним общалась больше, чем с отцом: с папой всего 20 лет, а с Орловым 30! И все эти годы были счастливыми. Наум Юрьевич умудрялся всем артистам найти работу: молодежи в театре было много, но все – все! - имели главные роли. Он каждому давал шанс проявить себя.

 - Но как же Питер?! – использую последний аргумент.
- Мою питерскую историю продолжили мои дети, которые сейчас живут и работают в этом городе, а мое место здесь.

Уходил режиссер от актера

В отличие от сверстниц-коллег по творческому цеху Марина Аничкова так и не перешла на более размеренный ритм жизни. Помешали многочисленные таланты и неуемность характера, которые не дают жить спокойно. Еще будучи в актерском зените, она пошла в атаку на режиссуру, писала в массовых масштабах эстрадные миниатюры и сценарии капустников и не только, передавала опыт и любовь к театру подрастающему поколению в академии искусств, наконец, создала свой фестиваль и свое же театрально-концертное агентство «Аничков мост». Все эти многочисленные посевы плодоносят, и достаточно щедро, не оставляя времени для скуки и праздности.

 - Не знаю, откуда это во мне, - пожимает плечами. - Я вообще ненавижу сам процесс написания. А тут СТД выделил мне грант - книжку собрала. Наверное, потому во мне и вырос режиссер. Я делала много бенефисов, работала с администрацией, режиссировала фестивали «Новое кино России», «Золотой витязь», делала капустники – все это и вылилось в режиссуру. Опять же старт дал Наум Юрьевич, предложил мне поставить «Звездопляс», это даже не спектакль, не капустник, а некая музыкально-артистическая тусовка. Тогда были очень популярны пародии на звезд, вот мы набрали 30 номеров, построили сценарий по типу фильма «Старые песни о главном». Спектакль получился настолько удачным, что пять лет шел на аншлагах и делал кассу, позволяя нам зарабатывать. На сегодня у меня 12 постановок в разных театрах.

 - Скажите, режиссер Аничкова взяла бы в спектакль актрису Аничкову?

 - Никогда! Даже если приходилось по каким-то причинам вводиться, подменять актеров, мне всегда казалось, что я только порчу спектакль. И потом, все-таки режиссер всегда должен видеть все со стороны.

 - Вы традиционалист или экспериментатор?

 - Хм-м-м. Скажем так, для меня спектакль состоялся в том лишь случае, когда в нем есть хорошие актерские работы. Если видишь только лишь интересную форму, но тебя не трогает за душу – это не мой театр, притом что мне нравится все новое. Мой театр другой – когда из души в душу.

 Сейчас в Камерном театре под ее чутким руководством репетируют новый спектакль «Уходил старик от старухи», о том, как два человека прожили всю жизнь вместе, но так и не поняли друг друга. Понять друг друга попытаются Михаил Яковлев и Зульфия Акчурина. Премьера состоится весной.

А. Островский Правда-хорошо, а счастье-лучше Зыбкина.jpg


Слово, которого нет в лексиконе известной актрисы

 В творческую биографию необходимо добавить четыре курса, которые воспитала и выпустила Марина Аничкова в институте искусств, и 12 фестивалей имени Шульженко - проект, который сама придумала, организовала и ежегодно проводит.

- Как?! Когда все успеваете?

- Я всегда своим студентам говорила: «Чем больше делаешь, тем больше успеваешь». Сама живу по такому же принципу, всего добилась сама. Я рано потеряла маму, рассчитывать ни на кого не приходилось, может, потому привыкла быть самостоятельной и никого не боюсь. Хотя в жизни всякое было, очень тяжелые моменты: и бандиты нас прессовали, могли остаться без жилья. Зарабатывали как могли: я вязала варежки, шила, продавали на базаре, Сергей (Сергей Чикурчиков, актер театра драмы, муж. – Авт.) таксовал, перегонял машины. И мы еще умудрились открыть агентство «Аничков мост», которое существует до сих пор.

- И фестиваль Шульженко тоже будет в этом году?

 - Ох, - вздыхает. – Если честно, каждый раз после очередного фестиваля говорю мужу: «Все. Хватит!» Мы достигли хорошего уровня, к нам приезжают по 100 - 120 участников со всей страны. Мы достигли предела возможностей, и, чтобы развиваться дальше, нужны финансы. Участники приезжают за свой счет, но не всегда театры могут оплатить, плюс к этому хотелось бы пригласить в жюри известных людей, это снова повысит статус конкурса, который мог бы стать еще одним брендом нашей области всероссийского масштаба. Но, к сожалению, встречаем полное равнодушие наших властей. Обидно.

- Марина Юрьевна, у вас так много талантов. Какой все-таки в приоритете, кем себя считаете?

- Актрисой, конечно. Хотя, все они взаимосвязаны.

- В юбилей принято подводить итоги. Чем гордитесь?

 - Этого слова нет в моем лексиконе, - отрицает. – Самое большое, что мне удалось сделать в этой жизни, - спасти соседскую девочку. Малышке было месяцев восемь, мама ушла на работу, оставила ее с сестренкой. У малышки начала подниматься температура, сестренка барабанила во все двери, когда мы прибежали, я вызвала скорую, мне по телефону врач говорил, что нужно сделать, пока они едут, и девочку спасли. Возвращаясь к вашему вопросу: да, я счастливый человек, не зря появилась на этом свете.

А. Цагарели Ханума Текле_1.JPG

Марина Аничкова, заслуженная артистка РФ, режиссер, сценарист, педагог, организатор массовых мероприятий.

В 1974 году окончила Свердловское театральное училище, актерский факультет, в 1997 году – Челябинский институт культуры, режиссерское отделение.

За годы служения сцене сыграла более 50 ролей. Поставила более десятка спектаклей, не считая дипломных работ в институте искусств, где занимается преподавательской деятельностью с 1994 года. Является автором, режиссером и ведущей многих юбилейных вечеров. В 2000 году создала и возглавила театрально-концертное агентство «Аничков мост». Основатель, директор и режиссер Всероссийского конкурса актерской песни имени Шульженко.


Фото предоставлено театром.

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»