Меню

О симфоническом оркестре замолвите слово

22.11.2018 17:59 - автор Виктория Олиферчук
Итак, свершилось! Симфонический оркестр, о необходимости которого так давно и долго говорили деятели культуры во главе с самим маэстро Мацуевым, в ближайшем будущем появится-таки в Челябинске! Первым  радостное известие сообщил министр культуры области на фестивале Башмета, информацию подтвердил директор челябинской филармонии. За подробностями корреспондент «ВЧ» отправился к руководителю будущего оркестра.
О симфоническом оркестре замолвите слово


Мечты сбываются

Буквально год назад в юбилейном интервью Адик Абдурахманов, дирижер камерного оркестра «Классика» говорил о заветной мечте создать симфонический оркестр, которая никак не осуществиться. И вдруг губернатор решился.

 - Пошел шквал звонков, а я был на репетиции и отключил телефон, когда увидел кучу пропущенных вызовов никак не мог понять, с чем это связано, - зачастил, попутно разливая запашистый чай. - Сначала не поверил, честно, - звяк! Чашка, так и не поднявшись, шлепнулась на блюдце. – Столько лет ждали! Я еще был студентом музыкального училища, помню, как об этом говорили педагоги. Это была мечта не одного поколения музыкантов! – дзинь – вторая попытка также не достигла цели. - У нас Челябинск в этом отношении своеобразный город. Сначала был музыкальный театр, решили сделать симфонический оркестр, но набирать его не стали, просто забрали из театра. Через некоторое время появился оперный театр, и опять заморачиваться не стали, оркестр перевели туда. Так получилось, что у нас один оркестр, вместо трех, как в Екатеринбурге. Но когда позвонили и поздравили во второй, третий раз, пришли какие-то смешанные чувства - радость с ноткой сожаления: «Эх, лет бы 20 назад, когда было больше сил..» Я прекрасно понимаю, какое большая работа предстоит, чтобы проложить рельсы, сделать паровоз, запустить его, чтобы он набрал хороший ход.

- Какой состав оркестра предполагается? – наконец, и мне досталась возможность посолировать.


- Это во многом будет зависеть от той суммы, которую мы получим. В свое время еще Римский-Корсаков сделал распределение состава оркестра на малый, средний и большой. Вот, посмотри, - показывает табличку, заполненную цифрами. - Конечно, для большого у нас не хватит ни сцены, ни финансов. В Тюмени, где на создание симфонического коллектива выделили огромную по нашим меркам сумму, хватило только на средний состав, это порядка 70 музыкантов. Минимальное количество 50 человек, в «Классике» на сегодня только 22, вот и считайте.

KGPOldIyumVRvOYo.jpg


Арфа по любви

Денежные вопросы для челябинской культуры всегда болезненны. Уповая на лучшее, в филармонии уже начали работать на перспективу. На повестке дня два первоочередных вопроса: инструменты и кадры.

 - Я уже переговорил с заведующими профильных кафедр ведущих вузов, - продолжает Адик Аскарович. - Слава богу, костяк у нас есть, струнная группа, но ее тоже нужно увеличить как минимум в полтора раза.

- Где будете брать музыкантов? Все-таки в области три профильных вуза как-никак…

 - Если мы хотим сделать что-то качественно, а мы хотим, тогда надо делать конкурс и выбирать лучших. Боюсь, что в этом отношении делать ставку на Челябинск и Магнитогорск не приходится. Некоторые направления вообще провальные: арфы 30 лет у нас не было, и появилась только потому, что арфистка влюбилась в нашего музыканта. С духовыми у нас тоже проблема, а вот рядом, в Уфе, очень хорошая кларнетная школа, в Якутии отличные валторнисты получаются. Все зависит от педагога. Есть хорошие музыканты не только в столицах. Очень многое зависит от зарплаты. В Тюмени оркестранты получают по 60 тысяч, за 20 тысяч сюда никто не поедет, ведь надо будет и за жилье платить. У нас из оркестра недавно ушли двое, уехали на работу в Китай, где им предложили по 1200 долларов. Ребята молодые, им хочется на квартиру заработать, пришлось отпустить. Сейчас еще одна девочка собирается, - вздыхает дирижер.
За последние несколько лет из города уехало почти два десятка музыкантов. Причина банальна - маленькая зарплата.

- Но ведь Москва не резиновая, всех принять не сможет, - пытаюсь найти хоть какой-то контраргумент.

- А большинство подалось даже не в Москву, в другие города, в Сыктывкар, к примеру. А мы, город-миллионник и не можем предложить людям достойную зарплату. Если честно, я даже побаиваюсь, как бы наш ребенок не родился мертвым. В том смысле, что шума много, а результат…, - разводит руками. - Очень не хочется. Ведь на самом деле для нашей промышленной области это не такие уж большие деньги.

10 миллионов в трубу

Как говорится, глаза боятся, а руки делают. Первые подвижки уже имеются – новые инструменты..

- Закупили на 10 миллионов. Ты не представляешь, какое это непростое дело, целая наука! – восклицает с жаром. – Сколько нам пришлось бумаг подготовить, писем, экспертиз… Сначала тендер выиграла какая-то строительная фирма. Объясняем, что нам нужны только качественные инструменты. Я сам звонил в Москву, Питер, расспрашивал про каждый инструмент, хорошо, что друзей много, которые могут помочь, подсказать, проконсультировать. Расписал все вплоть до мелочей. «Мы вам купим аналоги», - заявили. Спасло то, что аналогов просто не нашлось, и они отказались с нами работать. И слава богу! Пришла профильная фирма и закупила прекрасные инструменты. Мы уже получили трубы, кларнеты, фаготы. Наши специалисты их опробовали, потом признались: «Мы никогда не играли на таких хороших инструментах». Теперь вот заказали литавры. Ждем. В будущем году, надеюсь, придут.

- А что будет с «Классикой»? Челябинцы так любят камерный оркестр, будут без него скучать.

 - «Классика» перейдет в состав симфонического оркестра, но это не значит, что мы перестанем играть камерные концерты, просто они будут чередоваться с большими симфоническими программами.

 - Как назовете новый коллектив?

 - Очень важный вопрос, - поддерживает. – Как вы лодку назовете, так она и поплывет. Название и аббревиатура должны быть легкими и запоминающимися, нам же надо будет заново имидж зарабатывать. Думаем.

 - Адик Аскарович, вы все говорите о музыкантах, о инструментах, а о себе-любимом подумали? Ведь у вас еще детский оркестр, кафедра.

 - Ищу помощников. Новый коллектив надо ставить на рельсы, придется этим плотно заняться. Очень рассчитываю на помощь концертмейстеров, чтобы они работали с группами.

 - Хочу спросить о программе для нового оркестра или еще рано?

- С программой проблем нет – мы регулярно делаем симфонические концерты, уже пять лет, так что программа частично наработана. Прежде приглашали музыкантов из оперного театра. Это не слишком удобно, поскольку репетировать мы можем тогда, когда в оперном театре нет ни спектаклей, ни репетиций. Вы же понимаете, что за две с половиной репетиции сделать что-то хорошо и качественно очень проблематично. Теперь у нас появится возможность полноценных репетиций, и концерты будут проходить более системно. В идеале при подборе программ необходимо учитывать два аспекта: музыканты должны расти в профессиональном плане, а зрителям должно быть интересно. Вот соблюсти этот баланс мы и попытаемся.