Меню

«Мы не играем в казаков. У нас - служба…»

23.01.2019 18:07 - автор Александр Патритеев
24 января 1919 года Оргбюро ЦК рабоче-крестьянской партии большевиков выпустило циркулярную инструкцию, подписанную Яковом Свердловым и вошедшую в историю как «директива о расказачивании». Век спустя, накануне памятной даты, о которой наверняка вспомнят во многих уголках планеты, мы не станем говорить, как это было и во что вылилось, а лучше скажем, что «обезлошаденное, обезоруженное, обезнагаенное», «расказаченное казачество» сумело сохранить себя. Для будущих поколений.
«Мы не играем в казаков. У нас - служба…»


По иронии судьбы, Челябинский областной молодежный казачий центр «Пчелочка Златая», в святая святых которого побывал корреспондент «Вечерки», живет и здравствует в здании по Свердловскому проспекту, 21.
Вы, скорее всего, видели то высокое крыльцо, где словно охраняет вход изображение лихого мальчишки-казачка в папахе. И не зря охраняет, ибо в полумраке коридора за одной из офисных дверей – Музей Казачьей Славы.

 Без права на собственность

- Ирина Викторовна, как построим наш разговор? – спрашиваю у руководителя центра Ирины Овчинниковой. – Может быть, я – посетитель музея…?

- А я – экскурсовод. С удовольствием расскажу, пока чайник кипятится.
Это уже пятое наше помещение. До этого обитали в Областном центре дополнительного образования детей. Три года там пробыли, но пора и честь знать. А это помещение нам предоставил наш меценат – Михайлов Владимир Иванович. Так и сказал: «Ваша арендная плата в том, чтобы бабушки здесь песни пели и ребятишки учились уму-разуму». Место очень нас устраивает. На одной из главных магистралей нашего города, хоть из Екатеринбурга приезжай в гости…

IMG_1450.jpg

 - И часто гости бывают?

- В Екатеринбурге есть хороший центр культуры Среднего Урала. Обмениваемся опытом. Они к нам в экспедиции ездят. Представьте себе, известный семейный ансамбль казачьей песни «Воля» из Первоуральска много лет исследует творчество, в том числе и наших арсинских бабушек.

 За 12 лет нашей деятельности, где бы мы ни ютились, по каким городским окраинам, по подвалам-полуподвалам, тем не менее, уникальная музейная экспозиция собрана и сохранена для наших земляков.
Стоя на пороге, казачка разводит руки в стороны: по левую руку – женская половина казачьего жилища, по правую – соответственно, мужская. Само собой, идем сначала в мужскую.

 - Вот экспонат, совсем недавно датированный специалистом: представляете, XVI век! Казачий кистень. Выкопали его наши казаки в огороде под Копейском. Люблю загадывать посетителям музея загадку, все начинают голову ломать – что же это такое? Оказывается, эта массивная чугунная печать – право на собственность, сегодня «зеленка». Тут и номер есть. Ее надо было забить в стену дома, как гвоздь, чтобы у проходящего мимо налогового инспектора вопросов уже не возникало. Датируется экспонат концом 20-х годов прошлого века.

 С Дона выдача есть!

- Непростые были времена для казачества…

- Очень непростые. Тема расказачивания у нас всегда идет особой строкой. Хотя мы не посыпаем головы пеплом, а только лишь предупреждаем о том, куда могут завести такие жуткие эксперименты с целыми народами. Сегодня мы с оптимизмом смотрим в будущее. Наша Стена Памяти казачьей названа «Помню! Горжусь!». С нее смотрят люди разных национальностей и конфессий. Это важное отличие Оренбургского казачьего войска от дончаков и кубанцев, которые считают себя отдельным народом, мол, у нас своя культура, вы с нами не смешивайтесь…

 - Ирина Викторовна, хочу признаться. Дело в том, что я с Дона…

 - Да вы что?! – моя собеседница всплескивает руками, смеется. Смеюсь и я.

- Очень рада брату-казаку! – обнимает меня уральская казачка.

 - Здравствуйте, здравствуйте! Новочеркасск, столица донского казачества, - обнимаю ее в ответ.

 - Тем не менее, не в осуждение… Вот видите, я даже фото эфиопа нарочно здесь поместила: у него папаха высоченная, наша, оренбургская. Тема иноверцев в казачестве очень многогранна. В те далекие времена работу круга приходили благословлять православный, мусульманский и буддийский священнослужители. Воспитанники нашей школы «Казачок» этой идеей пропитываются с самого детства.


IMG_1451.jpg

 Казаки начинают тосковать

- Центр образовался в 2006 году. Трудно было тогда, более 10 лет назад, создавать организацию с таким специфическим колоритом?

 - Нет, тогда было очень весело и легко. Мы стремились к единению ради возрождения культуры и традиций своего народа. Сегодня казаки начинают тосковать по общению с собратьями, по объединяющей всех нас идее. На мой взгляд, в настоящий момент в казачьей среде работает такой механизм: сначала влиться, чему-то научиться, перенять способы и приемы воплощения в жизнь созидающих идей, потом отпочковаться и попробовать свои силы в собственных проектах, затем соскучиться и снова вернуться к приятному и полезному общению в совместных проектах.

IMG_1446.jpg

 Ирина Овчинникова продолжает экскурсию по мужской половине жилища. Здесь отражена тема службы, преимущественно военная тематика. Есть место и гармошке, непременному походному казачьему атрибуту. И, конечно, иконам.

 - Вот знамя, освященное нашим духовным попечителем на наших первых сборах допризывников «Казачий Спас». Оно побывало на Дону и Кубани, в Крыму и на Алтае, на Донбассе – вместе с гуманитарной помощью от нашей области. Мы не играем в казаков, это наша служба. Сборы допризывников проводим на базе подшефных воинских частей. Это, в первую очередь, наш родной 239-й казачий танковый полк 90-й Витебско-Новгородской танковой дивизии в Чебаркуле. Военно-полевые сборы в условиях, максимально приближенных к реальной армейской службе. Ребята проходят азы современной и традиционной казачьей воинской науки, включая фланкировку шашкой, бой на шашках. Сегодня один из воспитанников нашей школы «Казачок», шести лет, встает на табуретку, чтобы не задевать пол концом шашки, и фланкирует.


 Бабий кут

- Много ребят занимается в школе «Казачок»?

- От 6 до 10 лет. Восемь - десять ребят стабильно.

- Семейная преемственность? Или не важно, были ли в роду казаки или не было?

- Чаще это потом уже выясняется. Ребятки начинают заниматься исследованием своей родословной и вдруг находят казачьи корни. Другие говорят: «Я искал и не нашел, нет у нас в роду казаков, а меня так тянет, так люблю песни казачьи, оружие, традиции товарищества!» Но ведь казаки и приписные были, у нас на Урале – купцы, рудознатцы и беглые, кого тут только не было, когда край осваивали. Сегодня казачество – это идея возрождения национального самосознания, особого духа россиян, стремления защитить свою Родину и тех, кто нуждается в защите.

ATy0AXlDnFQ.jpg

 Переходим на женскую половину дома. Ее называют «бабий угол», «бабий кут». Кстати, возвышенность, где в 1805 году был заложен атаманом Матвеем Платовым Новочеркасск, называлась прежде «Бирючий кут», или «Волчий угол». Надо же, помню…

 Итак, в женской половине – в первую очередь, рукоделие, беседы, спевки. Но опять же «во главе угла» – Стена Памяти, с которой смотрят женские лица! Героини. «Сестры-мироносицы». Для многих современных девушек это становится культурным шоком, открытием.

 - На женской половине проходят наши вселенские спевки и казачьи вечерки, встречи и беседы, - рассказывает мой гид. – Каждую пятницу собираются здесь казачки от пяти и до ста лет. Так возрождаем уникальную традицию домашнего пения.

- Интересная фотография: «Селигер-2013» с президентом России. Владимир Путин и ваши казаки?

- Степан Нестеров, потомственный казак, его родители – мои большие друзья – живут в Екатеринбурге, а он сейчас в Москве возглавляет центр казачьей культуры. Тогда на международном молодежном форуме они вместе с нашим Колей Мельниковым спели частушку: «Президент у нас хороший. Мы не выдадим его. Семерых в могилу вгоним за него за одного!». Во время работы форума казачьи вечерки под простую гармошку и бубен собирали тысячные толпы молодежи. Еще одно направление нашей работы – допризывная подготовка в традициях края. В составе команды – подростки отдаленных сельских территорий, из трудных семей, воспитанники детских домов. Это тема «атаманских детей», испокон веков существовавшая у казаков. Отцы гибли, а детей на попечение брала станица. Вот на фото – Михаил Константинович Резепин…

 - О, Михаил Константинович – известный челябинский казак!

- Он у нас проводит обряд: перед отправкой в воинскую часть по копеечке новобранцам дает в долг, чтобы они отслужили, вернули долг Родине и ему. А вот на фотографии наша казачья проходка по Кировке с конями и песнями во время фестиваля в День города.

 Ни за белых, ни за красных

- Ирина Викторовна, раз уж затронули тему молодежных форумов, «Пчелочка Златая» как социально ориентированная некоммерческая организация может опереться на поддержку властей?

 - Да, нам очень хорошо в свое время помогло региональное министерство культуры. Мы были включены в областную программу поддержки российского казачества на территории Челябинской области. В тот единственный год мы провели экспедиции, которые наполнили экспонатами и материалами наш музей. Управление молодежной политики в определенный период времени оказывало нашему центру серьезную поддержку. Грант министерства социальных отношений Челябинской области позволил выпустить важную брошюру с методическими материалами для работы с трудными подростками. Мы всегда стремились создавать точки роста на местах, для этого и издавали брошюры с материалами казачьих забав. На сборах каждый божий вечер наш гулебный атаман, который сегодня преподает в консерватории в Магнитогорске (между прочим, окончивший институт музыки имени Гнесиных!), вместе с наставниками проводил казачьи вечерки. Дети играли и плясали, пели частушки под «драку», особый и уникальный жанр казачьей культуры. По завершении сборов казачата устраивали концерт-подарок для бойцов подшефной воинской части.

  Наша деятельность находится в сфере интересов нескольких властных структур, и мы надеемся на их поддержку в работе с молодежью нашего края. Многие сегодня уже понимают, что мы «ни за белых, ни за красных», что наша общая забота – духовное и физическое оздоровление детей в традициях нашего славного края.

2V1CMkNIH0Q.jpg

 - А для этого удается использовать возможности грантовой поддержки НКО?

 - Рук не опускаем. Но сегодня нам нужны молодые и продвинутые энтузиасты, которые «подхватят знамя», нужны команды волонтеров.

 Хозяйка достает из старинного буфета пряники, домашнее варенье, попутно хвалится гранеными стаканами – подарком начальника автомобильного училища Игоря Мурога.

 - Именно при его поддержке в высшем военном институте впервые был открыт наш Музей Казачьей Славы. Связи с учебным центром, который сегодня расположился в Красных казармах, остаются по-прежнему деловыми и очень душевными…

- А чем живет сегодня ваш «бабий кут»?

- Мы предлагаем женщинам участие в нескольких проектах. Это клуб девушек-воительниц «Сестры-мироносицы». Запланированы к проведению тренировки по самообороне для женщин — сегодня это очень актуально.

Клуб уральских мастериц «Любо-дорого!» проводит мастер-классы по женскому рукоделию. Это изготовление уникальных женских украшений в технике фриволите; обрядовых кукол, сопровождавших наших предков от рождения до смерти; пошив рубахи для суженого; изготовление боевой смертной рубахи, с которой началась история нашего казачьего музея. Считается, что казачка готовила эту рубаху самому близкому своему мужчине как можно раньше, чтобы она всегда была под рукой. И чем раньше такая рубаха будет изготовлена, тем дольше казак проживет.

 От слова «заповедь»

- Немного подробнее об этом направлении…

 - Готовится к открытию ателье «Мода для народа», где наши казаки смогут экипироваться, а девушки – сшить одежду в этностиле. Проект давно зрел, и вот скоро оборудуем помещение ателье необходимыми материалами. Подали наш проект на муниципальный грант. Третье направление нашей работы – киноклуб «7-Я». Программа включает подготовку девушек к семейной жизни в традициях края. Хочу применить на деле свое образование преподавателя азов семейной науки.

 - Ирина Викторовна, а ведь женская половина музея больше, чем мужская…

 - Мужская половина по площади, может быть, и меньшая, но более почетная. Все начинается с нее. Это слава не только казачья. Это слава нашей России. А женщина и сегодня должна быть «за мужем», она поддерживает его и вдохновляет. Испокон века в долгое отсутствие мужа ей приходилось нести на своих плечах ответственность за семью, воспитание детей, поддержание порядка. Иногда ей приходилось брать в руки оружие и защищать свой дом. Сегодня наш музей – это маленький заповедник, где хранятся добрые традиции мудрых предков, нужные и важные для нас заповеди.


Подробнее о Челябинском областном молодежном казачьем центре «Пчелочка Златая» можно узнать в группе ВКонтакте: vk.com/pchelochka74

IMG_1444.jpg

Досье «ВЧ»:

Овчинникова Ирина Викторовна, директор Челябинского областного молодежного казачьего центра «Пчелочка Златая», член областного совета региональной общественной организации «За возрождение Урала», возглавляемой губернатором Челябинской области Борисом Дубровским, экспертного совета по патриотическому воспитанию при Законодательном собрании Челябинской области, совета атаманов Оренбургского казачьего войска, председатель родительского комитета в составе совета шефов воинских частей. Окончила Челябинский государственный педагогический институт по направлению «Педагогика и методика воспитательной работы», «Этика и психология семейной жизни». Педагогический стаж — 23 года. Имеет троих детей и пятерых внуков.

Цитата
«Мне очень приятно, что сегодня происходит возрождение казачества, уникальной и самобытной культуры казаков, повышается их роль в жизни государства российского и, что, может быть, самое главное, – растет чувство патриотизма, которое всегда было присуще казачеству»
В.В. Путин.