Меню

«Риголетто» снова запел в челябинском театре оперы и балета

20.02.2019 17:41 - автор Виктория Олиферчук
Опера – искусство элитарное. Тем не менее, зал челябинского театра оперы балета даже в будни-то переполнен, а уж на премьеры и вовсе не попасть. После нашумевших «Паяцев» Леонкавалло в театре решили возродить «Риголетто» – любимое творение Джузеппе Верди.
«Риголетто» снова запел в челябинском театре оперы и балета
Именно эту оперу сам композитор считал самым удачным опусом, что, впрочем, немудрено – в ней есть все составляющие успеха: лихо закрученный сюжет, (созданный, кстати, по мотивам пьесы главы французского романтизма Виктора Гюго), где рифмуются любовь и кровь, проклятие и объятие, издевательство и предательство, ну а самое главное – гениальная (и лично любимая) музыка, которую трудно испортить. Заметно возросшие благодаря пристрастному вниманию губернатора и радению попечительского совета финансовые возможности дали надежду увидеть зрелище, достойное сцены Большого театра, куда «Риголетто» повезут уже нынешним летом. К тому же новосибирский режиссер, подтвердивший квалификацию кандидатской по искусствоведению, обещал представить знакомый сюжет в жанре детектива, смиксованного с триллером, с мистической приправой. В общем, как в том анекдоте: «Пусть мне свернут шею, но я должен это увидеть!».

Оперный детектив-триллер-мистика

Сюжет для тех, кто не в курсе. Герцог Мантуанский коллекционирует в своей постели красивых женщин, шут Риголетто поднимает на смех обманутых мужей и несчастных отцов, один из которых проклинает его. Однажды в коллекцию герцога попадает и Джильда, дочь Риголетто, тогда шут решает мстить. Но вместо герцога по роковой случайности убивают именно Джильду – проклятье сбывается. Занавес.

Риголетто2.jpg

Классика – она на все времена. Жажда чувственных наслаждений непреходяща, и власть у имущих все так же в руках для подавления протеста, произвол прикрывают деньги и закон. Хотя в наш грубый век уже «нет того романтизьму». Маска рыцаря в арсенале соблазнителя теперь реквизит необязательный. Да и молодые бедные и не очень барышни, оказавшись в покоях богатых герцогов жизни, легко обменивают честь на новые платья, терзания по поводу утраченного им непонятны, а пожертвовать собой ради того, кто бросил, – уж точно не в этой жизни. Любовь давно заменили сексом, порядочность – выгодой, объяснить, почему рыдает и чем терзается половина персонажей – проблематично. Слава богу, музыка помогает – создает атмосферу и настроение.

Словом, был повод и даже необходимость расставить акценты несколько иначе, нежели полтора столетия назад. Тем более, что прецеденты и эксперименты на виду: что с «Евгением Онегиным» по колено в воде, что с помолодевшим на полвека «Фаустом». Конечно, Курентзиса с его шокирующе-обнаженной Жанной д’Арк наш театр не потянет ни в плане материальном, ни в художественном, но режиссерский триптих «детектив-триллер-мистика» звучал завлекательно, особенно первая часть. Триллер - убийство, мистика – проклятье, а вот где режиссер нашел детектив, оставалось только догадываться.

Театр уж полон, ложи блещут.

До минор и навязчивая тема проклятья, от которого никуда не деться. Занавес обнажает кроваво-красный зев сцены, недаром любовь и кровь рифмуются так легко, царственный пурпур и пульсирующая ненависть – все в одном флаконе. Декорации лаконичны – подиум, кулисы. Сатиры и нимфы окружают великого герцога, головы придворных увенчаны рогами, и еще неизвестно, кто более достоин такого украшения. Ярко, массово, но вполне традиционно.

Риголетто.jpg

Монтероне раздает проклятия герцогу и Риголетто, мистическая линия стартует первой. Анафема рикошетит от герцога, убивает дочь шута - вот вам и триллер. Повеса же остается жив, невредим и любим очередной пассией. Нет правды на земле, все, как в жизни.

А вот разыграть детектив режиссеру так и не удалось, разве что отключить титры. А это мысль! Один мудрец от театра учил, что глухой должен увидеть и понять, а слепой – услышать и понять, что происходит на сцене. Придворные, нацепив колпаки и ночные рубашки, путаясь в подолах, плутали в темноте, натыкаясь на дружеские незаметные белые спины. Что ж, театр – искусство условное, а опера – тем более. К тому же ночью все кошки серы, даже белые.

Джильда.jpg

Сцена встречи Риголетто и Джильды во дворце (после бурной ночи с герцогом). Бедненькое серенькое одеяние девушка заменила на роскошное алое с черным платье (опять красный, на этот раз сексуальный и агрессивный), придворные с почтением и завистью расступаются, похоже, один только зануда-папочка недоволен. А девушка? Она все-таки любит герцога и счастлива или унижена и оскорблена? Нет, без титров никак не обойтись неискушенному зрителю.

Шанс попасть в историю

Требовать от певцов тонкой психологической проработки характера, может, и не стоит, хотя и актерские таланты пригодились бы. Вокалистов в первую очередь нужно слушать, а иногда хорошо бы просто услышать. В творческом состязании с оркестром не всегда солист оказывается победителем.
Ярко, мощно, объемно звучала партия и роль Риголетто в исполнении солиста Новой Оперы, Большого театра, Немецкой Оперы и на Рейне в Дюссельдорфе Бориса Стаценко. Впрочем, ему не привыкать, эту партию он пел в Париже, Штутгарте, Граце, Нью-Джерси, Бонне, Дюссельдорфе и в том же Челябинске. Конкуренцию ему неожиданно не смог составить даже герцог. Впрочем, после отъезда приглашенной звезды партия полностью перешла к челябинскому напарнику Александру Сильвестрову, но это уже другая песня.
Джильда порадовала больше стройной фигурой, шикарным платьем и кротким обликом, впрочем, к финалу голос обрел уверенность, и предсмертный дуэт с отцом прозвучал весьма убедительно. Зрительный зал рыдал. Новую постановку массы приняли тепло и с удовольствием.

Увы, надежды пристрастного и разбалованного разнообразием постановок зрителя хоть на какую-то эксклюзивность не оправдались. Впрочем, иметь в репертуаре такой шедевральный опус, как «Риголетто» уже большая радость для местных зрителей, не слишком избалованных оперными премьерами. Что до московской публики, удивить ее театру из провинции весьма проблематично, остается уповать на великую силу искусства и музыку Верди. В конце концов попасть в историю в компании с «Риголетто» не так уж плохо.

Фото предоставлено театром 

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»