Меню

«Печали и радости» для челябинской публики

11.03.2019 08:00 - автор Ирина Яббарова
Тетральный коллектив «Крупный план» из Нижнего Новгорода привез на челябинский фестиваль "Человек театра" моноспектакль «Печали и радости».
«Печали и радости» для челябинской публики


И снова отфестивалили. Всю прошлую неделю журналисты «Вечерки» посещали спектакли в рамках давно ставшего традиционным фестиваля «CHELоВЕК театра». Получив на руки программу конкурсных постановок, долго выбирала из того, что пока еще не «забито» коллегами. Свой выбор остановила на независимом театральном проекте «Крупный план» из Нижнего Новгорода, который привез на челябинский фестиваль моноспектакль «Печали и радости». По мнению режиссера произведения, постановка – не что иное, как притча о родине.

Третий конкурсный день. Фойе моего любимого челябинского театра НХТ медленно заполняется желающими оценить игру актера Ивана Скуратова. Среди потенциальных зрителей в основном журналисты и сами участники фестиваля. Увы, не в первый раз обращаю внимание, что обычных челябинцев на фестивальных спектаклях увидеть сложно: то ли проблемы с распространением билетов, то ли их вообще не продают. А потому очень печально, что «CHELоВЕК театра» по большому счету только для «своих». А ведь многие из конкурсных постановок достойны внимания массового зрителя. Хотя сейчас не об этом…

Лавочка, лежащая на ней фуфайка, насыпь земли – простая режиссерская задумка, и зритель сразу погружается в деревенский быт. В спектакле нет бега по сцене, громких криков и постоянной смены декораций, зато есть простые человеческие эмоции и воспоминания. Постановка – история судьбы, откровенный разговор настоящего с прошлым, встреча с неизбежным, это история любви к самой жизни, к родине.

Митрич – местный житель деревушки Богатки, отложив шитье, неспешно достал бутылку горячительного и с тяжелым вздохом признался, мол, повод есть: 40 дней любимому коту Фильке. С этого и начал Митрич рассказ о своей деревенской жизни, в которой было всё – любовь и боль, война и радость, встречи и потери…
Когда-то Митричу, как и всем, казалось, жизнь только начинается. Но… мгновение, и уже оглядываешься на пролетевшие годы. А ведь было столько времени впереди. Теперь же остались лишь образы из прошлого, из другой жизни, которая никогда не повторится. Но именно в этот момент приходит понимание того, что было важным. В прошлом – красавица жена Василиса, с которой играли в переглядушки. Не стало Василисы, и не с кем стало «ни чаю почавкать, ни полаяться как следует». В прошлом – любимица лошадь Рыжуха, с которой часами можно было вести разговоры о жизни. В прошлом – война, фронт, где снился родной дом, сады в цвету. В прошлом – мама…

Всё это в понимании Митрича и есть родина, матушка-земля, к которой стоило бы относиться с теплом, ведь «не космос ладит погодой, погодой ладит народ».

Вот, казалось бы, мысль спектакля понятна, и глубокий философский подтекст читается легко, и важные, порой трогающие до глубины души фразы то и дело летят в зал, и актерская игра достойна похвалы, но по-настоящему не цепляет, а порой откровенно скучно. Кстати, скучно было не мне одной. Сидевшая рядом коллега то и дело теребила часы, а порой не стесняясь заглядывала в телефон.

«Не ценитель я театральных шедевров», – мелькнула мысль, когда после окончания спектакля зал с криками «браво!» вдруг подпрыгнул со своих мест, сидеть остались лишь немногие, видимо, такие же неценители, как и я. В голове была какая-то чехарда, а от спектакля осталось ощущение чего-то намешанного в кучу. Но никак не получалось понять отчего. И лишь по пути домой вдруг стало понятно, почему не сложилось: в моноспектакле намешаны сюжеты сразу нескольких повестей Федора Абрамова «О чем плачут лошади», «Воронейко», «А не устроить ли нам лето?», «Филька», да еще и дневниковые записи писателя. И сложно проследить четкую логику перехода от одного сюжета к другому. А может, просто мои печали и радости не совпали с жизненными переживаниями Митрича.

Фото Дмитрия Куткина