Челябинский Камерный хор отмечает юбилей
18.03.2019 12:21 - автор
Виктория Олиферчук
В культурном достоянии «Челябинской республики» Камерный хор имени Михальченко занимает весьма почетное место. Трудно представить афишу филармонии без этого имени, а службы в челябинских церквях – без голосов солистов Камерного хора. Мы говорим «фестиваль духовной музыки» – подразумеваем «Камерный хор», мы говорим «хоровые ассамблеи» – подразумеваем то же самое. Праздничные дифирамбы в честь 45-летия коллектив будет исполнять и принимать на концерте 5 апреля.
Справочно:
Челябинский камерный хор им. В.В. Михальченко основан в 1974 году при Челябинском хоровом обществе. Создатель коллектива – народный артист России Валерий Михальченко (5 апреля 1941 года – 13 сентября 2013 года). В 2014 году Камерному хору присвоено его имя.Коллектив неоднократно становился лауреатом всесоюзных и республиканских фестивалей и конкурсов: фестиваль им. П.И. Чайковского в Ижевске, «Алябьевская осень» в Тобольске, хоровой музыки в Новгороде, «Певческое поле Прикамья» в Перми. Выступал во многих городах России – Москве, Волгограде, Екатеринбурге, Омске, Тюмени, Воронеже, Вологде и др. Гастролировал за рубежом: Италия (Рива-дель-Гарда, 1997), Латвия (Рига, 1987, 2001), Франция (Париж, 2007), Германия (2014), Польша (2015), Чехия (2016), Австрия (2018).
Премьера с театрализацией
С это радужной перспективы и начался наш разговор с нынешним руководителем коллектива, хормейстером Ольгой Селезневой.– К юбилейному вечеру мы подготовили сразу несколько премьер: Ave Maria Мендельсона, парочку номеров из «Перезвонов» (хоровая симфония В.Гаврилина), номер из «Цыганской литургии» Зорана Мулича, которую он написал для сербской цыганской православной общины, – перечисляет Ольга Петровна. Тут же успокаивает: – Целиком оба произведения прозвучат позже: литургия – на фестивале духовной музыки в сентябре (на премьеру, кстати, обещался приехать сам автор), «Перезвоны» – в ноябре, их мы планируем исполнить вместе с хором Пермской филармонии, давно эту мысль лелеяли.
Предполагается парад солистов и театрализация. В хоре появилось много молодежи, новичков надо представить публике и не обойти вниманием заслуженных солистов, которых любят и ждут.
– Театрализация в концертах сейчас многими приветствуется, – рассуждает собеседница. – Многим зрителям недостаточно только лишь слушать: телевизоры, компьютеры всячески провоцируют визуальное восприятие. Есть музыкальные коллективы, которые целенаправленно занимаются некоей визуализацией концертов, и это имеет право на существование. Мы тоже взяли на вооружение элементы хорового театра – зрителям пришлось по душе.
Заповеди на все времена
История коллектива начиналась в 1974 году, когда на базе Хорового общества Валерий Михальченко создал поначалу любительский коллектив из своих студентов.
– Валерий Васильевич всегда был очень требовательным, – вспоминает Георгий Дунаев из того, первого состава. – Во время репетиций никаких разговоров, никаких вольностей, каждый должен участвовать в процессе, даже если работают над другой партией. Никогда не тратил лишних слов, все четко, по делу, очень четко показывал. Был профессионалом высшей пробы.
– Как я мечтала попасть в этот коллектив! – подхватывает Оксана Михальченко, вдова маэстро и хористка. – Еще студенткой! Прибежала поступать сразу после окончания училища. Он меня развернул: «Не хватает верхних нот. Появятся – приходи». Дважды отказывал, на третий раз взял. Наверное, я ему просто надоела, – улыбается. – Я сразу влюбилась в него, прежде всего как в музыканта, руководителя.
– Говорят, у Михальченко был крутой нрав? Мог выгнать с репетиции, было?
– Было, – признается. – На моей памяти как-то выпроводил одну артистку, потому что она пришла на репетицию ненакрашенная: «Иди, приведи себя в порядок!» Для него не было мелочей, все и всегда должно быть в лучшем виде.
Серьезное, вдумчивое отношение к музыке, любовь к делу, которым занимаешься, – главные заповеди, которые оставил после себя Валерий Михальченко, которые до сих пор сохраняет коллектив.
– Валерий Васильевич всегда очень тщательно подходил к подбору репертуара, это было основным принципом его работы, – подключается Селезнева. – Репертуар должен быть разнообразным, но при этом соответствовать высокому исполнительскому уровню.
Просвещенья дух…
В изменившемся мире Камерный хор умудряется сохранять традиции и в то же время шагать в ногу со временем. Основу репертуара по-прежнему составляет классическая музыка, в том числе духовная, благодаря которой хор приобрел статус не только исполнителя, но и просветителя. Хор стал первооткрывателем многих сочинений: Dies Irae А.Кальдара, Литургии святого Иоанна Златоуста К.Варгина, «Плача Аввакума» К.Волкова и не только.– Каждый сезон делали новую программу духовной музыки: литургии, всенощные, хоровые проповеди, таким образом получился целый цикл концертов духовной музыки, которые исполняли в течение года, – рассказывает Георгий Дунаев.
– И что, в советское время пропускали такие программы без проблем?
– Проблемы были еще какие! Если на исполнение западной духовной музыки закрывали глаза, то в отношении духовных сочинений русских композиторов было строго, – кивает Георгий Викторович. – Приходилось идти на всякие хитрости, заменять текст. Помню, исполняли концерт Бортнянского: музыка оригинальная, а текст топорный советский. Но периодически мы слышали гром сверху. Хорошо, что в то время начальником и директором музыкального училища, где работал Валерий Васильевич, был Борис Михайлович Белицкий – замечательный музыкант, руководитель, который умудрялся поддерживать нас и отстаивать позиции.
– Валерий Васильевич сам сочинял духовную музыку: «Отче наш», «Вера, Надежда, Любовь» – теперь эти произведения в репертуаре хора, – подсказывает Оксана Анатольевна.
Эту миссию хор продолжает с удвоенной энергией: целый фестиваль духовной музыки пройдет по осени уже в четвертый раз.
Знай наших!
Луч света коллектив зажигает не только в духовной сфере, он активно пропагандирует музыку уральских композиторов. Последний, самый яркий пример – опера-клоунада «Смерть чиновника», которую написала челябинский композитор Елена Поплянова по мотивам чеховских рассказов.– Еще года три назад мы бы вряд ли смогли развести партитуру по голосам. Но сейчас такая возможность есть благодаря молодежи, которая влилась в коллектив, – не скрывает радости начальница хора. – И я думаю, что вряд ли другой академический коллектив может похвастаться участием в театрализованной постановке. К нам идут ребята из института культуры, причем идут с охотой, несмотря на то что зарплата у нас не слишком велика.
Верный признак того, что коллектив развивается, а престиж профессии, утраченный было с десяток лет назад, возвращается.
– У нас появилось множество новых, интересных, неожиданных программ, – объясняет Оксана Михальченко. – Ольга Петровна активно берется за современную музыку, вносит новый взгляд на произведения современных композиторов. Взять хотя бы программу с музыкой из мультфильмов – как ее любят дети! Да и нам самим нравится экспериментировать, исполнять что-то новое.
– С каждым днем все интересней, хочется все попробовать – ведь столько замечательной музыки еще не освоено! – вторит коллеге Георгий Викторович. – Грандиозные проекты, интересные гастроли…
За последние пять лет Камерный хор побывал в четырех странах – Германии, Польше, Чехии, Австрии.
– Сейчас заключили договор с Сербией и планируем в октябре туда поехать, – раскрывает карты Селезнева.
С днем рожденья!
Да и дома у хора масса возможностей: коллектив постоянно приглашают поучаствовать в концертах, а солисты идут нарасхват – это позволяет расти профессионально и получить дополнительный заработок.– Для меня большая радость, что коллектив так востребован, – продолжает Ольга Петровна. – На концерты приходит все больше народу, я замечаю все больше новых лиц. Аудитория расширяется, мы сейчас работаем и с детьми, делаем детские программы, ездим по школам, воспитываем юных слушателей. И отклик на детские проекты очень хороший. Хочется привлечь самую широкую аудиторию, поэтому и программы стараемся делать самые разные. Политика руководства филармонии дает свои плоды – наши идеи поддерживаются, продвигаются по всем направлениям, в том числе в Интернете.
– Что лично для вас значит этот коллектив?
– Всё! Это не просто работа. Не хочется говорить помпезных слов, но хор занимает всю меня, я не представляю, как иначе можно жить без этого?!
– Что хотите пожелать любимому коллективу на юбилей?
– Любить свою работу, быть преданным любимому делу, чтобы глаза горели, а голоса звучали, чтобы мы понимали друг друга и чтобы всё лучшее было впереди, – желает руководитель.
P. S.
– Знаете, мне часто снится Валерий Васильевич, такой молодой, улыбающийся, – Оксана Михальченко легонько вздохнула, когда мы с коллегой-фотографом уже собирались прощаться. – Мне кажется, он счастлив… там! – подняла глаза. – И за нас тоже.
Фото Олега Каргаполова, а также из архива филармонии.
Тэги: