Меню

Сергей Коробков: «Любители проще, добрее и ближе»

31.03.2019 18:01 - автор Виктория Олиферчук
Чем профессионалы отличаются от любителей, в каком направлении движется самодеятельный театр и вообще кому и зачем он нужен? Интервью с председателем жюри фестиваля “Две маски” Сергеем Коробковым.
Сергей Коробков: «Любители проще, добрее и ближе»


На прошедшей неделе на театральном ринге сошлись самодеятельные коллективы со всей страны. 10 претендентов на звание лучших. Соревновались по-настоящему, без дураков и скидок «на бедность».

Подтверждение тому – пустующие номинации и строгое жюри, в состав которого вошли профессиональные актеры, режиссеры, хореографы, театроведы и даже номинант премии «Золотая маска».

Для справки:

Сергей Коробков – заслуженный деятель искусств России, Лауреат премии Правительства России, Лауреат премии имени С.П. Дягилева, кандидат искусствоведения, профессор Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ имени М.В. Ломоносова, театральный критик, драматург (г. Москва).

image003.jpg

- Насколько трудно было работать в жюри вам, профессионалам, которые знают правила, законы, по которым подчиняется театральное искусство, что и как должно быть?

- Знаете, я не делаю разницы между профессиональным и любительским коллективом. Зачем снижать планку? – пожимает плечами Сергей Николаевич. – И потом. Кем был Станиславский до того, как стал реформатором сцены? Купеческим сыном, любителем, что не помешало ему провести реформу, которая перевернула театральный мир. До Станиславского существовал актерский театр, благодаря Константину Сергеевичу появилось понятие «режиссерский театр». И это не единичный случай. Сколько замечательных артистов и режиссеров вышло из любительской среды? Множество. Русский театр, собственно, и начинался с самодеятельности, вспомним охочие театры, театр Шляхетского корпуса, где была поставлена первая трагедия Сумарокова. Весь профессиональный театр вышел из самодеятельности. И законы театральные одинаковы. Значит, и критерии оценки такие же, как и в профессиональном театре.

image005.jpg

- И все же. Профессионалы всю свою жизнь могут совершенствовать свое мастерство. Но как можно критиковать людей, которые отработав рабочую смену, приходят в клуб, тратят свое свободное время, что-то творят ради души.

- Конечно, мы старались высказывать критические замечания деликатно, но все же чувствовались некоторые припрятанные обиды. Но нам помог сам фестиваль. Все участники видели работы друг друга и приходили на обсуждение спектаклей. Они видели, что никому никаких скидок мы не делали. И я уверен, что если бы мы начали обсуждать их работы по-новому, сейчас они бы слушали другим ухом, совершенно по-другому воспринимали.

image007.jpg

- Возможно, сравнение не совсем корректное, но как вы оценивает профессиональный уровень самодеятельных коллективов?

- Я бы сказал, что сейчас и профессиональный, и самодеятельный театр идут на равных. Соотношение удачных и неудачных работ равноценно. Во многих любительских театрах есть работы, выполненные на высоком профессиональном уровне. К примеру, Александр Рыжков, режиссер из Владимирской области, участник вашего фестиваля, это режиссер какого-то симфонического уровня.

image009.jpg

- В чем заключается главная задача любительского театра?

- В свое время Малый театр, когда он появился, называли университетом. Позже театр сравнивали с трибуной, кафедрой, иначе говоря, театр – это место, где формируются гражданские вкусы, приоритеты. В России театр имеет особое предназначение. У нас есть некая национальная идея – проявлять себя в творчестве. И это, поверьте, уникально. Поэтому любительские театры в России существовали всегда и везде. Мне симпатично само слово «любительский», потому что в основе лежит корень – «любить». Сейчас настало время потребителей. Торговые центры вытесняют культурные объекты повсеместно. Что с этим делать? Человек не может постоянно быть в глянце, в гламуре. Это унизительно, когда личность превращают в потребителя. И когда кто-то отказывается от таких «благ», стремится высказаться в творчестве, установить диалог с другими людьми, это можно только приветствовать. Я считаю, что место, где есть театр – это счастливое место.

image011.jpg

- В Челябинской области 430 самодеятельных коллективов и только шесть работают в областном центре. Значит ли это, что провинция больше располагает людей к самовыражению?

- Здесь все просто. Любительские театры замещают пустующую нишу и делают это, замечу, чрезвычайно талантливо и прекрасно.

image013.jpg

- Профессиональный театр в последнее время занят поисками новых форм. Каковы на сегодняшний день тенденции развития театральной самодеятельности? Насколько их пути совпадают?

- Процесс поиска новых форм идет безостановочно, параллельно с развитием театрального искусства. Авангардные эксперименты всегда сталкивались и вступали в конфликт с классической традицией, особенно эта борьба обостряется на рубежах эпох, что мы сегодня и наблюдаем. Но и то, и другое необходимо: классика сохраняет и закрепляет достигнутое, авангард двигает процесс вперед.

image015.jpg

- И все-таки, несмотря на общность целей, задач, путей их решения, законов сцены и прочее, чем-то любители отличаются от профессионалов?

- Они проще, добрее, ближе. А еще наивнее. И все это необходимо каждому человеку. Несмотря на все разговоры, я считаю, что в театр все-таки ходит мало людей. Но те, кто приходит, делаются счастливее, а театр становится точкой притяжения, счастливым местом.

Фото Игоря ЛЯПУСТИНА