Меню

Виктор Ереклинцев: от точек притяжения к «Увертюре к лесу»

29.12.2020 15:16
Глава Центрального района Виктор Ереклинцев считает, что людей надо спрашивать не о том, что они хотят видеть, а о том, чем хочется заниматься.
Виктор Ереклинцев: от точек притяжения к «Увертюре к лесу»



Центральный район Челябинска подводит итоги масштабной программы благоустройства. За 2020 год, несмотря на все ковидные сложности, преобразились сразу несколько важных объектов, жители получили новые точки притяжения и места отдыха. Глава района подводит итоги и рассказывает о перспективах следующего, 2021 года.

Виктор Александрович, для начала общий вопрос: горожане так часто слышат о разных проектах в сфере благоустройства, что уже запутались, за чей счет и по какой программе работают над тем или иным объектом. Можно маленький ликбез?

Конечно. Программы благоустройства реализовывались по нескольким направлениям: проект «Реальные дела», федеральная программа создания городской среды (ФСГС). Наконец, глава города Наталья Петровна Котова выделила району 50 миллионов на завершение объектов благоустройства, начатых в прошлом году. Помощь трудно переоценить: без траншей из городского и областного бюджета мы бы не смогли замахнуться на такие объемы, какие реализованы за последние 12 месяцев. Мы практически не занимались освоением новых пространств. Благоустраивали и реконструировали уже имеющиеся.


Кусты или цветы?

В течение всего года регулярно и от разных ведомств приходится слышать об озеленении.

Да, в 2020-м это была прямо топовая тема. Основную массовую высадку делал, конечно, городской подрядчик, но районы тоже активно участвовали. И главное, мы изменили подход к озеленительным проектам.

Что тут можно изменить? Бери да сажай.

Не скажите. Всегда был спор между сторонниками разных стратегий – кусты или цветы, многолетние или однолетние растения. Мы решили соблюсти баланс, по этому пути идут все города, даже Москва – передовик озеленения. Там только на Триумфальной площади было высажено 500 тысяч однолетников! У нас масштаб поменьше, но все-таки на Центральный район высажено 460 тысяч однолетних растений и 13 тысяч кустарников.

Есть ведь не только эстетическая, но и экономическая разница. Каждый год тратиться на «одноразовые» цветочки, или посадить кусты, которые растут десятилетиями, их только поливать и подстригать надо.

С точки зрения экономики, в перспективе многолетники – конечно, более дешевая история. Но когда говорят, что куст посадил и забыл – это лукавство. Все ландшафтники говорят, что нельзя посадить клумбу из многолетних растений и забыть про нее. Нужен уход, полив, стрижка, неизбежно будет выпадение по весне каких-то растений… Работа с многолетниками даже более щепетильна. Однолетние цветочки посадил, поливаешь, подкармливаешь – и все. А тут нужен целенаправленный, плановый уход в течение всего сезона. Для нас озеленительная кампания 2020 года – это эксперимент, хотя и со страховкой: есть гарантийные обязательства, если где-то пропадут, вымерзнут растения, восстанавливать их будет подрядчик.
С точки зрения эстетики тоже есть разница. Многолетники не дадут буйства красок, здесь баланс достигается за счет растений, разных по высоте, структуре, объему, рисунку листа – то есть вот горная сосна, а рядом хоста с широкими листьями. Цветовая гамма достаточно монотонная, многолетники меняют свой цвет в течение сезона.
Однолетники – это именно кратковременное буйство красок. Но цветочные клумбы – это традиция, особенно для старшего поколения.

Нет описания.

Цветочная стратегия


Я особенно часто видел работающих над клумбами ребят на Алом поле.

Алое поле – пейзажный парк. Это уникальное место в центре мегаполиса. Не каждый город может похвастаться таким – в центре 35 тысяч квадратов просто леса, созданных по советским ландшафтным законам, с прекрасным дендропланом. Сюда приходят с детьми, отдохнуть, заняться спортом. Поэтому Алое поле еще и четко зонировано. Есть детская зона, есть спортивный уголок. Это все нужно было учитывать.
Мы пригласили ландшафтных специалистов, они учитывали при проектировании всё: архитектуру, уже растущие деревья, пешеходный трафик. Получилось, на мой взгляд, достаточно неплохо. Когда мы заходим на Алое поле со стороны улицы Красной или Свердловского проспекта, то видим в первую очередь храм Александра Невского. Это архитектурная доминанта, а на подступах к ней этаким эпиграфом – цветочная клумба. И выбор цветов соответствующий: вы не увидите на Алом поле, например, синих оттенков.
А вот в других местах весна побалует горожан многоцветьем: на бульварах по улицам Тернопольской и Воровского будут высажены низкорослые виды тюльпанов. Тюльпаны – это, конечно, короткая история, цветение идет всего порядка двух недель. Но это первые цветы, которые появляются в городе! Еще газоны только просыпаются, а они цветут! В советское время тюльпанов, напомню, было много, их специально подбирали, выводили, чтобы к первомайским праздникам получить период цветения. У нас таких строгих мерок нет. Опять-таки в советское время после цветения тюльпаны выкапывали и выбрасывали. А у нас на Тернопольской они будут между хостами. Когда цветут тюльпаны – хоста только начинает выбрасывать побеги. Когда отцветают – как раз распускаются листья хосты. Более того, эти клумбы будут работать как собственный городской мини-питомник. Года через три цветы можно будет выкопать и пересадить куда-нибудь еще.


Увертюра к лесу

Работы шли и на главной улице города. Студенты ЮУрГУ, кстати, нахваливали.

Да, наш бульвар на проспекте Ленина. Тоже, кстати, уникальный объект для города-миллионника. Кстати, не все помнят и знают, что наш бульвар называется «Увертюра к лесу». Абсолютно логично: он соединяется с городским бором. Я считаю это место шедевром советского ландшафтного искусства. Наша задача была сохранить все это наследие, дополнить многолетними кустами, но в то же время не исказить смысл прежнего озеленения. У нас там ценные породы дерева, даже тамариск! Южное растение, европейское. Старожилы говорят мне, что приезжающие иностранцы удивляются – как такое возможно, на Урале – тамариск!

Одним озеленением там дело не ограничилось.

Пешеходная, транзитная зона. Ее надо было очень аккуратно насытить. Мы сделали восемь вкраплений в газоны, поставили туда активности для ребятишек, насытили всю эту зону садовыми качелями. Это пришлось по вкусу жителям. Говорят: надо добавлять этих качелей! Особенно в промежутке от улицы Володарского до Энгельса.
А учитывая, что бульвар Ленина, особенно ближе к Лесопарковой, – молодежная среда, мы там поставили новые инновационные столбы, с бесплатным WI-FI, там же подсветка и возможность подзарядки гаджетов.

На Ленина еще и кадки с сосенками появились.

В начале года у нас с Натальей Петровной Котовой возникла идея на проспекте Ленина создать локальные зоны отдыха в местах уширения тротуаров, где нет деревьев. Назвали лаундж-зонами под открытым небом. Появились такие зоны на Ленина, 75 перед агроуниверситетом, на Ленина, 71 и перед большим гастрономом на площади Революции. Да, здесь имеем еще один эксперимент – высадили крупные саженцы в кадках.


Здесь лапы у елей…


А знаменитая площадь с фонтанами у ЮУрГУ тоже входит в ансамбль «Увертюры к лесу»?

Нет, это отдельное место, сквер на Тернопольской. Тоже исторический объект, в свое время его создавали усилиями ЮУрГУ и завода «Полет». Здесь также плотный пешеходный трафик, вдобавок это единственный в городе монопарк, там из всех древесных насаждений присутствует только ель колючая или, как в народе ее называют, голубая ель. С точки зрения ландшафтного искусства это вроде бы неправильный подход. Но колючая ель имеет такой помпезный, важный вид, ее обычно высаживают перед фасадами административных зданий, и здесь она прямо в тему.
А фонтаны?

Да, были два классических фонтана – с чашами. Многие помнят, что со стороны проспекта Ленина работал очень красивый фонтан, с подсветкой. Но мы пошли на риск, сделали новый вид фонтана, «сухой», когда из брусчатки просто бьют струи воды. И не ошиблись: место стало посещаемым, получилась новая точка притяжения, тусовочное разновозрастное место.
Чашу второго фонтана обустроили как лекторий-амфитеатр под открытым небом. Уже осенью здесь начали проводить разные мероприятия. Первое, что там организовали - интернациональный музыкальный вечер, пришли студенты-иностранцы со своими национальными инструментами. Я там сам был, очень атмосферно получилось!
Практика показывает: так любое место после вдумчивой реконструкции становится не просто парком для отдыха, а приобретает событийный формат.


Печки-лавочки

Вы часто упоминаете слово «активности». Но горожанам на улице хочется не только бегать и прыгать, а просто посидеть, отдохнуть.

Это было учтено. Например, в сквере на Воровского – на месте знаменитого нашего Доваторского рынка. Здесь поставили много скамеек. Люди идут с работы, могут отдохнуть. Мы не стали там делать никаких активностей – ни спортивных, ни детских. Решили, что надо уважить жителей близлежащих домов.
Много лавочек поставили по программе ФСГС в городском бору, на знаменитой «обкомовке» - от памятника Курчатову до улицы Худякова. Долго собирали информацию, советовались со специалистами. Задача была сделать эту зону максимально привлекательной, насытить ее комфортом, но в то же время не вмешиваться в уже сложившуюся экосистему. В любом случае это лес. Люди приходят сюда отдохнуть от суеты, помедитировать. Поэтому первое, что мы сделали – увеличили количество лавочек, получилось 44 на полтора километра.
На месте бывших контейнерных площадок установили три беседки, а вместо старых турников – небольшую площадку для воркаута. Понимая, что тут много людей с детьми, сделали детскую площадку. Причем принципиально разместили ее на естественном грунте, потому что постоянно падают хвоя, шишки. Все аттракционы – из древесины робинии. Это дерево вообще не требует дополнительной обработки от гниения.

Нет описания.

Задел на будущее

Виктор Александрович, у нас разговор идет вокруг центра города. Но Центральный район включает в себя еще и северный берег Миасса.

Там тоже работали. Но финал многих проектов перенесен на будущий год – решили не торопиться, сделать все качественно. В этом году начали реконструкцию сквера на улице Академика Королева, полностью переложили плитку. Стартовала вторая очередь ремонта сквера от улицы Братьев Кашириных до 250 лет Челябинску – там тоже поставили скамейки.
И, конечно, сама набережная. Она стала настоящей фотозоной. Подрядчик комитета городского хозяйства в 2019 году сделал нам подпорную стенку, положил гранитную плитку, а мы уже в этом сезоне установили уличную мебель в стиле лофт, вазоны, арт-объекты.

Вы много рассказываете, что советовались со специалистами. А голосование на портале «Активный житель»? Оно очень популярно сегодня.

Каждый объект пропускали через онлайн-голосование. Там на 2020 год именно люди выбрали благоустройство «обкомовки», а на 2021-й после голосования у нас уже запланировано продолжение набережной Миасса – от улицы Красной до моста на Свердловском проспекте. И вот тут я заметил интересную тенденцию: людям надо задавать правильные вопросы. Нельзя спрашивать: «Что вы хотите, чтобы вам сделали?». Когда начинаются споры из-за формы и вида каждой лавочки – это путь в никуда, вкусы у всех разные. Надо спрашивать, чем вы хотите в конкретном месте заниматься. И вот тут горожане чаще всего единодушны.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other