Меню

«ПЕРЕХОД К ДЕНЕЖНЫМ ВЫПЛАТАМ НЕЦЕЛЕСООБРАЗЕН»

27.02.2007 00:00 35 (10670)
В арбитражный суд направлен иск муниципального предприятия «Челябгортранс» к областному министерству финансов. Причина — задолженность области перед городом на 120 миллионов рублей по оплате льгот пассажирам общественного транспорта...
«ПЕРЕХОД К ДЕНЕЖНЫМ ВЫПЛАТАМ НЕЦЕЛЕСООБРАЗЕН»


Как вице-губернатор Косилов обещал льготы сохранить

В арбитражный суд направлен иск муниципального предприятия «Челябгортранс» к областному министерству финансов. Причина — задолженность области перед городом на 120 миллионов рублей по оплате льгот пассажирам общественного транспорта.

Как известно, Челябинская область — один из немногих регионов, где с 2005 года не проводили монетизацию льгот, как по всей территории страны, а взяли на себя обязанность сохранить существовавшую систему. В октябре 2004 года первый вице-губернатор области Андрей Косилов заявил, что переход в нашем регионе к денежным выплатам льготникам нецелесообразен.

И поскольку Москва предоставила регионам право выбора, Челябинская область сохранит действовавшую ранее систему льгот как оправдавшую себя. Косилов торжественно обещал, что область возьмет на себя финансирование этой системы. По состоянию на сегодня очевидно: область не справляется со своими прямыми обязанностями.

Всегда ли натуральное лучше?

Напомним суть: федеральные власти с начала 2005 года провели реформу, получившую название «Монетизация льгот». Во-первых, необходимость замены натуральных льгот денежными субсидиями следовала из общего анализа экономической ситуации в стране.

В условиях исчезновения дефицита льготы потеряли социально-экономический смысл. Во-вторых, наличие льгот вносило само по себе существенные искажения в распределение ресурсов. В-третьих, ряд предприятий и организаций, оказывающих услуги по льготным ценам и тарифам и имеющих право на денежную компенсацию из бюджета, полностью эту компенсацию никогда не получали.

То есть оказывали услуги за свой счет, а госбюджет им за это не платил. Правительством неоднократно приводились данные, что монетизация льгот вызовет дополнительные расходы федерального бюджета в 180 миллиардов рублей, тогда как раньше бюджеты всех уровней перечисляли на покрытие оказанных льготных услуг только 40 миллиардов.

Получается, что оставшиеся 140 миллиардов эти предприятия ежегодно оплачивали из собственного кармана. Так было прежде всего в сфере коммуникационных услуг и транспорта.
Неоплачиваемые льготы не самым благоприятным образом сказываются на финансовом и техническом состоянии связистов и транспортников.

Длительные очереди на установку телефонов, нехватка вагонного парка, эксплуатация изношенных автобусов и трамваев — все это в том числе и следствие недофинансирования социальных льгот. Подобная ситуация не могла продолжаться долго. Рано или поздно вопрос надо было решать, иначе предоставлять льготные услуги было бы не на чем — из-за естественного износа общественного транспорта, например.

Специалисты указывали, что благодаря монетизации есть надежда, что отрасли с наиболее изношенным производственным потенциалом получат дополнительное финансирование для своего обновления, а российское машиностроение — хорошо оплачиваемые заказы.

Но в Челябинской области есть свои специалисты, думающие в корне иначе. Как заявил на пресс-конференции в октябре 2004 года первый вице-губернатор области Андрей Косилов, введение монетизации в Челябинской области привело бы к уравнительной системе, тогда как натуральные льготы сохраняют свою адресность.

Куда уходят льготы

Давно замечено: в мутной воде всегда у некоторых деятелей есть желание найти свой интерес. Правительство и парламент страны на основе детального анализа пришли к выводу, что адресного характера льгот (прежде всего с точки зрения их реального финансового обеспечения) при натуральном формате как раз и не получается.

Заметим, льготников в Челябинской области порядка 500 тысяч человек. Сумма льгот для них — 2 миллиарда 800 миллионов рублей. Если эти льготы выдаются деньгами, льготники сами решают, как им поступить с полученными средствами.

Но если столь весомую сумму средств распределяет некий узкий круг лиц в областной верхушке, где гарантии, что это не приведет к злоупотреблениям? Или уже привело? Вот на какие мысли наводит ситуация, ставшая причиной иска «Челябгортранса» к областному министерству финансов. Начальник юридического отдела «Челябгортранса» Сергей Гуржей уточнил, что иск «Челябгортранса» к министерству финансов области был подан еще 28 декабря прошлого года.

По сути наша транспортная организация стала заложником того, что область и федерация не смогли договориться между собой. Российская Федерация поручила субъектам уравнять федеральных и областных льготников и только при соблюдении этого условия обещала выделить из федерального бюджета соответствующую сумму.

Однако челябинские областные власти нарушили договоренность: федеральные льготники у нас продолжали ездить на одних условиях, областные — на других. В итоге обещанных денег областной бюджет так и не получил. Но отменять решение об обеспечении льготников бесплатным проездом никто не стал, особенно в преддверии выборов, хотя денег в областном бюджете на это предусмотрено не было.

«Челябгортранс» победит

Выделения обещанных денег «Челябгортранс» добьется, по нашему мнению, в ближайшие месяц-полтора. Конституционным судом уже вынесено предписание, в котором говорится: если решение о финансировании принято, а денег на это в областном бюджете не заложено, необходимая сумма должна быть выплачена в любом случае.

Тем более что, по некоторым данным, в бюджете области таковые средства имеются. Однако чиновники не могут прийти к единому решению, на что их потратить: одни считают, что деньги надо отдать учителям, другие — транспортникам, третьи — пустить на здравоохранение.

У области свое мнение

Кстати, изначально речь шла о том, чтобы всего-навсего на год отсрочить введение монетизации льгот в Челябинской области. С 2006 года наш регион должен был стать «как все». Министерство социальных отношений Челябинской области сообщало, что проведена огромная работа по составлению базы данных граждан, которые имеют право на различные льготы.

Уточнялось, что для процедуры замены натуральных льгот денежными компенсациями южноуральцам не придется вновь доказывать свое право на льготы, то есть предоставлять какие-либо дополнительные документы и вновь проходить процедуру оформления. Чтобы денежные компенсации автоматически начислялись на личный пенсионный счет, необходимо просто подать заявление в районное или городское управление пенсионного фонда.

Уже в 2005 году можно было оформить такие заявления. Можно их подать и сегодня. Но если говорить о проблеме в целом, очевидно: если бы с 2006 года монетизация льгот в Челябинской области была проведена, у «Челябгортранса» не возникло бы нынешних финансовых проблем, ложащихся непосильным грузом на транспортников, и, соответственно, не возникло бы претензий к областному Минфину.

Но, похоже, кому-то выгодно сохранение в регионе предельно запутанной ситуации с льготами. Между прочим, громче всех за сохранение старой системы выступал почему-то первый вице-губернатор Андрей Косилов.
***
Еще в январе 2005 года на встрече с правительством России в Кремле президент страны Владимир Путин напомнил: созданная в СССР система льгот привела к тому, что более 50 процентов населения страны было отнесено к категории льготников. А другая половина должна была эти льготы оплачивать.

В городах-миллионниках, подчеркнул президент, граждан, бесплатно пользующихся общественным транспортом, стало больше, чем тех,  кто платил за проезд. Одновременно снижалось качество обслуживания и росли тарифы. Этим недовольны были уже все — и льготники, и те, кто их содержал. «Мотивы принятых решений Госдумой и правительством по замене льгот денежными компенсациями понятны», — заметил президент.

На той же встрече с министрами Путин в завершение назвал монетизацию льгот решением принципиально правильным, но отметил, что правительство и ответственные руководители в регионах до конца не выполнили свою задачу — не ухудшить положения тех, кто нуждается в помощи государства.

По мнению президента, в законе есть решения, которые позволяют сохранить социальную справедливость. Челябинск, заметим, как раз город-миллионник. Все, что говорил президент про монетизацию льгот, напрямую касается нашего города и Челябинской области в целом. Но, похоже, господин Косилов решил поправить президента?

Герман ГАЛКИН, Анна ХЯККИНЕН.
РИСУНОК ВИКТОРА ФЕДОРОВА.