Меню

ПИРАТЫ ХХI ВЕКА НЕ БОЯТСЯ НАКАЗАНИЙ

19.02.2007 00:00 30 (10665)
Простому обывателю практически невозможно вычислить контрафакт. Это так же сложно, как определить подлинность денег. Как распознать настоящее масло или нет? Там столько тонкостей: пробка не та, выпуклости не в том месте располагаются…
ПИРАТЫ ХХI ВЕКА НЕ БОЯТСЯ НАКАЗАНИЙ


В последние год-два борьба с интеллектуальным пиратством стала одним из главных направлений для отечественных правоохранительных органов. Дело не только в том, что некачественные подделки разных видов продукции изрядно всех достали. Борьба с пиратством официально названа одним из ключевых условий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). О том, как строится борьба с пиратами в Челябинске, «Вечерке» рассказал начальник отдела по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке (ОБППР) Сергей ПРОТАСОВ.

 — Сергей Анатольевич, для начала поясните, какие отрасли рынка особенно наводнены контрафактом?
— Прежде всего мы говорим о так называемом интеллектуальном пиратстве. Например, в сфере производства кино- и музыкальной продукции. Для создания пиратских дисков нелегальные производители используют нелицензионное оборудование, с помощью которого создают целые лаборатории звукозаписи. По нашим данным, пишут пираты в основном не в Челябинске. Только единичные случаи производства нелегальных дисков зафиксированы у нас.

В конце прошлого года мы, например, ликвидировали такую подпольную лабораторию в Ленинском районе. А вот в Москве или, скажем, Самаре пиратская кино- и звукозапись поставлена на широкую ногу, поэтому наши предприниматели, желающие сэкономить на расходах, привозят контрафакт оттуда и реализуют здесь. Думаю, производить пиратские диски в Челябинске просто невыгодно. У нас нет такого рынка сбыта, как в столице. Статистика такова: в прошлом году мы изъяли контрафактную продукцию на сумму полтора миллиона рублей, всего около семидесяти тысяч различных дисков.

— Насколько, по-вашему, совершенно российское законодательство в части борьбы с интеллектуальным пиратством?
— Признаюсь, полностью побороть это явление пока не представляется возможным — прежде всего потому, что у нас в стране применяются недостаточно жесткие санкции к нарушителям. Вот в Китае контрафакт побороли просто: ввели смертную казнь за аудио- и видеопиратство. Конечно, мы не предлагаем подобных крайних мер. Но согласитесь, нужно хотя бы ужесточить меры наказания. А пока в России нарушители отделываются штрафами. Если возбуждается уголовное дело, то штраф составляет от 200 до 400 тысяч рублей. По административному законодательству, если сумма изъятия не превышает 200 тысяч рублей, заплатить придется всего 1500 — 2000 рублей.

Пираты могут себе позволить платить такие штрафы и дальше продолжать торговлю. А посадили бы одного, остальные бы поостереглись заниматься такой деятельностью. Представьте, если бы за грабеж или убийство платили только штрафы. Радует то, что хотя бы сами производители стали бороться с контрафактом. В том числе и путем снижения цены на легальную продукцию.

Сама процедура борьбы с контрафактом пока излишне запутанна, на мой взгляд. Сначала происходит изъятие. Потом мы отправляем изъятый товар на исследование экспертам. Следом направляем дело в суд. Весь процесс может затянуться сроком до полугода. Есть предложение оклеивать все диски специальной маркой, как это происходит с той же водкой. Это упростит работу. А пока доходит до смешного. Мы не имеем права приостанавливать деятельность.

И пока идет расследование, предприниматель может спокойно торговать поддельным товаром и… зарабатывать на штраф. Правом останавливать предпринимательскую деятельность обладает только суд. В принципе это правильно. А то вполне могло бы быть так, что где-нибудь в деревне у отдельно взятого недобросовестного сотрудника милиции может появиться соблазн закрыть магазин и не открывать, пока ему деньги не принесут (смеется).

— А сам сотрудник ОБППР может самостоятельно распознать поддельный товар?
— У нас работают люди с большим опытом. Что касается компакт-дисков, они практически на глаз определяют подделку. Ориентируются на цену и количество фильмов на одном диске, а также на качество полиграфии. Но с другими товарами сложнее. Были случаи изъятия крупных партий клея «Момент» санкт-петербургской фирмы «Хенкель», спортивных костюмов «Адидас», кофе «Чибо», подсолнечного масла «Злато». В таких случаях милиционерам сложно понять, контрафактная продукция это или нет. Есть определенные тонкости, которые знает только производитель.

У нас даже нет образцов, чтобы сравнить. В этом случае на помощь приходят правообладатели. Сообщают, что в том-то магазине продают подделки. Мы едем и изымаем эту продукцию. Но даже тут возникают сложности с экспертизой, поскольку нужно искать третье лицо. Наша лаборатория не может проводить исследование, так как мы по закону — сторона заинтересованная. Фирма-производитель — тем более! А работу независимых экспертов надо оплачивать. Часто расходы берет на себя наше министерство, иногда платит заявитель. Но в большинстве случаев правообладатели пишут заявление, продукт изымают, и правообладатели на этом успокаиваются.

— А простой покупатель может сам вычислить подделку?
— Простому обывателю практически невозможно вычислить контрафакт. Это так же сложно, как определить подлинность денег. Как распознать настоящее масло или нет? Там столько тонкостей: пробка не та, выпуклости не в том месте располагаются…

— Контрафактные продукты питания, наверное, опасны для здоровья?
— Сам производитель контрафакта не заинтересован делать опасные для здоровья продукты. Их просто брать никто не будет. Был у нас случай с поддельным чаем «Принцесса Нури». Предприниматели рассказали, что подделывали только коробочку как раскрученный бренд. А качество самого чая было даже лучше, чем у настоящего. Они просто решили сэкономить на рекламе.

— Официальная статистика, которую недавно озвучило агентство «Росбизнесконсалтинг», свидетельствует: Россия и Китай — лидеры по производству контрафакта. Вы с этими выводами согласны?

— Вообще-то в Китае, насколько мне известно, уже справились с этой проблемой. Возможно, у них и есть подпольные заводы, которые производят такую продукцию. Но при этом они вывозят подделки в другие страны, потому что эти товары хорошего качества. А кому нужен наш контрафакт? Если у нас подделывают те же DVD-диски, так за границей они точно не нужны, там и своего добра хватает. У нас в основном внутренний рынок сбыта. Одежда поддельная низкого качества, которую можно продавать только на наших рынках.

— Как производители контрафакта  обходят закон, чтобы в то же время избежать ответственности?
— Самый популярный способ обойти закон — это когда пишут, например, на спортивном костюме не «Найк», а «Ник». Покупатели видят знакомое название и приобретают. Разница всего в одной букве, а уже не придерешься. Такие дела в суде очень трудно выиграть правообладателям.

— Недавно произошел беспрецедентный случай. В Санкт-Петербурге на ТЭЦ обнаружили контрафактное оборудование, которое могло стать угрозой жизни и здоровью граждан. Возможно ли такое в Челябинске?
— Трудно сказать. У «Челябэнерго» надо спросить. Милиционеров сейчас даже за ворота таких предприятий не пускают. Не исключаю, что порой даже на очень крупных заводах могут использовать контрафактные приборы. Они же дешевле! Естественно, руководству предприятий не выгодно, чтобы эти факты всплыли наружу. Да что там промышленность, сейчас даже самолеты на контрафактных деталях летают! Мы же в основном проверяем розничную торговлю.

— Проводится ли вашим отделом какая-нибудь профилактическая работа?
— Конечно. Мы регулярно проводим рейды. Борьба с контрафактом на данном этапе считается приоритетным направлением. Иногда нам шлют ориентировки из министерства. Например, на 20 февраля намечена громкая кинопремьера. За несколько недель до этого к нам приходит телеграмма с указанием проверить рынки и магазины, потому что все диски с этим фильмом, которые появляются в продаже до 20 февраля, — явный контрафакт.

Кроме того, нам помогают граждане. Звонят и жалуются, что купили диск, а он не играет, просят проверить продавцов. У нас есть специальные телефоны доверия:267-79-60, 267-79-80. Любой пострадавший может позвонить. Мы реагируем на все сигналы.
Многие тенденции борьбы с пиратством, озвученные сотрудниками УВД, подтверждают лидеры рынка продаж продукции на электронных носителях.


Мнение специалиста

«Покупайте лицензионный продукт!»

— Бесспорно, пиратская продукция составляет нам конкуренцию, — рассказывает менеджер компании «Уралтон» Дмитрий Крупеников. — Достаточно зайти в тот же «Никитинский» — там на каждом шагу пираты сидят. Киноновинки ведь не сразу выходят на лицензионных дисках. Сначала показывают на больших экранах, потом появляется дорогой вариант, а уже потом — народная копия. А пираты делают болванки уже на первом этапе показа фильмов. Раньше контрафакт значительно выигрывал у лицензионных копий в цене. Однако сейчас можно приобрести качественный продукт в «Уралтоне», потратив около ста рублей. Есть и еще более дешевые варианты. Мы продаем лицензионные диски без коробок всего за 59 рублей. По-моему, даже пиратскую копию сложно купить за такие деньги. Тем не менее полностью уничтожить пиратство в этой сфере вряд ли возможно.

Анастасия ТАНАЕВА.
Коллаж Людмилы МАНУРИНОЙ.