Меню

ЛЕТО. ПЕРЕХОДИМ НА ПИВО

26.07.2006 00:00 136 (10524)
Опрошенные нами в последнее время предприниматели, в том числе руководители предприятий, хотели бы видеть на страницах нашей газеты аналитические материалы...
ЛЕТО. ПЕРЕХОДИМ НА ПИВО


Опрошенные нами в последнее время предприниматели, в том числе руководители предприятий, хотели бы видеть на страницах нашей газеты аналитические материалы. В том числе обзоры различных секторов рынка, особенно применительно к сфере малого и среднего бизнеса.

Сегодня мы выполняем этот «социальный заказ» с помощью специализированной маркетинговой структуры, название которой значится в подписи к материалу. В качестве объекта исследования для начала был взят рынок производства и торговли пивом — летний сезон сам подсказал первую тему.

БОЛЬШОЙ БИЗНЕС В РОССИИ…

Крупнейшим «непродавшимся» успешным заводом остается «Очаково», занимающее 9 процентов рынка и остающееся на втором месте по объемам производства в России после «Балтики». Хорошие перспективы на рынке имеет ОАО «Красный Восток», которое также входит в десятку крупнейших производителей России и дает около 8,2 процента напитка. Потенциал роста у рынка есть.

Согласно опросам, около 40 процентов взрослого населения вообще не употребляют пиво. Почти треть пьет пиво изредка, не чаще двух раз в месяц, 15 процентов употребляют этот напиток раз в две недели. И только 15 процентов сограждан являются регулярными потребителями пива — раз в неделю и чаще.

Наиболее популярным типом пива среди россиян является обычное светлое пиво: пьют 70 процентов потребителей. На долю темного пива приходится около 10 процентов предпочтений, с пониженным содержанием алкоголя — 11 процентов, с высоким содержанием алкоголя — 7 процентов.

В 2005 году под давлением новых законов о запрете распития пива на свежем воздухе и ограничениях на рекламу производители пива стали активизироваться на параллельном рынке сбыта: через предприятия общественного питания.

Рестораторы, открывающие пивные заведения, получат выгодные условия, касающиеся как организации бизнеса, так и маркетинговой поддержки. На российский рынок выходят и иностранные пивоваренные компании. В Москве создается сеть Pilsner Urquell Original Restaurant. Российский производитель осваивает западные рынки.

«Балтика», к примеру, развивает сеть собственных пабов в Великобритании: под вывеской Stavka уже открыт ресторан в Глазго. Аналитики фиксируют рост потребления разливного пива. Только бочкового пива «премиум» в прошлом году выпито в России на 30 процентов больше, чем в позапрошлом.

При положительной динамике развития рынка пива в целом проблематичным остается развитие мини-производств. Мини-пивзаводы, появившиеся еще в 1993 — 1995 годах, не прижились в полной мере.

Заметим, что в Германии, Чехии и Англии небольшие пивные заведения (классический пример — английский паб) торгуют пивом собственного производства. Как правило, это семейные предприятия, культивирующие и удачно использующие лояльность клиента.

В России же (Челябинск не исключение) пока невелика доля обеспеченного среднего класса, имеющего возможность инвестировать значительные суммы в приобретение оборудования и помещения, нет условий для подготовки специалистов в области организации работы мини-пивоварен. Добавляется проблема сырья: нехватка солода и хмеля. Правда, тенденция постепенно меняется.

…И НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

На Урале сегмент пивных ресторанов пока развивается невысокими темпами (в Челябинске примерно 5 — 7 процентов в год), хотя по разным оценкам он может показывать прирост в 20 — 30 процентов.

По данным агентства «Бизнес-Аналитика», за четыре месяца 2006 года рынок пива, разлитого по банкам, стеклянным и пластиковым бутылкам, дал незначительный прирост в объемном выражении (+ 0,7 процента) и вырос на 8,2 процента в денежном отношении. Доля дешевого, среднеценового, экономичного и премиального растет.

Лидерские позиции на рынке Южного Урала захватывает «Балтика»: 55,3 процента в Челябинске. Как сообщили в пресс-службе завода «Вена», в 2006 году завершится объединение групп компаний: Челябинский пивоваренный завод «Вена», ярославский «Ярпиво», красноярский «Пикра» с компанией «Балтика».

После объединения группа «Балтика» становится по факту лидером российского рынка: 10 пивоваренных заводов общей мощностью 40 миллионов гектолитров в год: Санкт-Петербург (два завода), Ростов-на-Дону, Тула, Самара, Ярославль, Воронеж, Челябинск, Красноярск, Хабаровск; четыре солодовни в Челябинске, Санкт-Петербурге, Туле и Ярославле. «Балтика» займет таким образом 35 процентов общероссийского рынка.

Объединенная компания будет иметь уникальный по охвату рынка портфель ведущих пивных брендов в России: «Балтика», «Арсенальное», «Невское», «Ярпиво», Tuborg, Carlsberg, Foster`s, Kronenbourg 1664; ведущие региональные бренды: «ДВ», «Купеческое», «Уральский Мастер» и «Волга». Причем челябинский завод — единственный завод группы на территории от Самары до Красноярска.

МЕСТНАЯ МАРКА

Однако Челябинск может гордиться и другой маркой пива, рожденной в секторе мини-производства. Настоящим челябинским брендом стало пиво «Крист». Одноименный закрытый пивной клуб расположен в начале улицы Гагарина. Его относят, как ни удивительно, к числу мест спокойного семейного отдыха.

Мы помним, что на пивном рынке страны доминируют несколько крупных холдингов. Поэтому, как говорит владелец Кристелли, чтобы начинать заниматься сегодня пивоварением, необходимо иметь колоссальный запас финансовой прочности и огромное человеческое терпение.

Его собственный пивной проект вышел на окупаемость лишь через восемь лет после запуска! А всего проекту 12 лет. По большому счету это не бизнес в чистом виде. Активной рекламы клуб «Крист» не ведет. Кристелли даже считает, что «агрессивная реклама пива нашему делу только вредит».

В целом для Челябинска с его репутацией «водочного» города частные пивоварни — явление редкое. Было время, когда пиво варили в кафе «Венгерское пиво» на ЧТЗ. Потом проект закрылся.

В галерею «Континент» по четвергам завозят «Жигулевское» производства Первоуральского пивзавода. Срок хранения десять суток. Очень похоже на пиво советских времен — такое же горькое.

Но проект Кристелли, похоже, будет на рынке мини-пивоварен не единственным. Сейчас, по слухам, подумывают об открытии своих пивоварен сразу несколько челябинских компаний: «Фортуна», «Мегаполис» и другие — всего порядка 10 — 12 до конца года.

Может статься, Челябинск превратится в город пивоварен. А от соревнования крупных пивных брендов и местных пивоваров в конечном счете выиграет потребитель. Разумеется, при условии культурного употребления этого напитка.

Подготовлено аналитической группой компании «Коммерсант-Челябинск».
Ваши пожелания и предложения отправляйте на адрес:

kommers05@mail.ru.