Меню

Может ли внутренний туризм на Южном Урале стать локомотивом экономики?

10.02.2016 11:13 - автор Сергей ТАРАН
Дерзкая идея - превратить Южный Урал в своеобразную туристическую Мекку давно витает над нашими просторами. Но пока все шло как-то ни шатко ни валко, пока не свалился на наши головы метеорит, породивший большие надежды. Предвкушение, что космический гость «потянет» в Челябинскую область гостей земного происхождения, постепенно оставило горькое послевкусие. Ибо все на свете без повторения забывается. Метеориты для нас кончились. Зато 2015-й стал годом начала воплощения «Стратегии развития туризма». Согласно этому документу, к 2020-му году Челябинская область будет ежегодно принимать до двух миллионов российских туристов и полтора миллиона иностранцев. Это на бумаге. А в действительности — множество мелких предпринимателей и несколько фирм посолидней пытаются построить что-то наподобие туриндустрии. Пока не очень получается. Почему?
Может ли внутренний туризм на Южном Урале стать локомотивом экономики?


Комитет по спасению

Неизвестно, как создавались серьезные туристические бизнесы в мире. Возможно, строили потихоньку дороги, мосты, причалы, гостиницы, аэропорты. Привлекали к своим «экзотикам» всем, чем могли, изнемогая от горячего желания угодить туристам, дабы выудить у них деньги. Ведь за удовольствие принято платить. Но комитеты по развитию отрасли буржуи у себя не создавали. А мы — да. На днях в Челябинске прошло аж два заседания комитета по содействию развитию территории для внутреннего туризма. Организовало мероприятие ЧРО «Опора России» и назначило первым председателем комитета Дмитрия Довбня.

Что сделано новоиспеченным комитетом?

На первом заседании сошлись на том, что необходимо создать реестр туробъектов и потенциально интересных участков для развития туризма на территории Челябинской области. То же и про ТИЦ (территориальный информационный центр - экскурсионные маршруты, достопримечательности и прочее) на базе Центра развития туризма Челябинской области. Озвучена идея создания «Календаря событий», куда войдут все событийные мероприятия (фестивали, концерты, презентации), заранее запланированные и согласованные между предпринимателями малого бизнеса и представителями отдела туризма.

На втором заседании комитетчики обсудили создание уникального регионального продукта. Такой продукт смогут поддержать не только турагенства, базы отдыха, но и гостиничный бизнес, девелоперы, транспортники, ресторанный бизнес и многие другие.

Подход к решению задач у комитета оказался деловым. Во-первых, удалось собрать заинтересованных предпринимателей, экспертов по туризму, журналистов. Те, в свою очередь, чуть ли не в экстренном порядке составили банк предложений и прогнозов. Во-вторых, в комитете пришли к общему пониманию ситуации. А она сейчас такая - растет интерес к отдыху в России. И нам на Южном Урале давно пора бросить перчатку территориям, уже давно облюбованным взыскательным и не очень туристом. Благо экономическая ситуация за нас. Неожиданно рублевая зона стала выгодной для отдыха. А вот бизнес, захваченный врасплох таким подарком судьбы, оказался не готов принимать гостей. Просто туристическая инфраструктура у нас — старая просмоленная плоскодонка, которую встретишь на каждом озере, а требуется, продолжая образ, современный катер, лучше морской.

Поэтому председатель комитета Дмитрий Довбня в своем докладе сосредоточился на глобальных и региональных трендах, которые могут повлиять на развитие внутреннего туризма. Это было похоже на битье в набатный колокол. Дескать, если сейчас же не наладим взаимодействие с органами региональной власти (предполагалось на комитете сравнить точки зрения власти и бизнеса, но, к сожалению, представителей власти не оказалось), если не проведем в ближайшее время конференцию по внутреннему туризму, если не построим модель будущего развития, то потеряем драгоценный исторический момент.

Добрался комитет и до определения перспективных территорий и направлений во внутреннем туризме Челябинской области. Слава богу, с точки зрения бизнеса такие есть. Комитет предложил экспертам обсудить систему стандартизации туристических продуктов и вариантов поддержки предпринимательских инициатив. Это крайне важно.

Так почему нас появился комитет, как я его называю, по спасению туризма? А он не мог не появиться, поскольку все, причастные к теме, работают разобщенно. У нас нет, к примеру, ассоциации отельеров, нет СРО (саморегулирующейся организации) туроператоров, рестораторов. В таком случае пусть хоть кто-то возьмет на себя организационные хлопоты.

Мы продаем воздух

И это правильно. Наши виды природных ландшафтов ничем не хуже. Даже лучше.

Надо только чтобы в это поверили и привыкли к этой мысли.

- Через неделю пойду к Бетехтину, - говорил Дмитрий Довбня, - потому что нужно говорить о перспективе. Чего хочет бизнес и как он будет функционировать — это как раз более или менее понятно. Он должен предлагать интересные услуги, обращая больше внимание на частного отечественного туриста. А власть должна задать более четкий вектор развития туризма. Под него сможет подстроиться бизнес и выдать, в свою очередь, адекватные продукты, которые будут интересны потребителю.

В прошлом году по России совершили турпоездки более 41 млн человек. Это более чем на 30 процентов превышает данные 2013 года. Россия в рейтинге конкурентоспособности туристического рынка поднялась с 63-го до 45-го места. По данным Всемирной туристской организации, нашими туристами ранее вывозилось порядка 50 млрд долларов за рубеж. Часть этих денежных средств могла бы работать на экономику нашей страны.

Что же из себя представляет сегодня южноуральский рынок туруслуг? Примерно 450 фирм разного калибра работают в турбизнесе. Причем это те, кто попал в статистику и, стало быть, платит налоги. Однако, по мнению независимых экспертов, сегодня турбизнес на Южном Урале развивается стихийно. В тени — сотни и тысячи жителей провинции, кому досталось проживать вблизи туристических мест, и энтузиасты-одиночки, организующие самопальные турпродукты. Вот говорят, нет приличных сайтов или же целого портала, посвященного туризму. Зато в Сети от мелких тематических сайтиков не продохнуть. Вот и берется какой-нибудь парнишка «протащить» по горам группу без приличествующей организации дела.

Разговорились с журналистом, известным фотографом Валерием Бушухиным. Он, заядлый турист, поведал:

- Как можно сегодня отдыхать на Тургояке, я узнал от родственников с Севера, которые проживают в ХМАО. Поехали. Остановились в кемпинге. Ни электричества, ничего, кроме палаток. Но дешево! Народ приезжает после того, как потратился на заграничный отдых. А наш горнолыжный туризм? В деревнях неподалеку от лыжных трасс все дома - с аншлагами. Сдаются чуть ли не на полдня. Народ втягивают в бизнес. И он предлагает: баня, сауна, самовар. Кому надо экзотики — поставят четверть самогона, обязательно «на местных травах». Многие уже на турпотоке разбогатели — отремонтировали свои дома. Но дальше этот бизнес развиваться не хочет, потому что достиг своего предела. Я останавливался у одного мужика. Убогое все хозяйство постоялого двора. На мое замечание ответил: «Мне достаточно». Пользы от такого бизнеса для региона никакой. Налоги прячут. А деньги делаются из воздуха.

- Почему нет стимула развиваться? - спрашиваю у Бушухина.

- Выходишь на следующий уровень — а там система взяток другая, - отвечает он. - Но чаще — просто неоткуда взять инвестиции. Вот и предлагают любоваться стульями из пеньков, коромыслами и тележными колесами — деревенский колорит. Мне всякое нравится: и убогое, и «со всеми удобствами». Думаю, джакузи с видом Иремель — это правильное направление.

Валерий Бушухин давно пытается привлечь общественное внимание к простой идее — региону нужен узнаваемый, настоящий, будоражащий сознание бренд. А без него серьезный поток туристов не создать.

По китайской тропе

А пока идет поиск. На заседании комитета по развитию территории для внутреннего туризма предположили, что у Южного Урала может появиться новый бренд — сиг, который будет распространяться в другие регионы и составит конкуренцию привычной селедке.

- Когда я делал представительство в Краснодаре, то заметил, что они там понятия не имеют, что такое сиг или сырок, - отметил Дмитрий. - А ведь этот продукт имеет достаточное «плечо» туристического потенциала. Его можно так же готовить, как селедку, и вывозить.

Однако любопытный поворот развития темы предложила менеджер турфирмы «Спутник» Елена Колесникова. По ее мнению, уже давно так называемая первая волна путешественников из Китая хлынула в столичные Москву и Санкт-Петербург, но желание жителей Поднебесной побывать в России все не ослабевает, а каждый раз гулять по Москве или Санкт-Петербургу надоедает. Поэтому потихоньку иностранцы исследуют и другие регионы России. Большой популярностью у них, например, пользуется «красный маршрут» в Ульяновскую область. А теперь турфирмы предлагают китайским путешественникам и более восточные маршруты. С 2014 года «Спутник» получил больше десяти запросов от столичных коллег, которые бы хотели предложить туристам что-нибудь новенькое. Вот только ни один китайский турист до сих пор так и не приехал в область.

- Почему?

- Мы пока еще не готовы принимать китайцев у нас, потому что у них специфические требования. Например, необходимо, чтобы в регионе не было проблем с их национальной банковской системой, сайт гостиницы также должен быть продублирован на китайском языке. Кроме того, у нас пока не разработаны маршруты, которые могли бы завлечь этих путешественников. Со Сталиным и Лениным наш край связан мало, а интеллектуальный туризм таким гостям неинтересен, — объяснила Елена Колесникова. Эксперт добавила, что тем не менее периодичность запросов уже сама по себе говорит о том, что интерес к области есть. Поэтому работать в этой области необходимо. Кстати, две челябинские гостиницы, «Малахит» и «Южный Урал», уже перевели свой сайт на китайский. Если удастся решить остальные аспекты, то поток туристов из Поднебесной может обеспечить экономике Челябинской области хорошее развитие. Впрочем, по ее мнению, китайцы не любят тратиться на дорогое жилье, зато спускают огромное количество денег на сувениры и другие покупки, на услуги. Это достаточно выгодные гости.

Есть расчеты, что региональная туриндустрия может с ходу поднять валовой продукт на четыре процента. Это немало. Массовый туризм даже может стать катализатором развития региона. Если туда пойдут инвестиции, выстроится инфраструктура — появятся рабочие места за пределами мегаполиса. Главное - решить, как и чем привлечь современное поколение туристов, избалованное заграничным комфортом.