Меню

Челябинская область является одним из лидеров по сокращению дефицита регионального бюджета

25.02.2016 11:43 - автор Сергей ТАРАН
Состоялось очередное заседание городского «Дискуссионного клуба» на тему «Бездефицитный бюджет Челябинской области: реальность или утопия?»
Челябинская область является одним из лидеров по сокращению дефицита регионального бюджета


Уже несколько лет бюджет Челябинской области принимается с дефицитом. Дефицит приходится либо сокращать, либо перекрывать с помощью заемных средств. Судя по тому, как «сдуваются» даже поступления от налогов крупных промышленных предприятий, нас ожидают сложные времена. Так что в любой момент могут быть приняты болезненные решения по сокращению расходов на наиболее чувствительные статьи. Нужно ли бороться за бездефицитный бюджет?

О параметрах областного бюджета

На сегодняшний день Челябинская область является одним из лидеров по сокращению дефицита регионального бюджета. Напомним, в конце 2015 года правительство Челябинской области одобрило проект регионального бюджета на 2016 год, который предусматривает выполнение всех действующих расходных обязательств перед жителями. При этом охраняется возможность для дальнейшего развития региона наряду с поддержанием его финансовой устойчивости.

В 2016 году доходы бюджета области запланированы в объеме 109 миллиардов 439,1 миллиона рублей, что на 7,7% выше первоначального уровня 2015 года. Расходы прогнозируются на уровне 118 миллиардов 157,8 миллиона рублей, что на 4,2% превышает план текущего года. Как и требовал губернатор, дефицит бюджета постепенно сокращается и в будущем году он составит 9,5% от объема налоговых и неналоговых доходов (в 2015 году - 14%).

По прогнозу собственные доходы области вырастут на 10,4% к первоначальному уровню текущего года и составят 91 миллиард 598,3 миллиона рублей. Эти средства обеспечат более 80% всех доходов региона.

Из федерального бюджета в будущем году Челябинская область планирует получить 17,8 миллиарда рублей, что на 4% меньше первоначальной суммы 2015 года. Незначительно уменьшилась нецелевая финансовая помощь – дотации - 8,1 миллиарда рублей.

Общий объем расходов в 2016 году запланирован на уровне 118,15 миллиарда рублей. Доля социальных расходов в следующем году, как и в текущем, составит 73%, или 86,9 миллиарда рублей.

На реализацию социальной политики области будет направлено 26,2 миллиарда рублей. На финансирование образования в 2016 году предусмотрено 33,1 миллиарда рублей, здравоохранения - 24,9 миллиарда рублей, культуры - 941 миллион рублей, спорта – 1,8 миллиарда рублей.

Экономические расходы составят 14,88 миллиарда рублей. В том числе в сельское хозяйство будет вложено 1,9 миллиарда рублей, ЖКХ – 2,6 миллиарда, дорожное хозяйство – 7,358 миллиарда.

Трансферты местным бюджетам в 2016 году составят 62,4 миллиарда рублей с ростом 4,5% к первоначальному плану этого года. В 2016 году изменится практика предоставления межбюджетных трансфертов муниципалитетам региона. Как пояснил министр, глава регионального минфина Андрей Пшеницын, раньше на счетах местных бюджетов в течение года регулярно накапливались остатки средств, выделенных под конкретные цели из областного бюджета, в то время как для наполняемости региональной казны приходилось использовать кредиты. Новый механизм исключает появление таких остатков, а также повышает прозрачность и эффективность расходов.

В 2016 году сохранится обозначенный губернатором курс на сокращение разрыва между доходами и расходами региона. Дефицит бюджета составит 8,7 миллиарда рублей, что ниже показателя 2015 года. Основным источником покрытия дефицита в ближайшей перспективе останутся займы. На кредитование муниципальных образований области в 2016 году в областном бюджете предусмотрено 200 миллионов рублей.

Денег всегда не хватает

Владимир Бодров, председатель комитета по бюджету и самоуправлению Челябинской городской думы:

- Я бы этот вопрос рассматривал в двух плоскостях. Бездефицитный бюджет — это покрытие всех социальных программ, которые, кстати, подвергаются ежегодно ревизии. И не было ни одного года, чтобы денег хватало на все. Понять в наших условиях, и в масштабах области, и в масштабах города, сколько нужно денег, чтобы на всех хватило, — сложный вопрос. С другой стороны, принятие дефицитного бюджета стоит в области политики. Принимая дефицитный бюджет, мы имеем возможность создать подушку безопасности. Должна быть «заначка», которую в случае чего можно направить на решение острых, неотложных социальных вопросов. Бюджетный процесс строится именно таким образом. Но если мы приняли бюджет без дефицита, то все равно, чтобы провести внешние заимствования на кассовый разрыв или на те или иные программы, мы должны внести изменения в бюджет, утвердить его дефицит и уже в его рамках проводить заимствования. Получается, без дефицита не обойтись.

Денег хватает или не хватает? Вопрос философский. Чтобы понять, сколько городу нужно денег, нужно определиться с тем, что такое «муниципальная услуга». Есть услуги, которые мы оказываем. Их перечень известен. Преподавание, обучение, уборка города, обустройство, социальные программы и так далее. Но до сих пор никто не определил стоимость муниципальной услуги. А ведь она связана с бюджетной нагрузкой на каждого жителя, причем в зависимости от места проживания она получается разной, если посмотреть отношение бюджета на количество жителей. В Челябинске оно составляет 22 тысячи рублей на человека. В Екатеринбурге, условно говоря, 38 тысяч, в Москве — 200 тысяч, а, к примеру, в Урюпинске — три рубля. И всегда возникает вопрос, почему люди в Урюпинске заслужили такую дешевую муниципальную услугу, о качестве которой говорить не приходится.

Эксперты «Дискуссионного клуба», выбирая вектор обсуждения, невольно заговорили о санкциях, глубинном экономическом кризисе. Понятно, что падение промышленного производства, падение покупательной способности населения, сокращение рабочих мест не способствуют формированию добротного бюджета. Тогда чем можно наполнять казну? Придется ли резать социальные программы? И если да, то какие здесь могут быть приоритеты?

- Повторяю, денег всегда не хватает, - говорит Бодров. - Это можно проследить даже на бюджете семьи. Вопрос в данной ситуации стоит о рачительном использовании средств бюджета. На сегодняшний наполнение городского бюджета от действий или бездействия администрации особо не влияет. ??? Слишком узкая налоговая база. Допустим, есть НДФЛ или продажа земли. Однако продав землю собственнику, мы тем самым уменьшаем базу пополнения бюджета в последующие периоды. По этому поводу идут дискуссии. То же самое и с городской недвижимостью: отдавать помещения в аренду, получая постоянный доход, или продавать?

Рецептов для увеличения городского бюджета мало. Это вопрос государственного уровня, на котором выстраивается экономическая политика, - подчеркнул Владимир Бодров.

Инновации — это выход

По мнению кандидата экономических наук Александра Козинского, бездефицитный бюджет — редкость, практически не встречающаяся. Во всех развитых государствах дефицит казны - это обычное дело. Весь вопрос в том, чтобы дефицит не превышал двух-трех процентов. Если же в каких-то странах появляются бездефицитные бюджеты, то там начинаются негативные последствия для экономики. Как правило, это дефляция, цены начинают падать. Как следствие, производители недовольны. Всегда должна быть маленькая инфляция, где-то в пределах двух-трех процентов. Это как раз соответствует дефициту бюджета.

Александр Козинский отметил, что стоимость муниципальной услуги для граждан по качеству может быть одинаковой в разных городах и даже странах, но целиком зависит от благосостояния региона, в котором она оказывается. Если государство способно обеспечить заработную плату разных служащих и предложить на эту зарплату достаточное количество товаров, то все замечательно. У нас же больше любят обсуждать, как поделить бюджет. Гораздо интересней обсуждать вопрос, как наполнить бюджет. Часто это связывают с проблемой увеличения налогов.

Существует закон, который челябинский ученый Александр Козинский доказал математически в своей книге «Теория оптимальных налогов». Суть его такова: если превысить определенный уровень налогообложения, то наполнение общего бюджета начинает снижаться.

- Сборы не должны превышать десяти процентов с оборота, - говорит Козинский. - Например, по такому же принципу собирали дань во время так называемого татаро-монгольского ига. Если не вылезать за этот процент, получится оптимально, иначе развитие бизнеса начнет падать.

Тем не менее такие настроения в коридорах власти есть - за счет поднятия налогов заткнуть бюджетные дыры. Но мы уже проходили это и, кроме разорения предпринимателей и сокращения налогооблагаемой базы, не добились ничего.

Выход, по мнению челябинских экспертов, есть - нужно много работать по превращению нашей экономики из сырьевой в инновационную. Существенный приток в бюджеты всех уровней могут дать именно инновации.

Для некоторых до сих пор остается загадкой, почему наша экономика остается так мало восприимчива ко всем техническим новинкам, технологическим веяниям. Ответ же прост. Общая атмосфера, в которой живут большие и малые предприятия, не стимулирует к поиску и внедрению инноваций.

Некоторые ссылаются, что у нас несовершенна система поддержки изобретателей. Другие говорят, что для развития необходимо создать специальные венчурные банки. Третьи вспоминают о различных «фондах поддержки», не забывая отметить, что выделенные средства зачастую оказываются на счетах банков. Положенные под процент деньги не теряются, но и не работают. А это очень плохой диагноз для государственного организма, в котором деньги не работают, но при случае отлично сбегают за бугор. Чиновникам важно отчитаться за сохранность денег, и выгоднее положить их в банк, чем отдать на рискованное производство.

Однако, с точки зрения Александра Козинского, для развития инновационной деятельности в России нужна реформа банковской системы. Должны появиться небольшие венчурные банки, которые бы давали средства изобретателям, не требуя гарантированной будущей выгоды. Как правило, только одно из десяти изобретений дает положительный экономический эффект. Но при этом оно способно перекрыть убытки, которые приносят попытки реализации остальных девяти. Если же изобретатель пролетел со своей идеей, то он должен быть свободен от обязательств перед венчурным банком.

- Это главный рецепт наполнения бюджетов, реализацию которого я считаю необходимым. Нужны банкиры, которые будут заинтересованы в инновациях, - подчеркнул эксперт.

Сброс социальных обязательств?

- Как увеличить областной бюджет, я не скажу, - заявил известный политолог Андрей Лавров. - Увеличить — это смотря кому. Посмотрите на падение цен на нефть и на рост цен на бензин внутри Российской Федерации. Все! Ситуация с пополнением областного и муниципальных бюджетов при той политике, которую реализует правительство Дмитрия Медведева, весьма пессимистична. У нас «дворцовое» государство, где 90 процентов идет туда. Львиная доля всех поступлений распределяется на федеральном уровне, а областные бюджеты получают средства по остаточному принципу. Регионам приходится самим как-то выкручиваться. На муниципальном уровне остаются «слезы». Они не могут быть самостоятельными, эти районные бюджеты.

На будущее челябинский политолог дал весьма мрачный прогноз.

- Государство ведет планомерную политику сбрасывания социальных обязательств. И область, и город будут вводить дополнительное налогообложение и урезать социальные программы, - убежден Лавров. - Резать будут по живому. Кто не сможет сопротивляться. Денег на культуру не хватает, а на «золотые парашюты» хватает. Приходится говорить о самом большом уровне в мире социального расслоения. И, кстати, между регионами тоже. Будем, будем секвестировать бюджет.

Тем не менее эксперты попытались набросать примерный план, способствующий открытию источников пополнения бюджета. Коснулись государственных закупок. Если документооборот сегодня выстраивается в четкий механизм, дающий определенный эффект, то практика госзакупок продолжает быть в зоне критики. За счет экономии средств начинает страдать качество. Появляются и недобросовестные приобретатели.

- Пытаемся это отслеживать, - заметил Владимир Бодров.