Меню

В Челябинске по взаимозачету отменили взносы на капремонт

02.03.2016 12:45 - автор Записал Сергей НЕСТЕРОВ
Накануне Дня защитника Отечества практически все СМИ сообщили о первом опыте принятия «Региональным оператором Челябинской области» к зачету средств, уплаченных собственниками дома № 100 по Комсомольскому проспекту за капремонт системы горячего водоснабжения в своем доме. Как это произошло? Волеизъявление граждан - стихийное или управляемое? Хорошо это или плохо? На эти и другие вопросы нам ответил директор управляющей компании «ПЖРЭУ Курчатовского района» Валерий Поликарпов.
В Челябинске по взаимозачету отменили взносы на капремонт


- Валерий Владимирович, давайте по порядку. Смогли бы собственники самостоятельно собрать необходимую сумму на капитальный ремонт системы горячего водоснабжения без управляющей компании, без ее помощи?

- Мы всегда приветствуем инициативу собственников. Но будем честны и назовем все своими именами: сегодня собственники до сих пор не в состоянии организоваться до уровня самостоятельного органа управления домом. Каждый живет своей жизнью. В том случае, если в доме все коммуникации работают исправно, во дворе новая детская площадка, стоят лавочки и т.д. и наши собственники «не отвлекаются» на бытовые дела, то ничто не сможет заставить их выйти во двор на общее собрание собственников. По-русски – никому ничего не нужно. Всех все устраивает!

- Дом номер 100 входит в жилой фонд УК «ПЖРЭУ Курчатовского района», и он – первопроходец! Какова роль компании в этом положительном опыте?

- Первое, что мы сделали, это поставили в известность всех собственников, что система ГВС требует срочного ремонта. Привели в пример статистику обращений по аварийным ситуациям. Обрисовали перспективы. Разъяснили жителям, что текущим ремонтом обслуживающая организация уже не в состоянии предупреждать порывы системы горячего водоснабжения.

Нам начали звонить заинтересованные граждане. Мы организовали с ними встречу в ЖЭКе. Еще раз разъяснили техническую сторону вопроса. Нашли понимание у участников беседы. Решили действовать следующим образом: параллельно собственники проводят предварительную встречу с соседями, а мы готовим проектно-сметную документацию. Всем нужно было узнать и понять цену вопроса.

- Как много времени ушло на эту подготовительную работу?

- Не более месяца. Как только была подготовлена смета, мы сразу передали ее в инициативную группу и второй экземпляр в ЖЭК. Шло активное обсуждение стоимости – чуть более 360 000 рублей. Смету копировали, передавали, друзьям, знакомым. Было мнение, что смета завышена. Мы в свою очередь предложили собственникам проявить инициативу и проверить расчеты в сторонних организациях. Но в итоге большинство жителей дома остановились на наших специалистах и, как сегодня видим, не пожалели.

- В СМИ сообщалось, что жители дома сами собрали необходимую сумму для ремонта системы ГВС. Это так?

- Это неверная информация. Нами было изначально предложено людям оплатить данный ремонт в рассрочку. Экономически для исполнителя работ это невыгодно. Но политика руководства компании такова, что нужно людям идти на встречу. Не все могут оплатить ремонт сразу, единовременно. Смотрите сами. Если квартира 50 квадратных метров, то платеж за капитальный ремонт системы ГВС, исходя из сметы, был равен 977 рублям. За три месяца равными долями жители смогли оплатить ремонт.

- Но и это сделали не все?

- Действительно, три квартиры не заплатили ни копейки. Наш юрист подготовила документы и уже в 2015 году обратилась в суд. Сумма капремонта системы ГВС для собственников этих квартир вырастет. Добавятся судебные издержки: госпошлина, пени, сбор необходимых документов, работа юриста. Все равно придет время, и эти граждане оплатят работы, утвержденные общим собранием собственников. По Жилищному кодексу решение большинства собственников – закон для меньшинства.

- Провести собрание сложно?

- Да, сложно. Необходимо выполнить множество требований Жилищного кодекса нашей страны. На первый взгляд это мелочи. Но в дальнейшем протокол собрания и записанные в нем решения можно легко оспорить в суде. Поэтому уже на первом этапе с инициативной группой дома № 100 по Комсомольскому проспекту работал наш юрист. Разработал решения – листки для голосования, выходил на очное и заочное собрания собственников.

Дело в том, что все решения должны подписываться только собственниками помещений и никем больше. После того как представители инициативной группы обошли квартиры и собрали решения собственников, уже наши юристы проверяли подписи и их законность. Самостоятельно жителям дома такое собрание не организовать и не провести. Для этого нужны юридические знания и опыт. В итоге почти 80% собственников проголосовали за проведение ремонта системы горячего водоснабжения.

- Люди довольны?

- По программе регионального оператора капитального ремонта данный вид капитального ремонта на доме № 100 должен был бы пройти только в период 2032 - 2037 годов. Это отражено в программе, опубликованной на сайте регоператора. Решение собственников, как машина времени, перенесло ситуацию вперед почти на два десятилетия. Выполненными работами довольны не только собственники, но и мы, специалисты обслуживающей организации.

- В СМИ говорят про квитанции с нулями по капремонту.

- Это реальность. Каждый собственник, заплативший за досрочно проведенный капремонт, на эту сумму освобождается от обязательного взноса в Фонд капитального ремонта оператора Челябинской области. Например, собственники помещений в 100-м доме, оплатившие капремонт системы ГВС, уже освобождены от уплаты обязательного взноса почти на восемь месяцев. Все это время к ним в почтовые ящики будут приходить квитанции от регоператора за капремонт с нулями в графе «К оплате».

- Дом номер 100 – первый, но не последний?

- Только за 2014 и 2015 годы по решению собственников помещений МКД мы выполнили досрочные работы по капитальному ремонту в 35 домах. Все этому рады и очень ждут зачета средств, как в 100-м доме. Наши специалисты после выполнения работ все документы сдают регоператору для проверки. На последних пяти домах работы уже принимались с участием работников фонда и собственников дома. Это значительно упрощает процедуру зачета средств. На очереди дома по улице Куйбышева № 35 и 57. Эту процедуру существенно задерживают расхождения по квадратным метрам в технических документах городских и областных организаций. На замечания мы реагируем оперативно и вносим изменения.

Но дело новое и возможны издержки. Так, на четырех домах голосование прошло с участием не всех собственников, а части дома. Это Солнечная, дом 10, 40 лет Победы, дома 15, 18а и 21. К зачету выполненные работы могут быть приняты только в том случае, если на доме какой-то вид капитального ремонта будет выполнен полностью, а не частично. Например, в доме работают три бойлера. Если поменять один, то к зачету эти работы не примут. Очень надеюсь, что в самое ближайшее время законодательство о капремонте станет более гибким и возможности станут шире.

Убежден, что наглядный пример инициативы собственников и поддержка их управляющей компанией подтолкнут жителей Челябинска по-другому посмотреть на свой жилой дом. Не все может сделать обслуживающая организация. Самые кардинальные решения находятся в руках собственников помещений, и только сами собственники могут плечом к плечу с управляющей организацией изменить сроки капремонта в своем доме. От людей нужно желание. А мы со своей машиной времени собственникам поможем и перенесем сроки ремонта на 10 - 15 лет!