Меню

Бизнес Южного Урала «попал» на миллионные налоги

02.03.2016 11:19 - автор Андрей ВАГАНОВ
На заседании общественного экспертного совета, действующего при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области. В мероприятии, проходившем под председательством уполномоченного Александра Гончарова, приняли участие: заместитель председателя Законодательного собрания Челябинской области Семен Мительман, член Общественной палаты РФ Валерий Шагиев, общественные представители уполномоченного, члены экспертного совета, представители УФАС, Агентства инвестиционного развития, общественных предпринимательских организаций: Южно-Уральской ТПП, Союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России», «ОПОРЫ России», юридического сообщества.
Бизнес Южного Урала «попал» на миллионные налоги


Основная часть мероприятия заключалась в обсуждении системных проблем бизнеса, выявленных в Челябинской области в течение 2015 года и направляемых уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову для включения в ежегодный доклад, который федеральный бизнес-омбудсмен будет весной представлять главе государства Владимиру Путину.

- Я хочу особо отметить, что список системных проблем был сформирован на основе предпринимательских обращений к уполномоченному, поступавших к нам в течение прошлого года. На часть острых вопросов нам указали объединения предпринимателей, и мы им чрезвычайно благодарны за это, - сообщил Александр Гончаров,  открывая дискуссию.

Участники экспертного совета системные проблемы, с которыми часто сталкивается бизнес, традиционно разделили на два уровня – региональный и федеральный. В первом случае проблематика и пути решения лежат в зоне ответственности местных властей. В частности, речь идет о неисполнении органами власти судебных решений, предписаний, представлений антимонопольной службы, прокуратуры, заключений бизнес-омбудсмена. Часто исполнение судебных решений затягивается, из-за того, что органы власти их обжалуют в вышестоящих инстанциях, хотя заведомо понятно, что нарушения имеют место. Вариантом решения данной проблемы, по словам заместителя руководителя уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Ольги Милицыной, является принятие нормативного правового акта, который бы вводил периодическое (не реже одного раза в квартал) рассмотрение вопросов правоприменительной практики всеми заинтересованными сторонами.

Еще одна проблема регионального уровня связана с 159-ФЗ, который предоставляет предпринимателям преимущественное право выкупа арендуемых помещений, находящихся в муниципальной собственности. В частности, муниципалитеты уклоняются от принятия решений по приватизации, незаконно отказывают в выкупе помещений, наблюдается волокита при рассмотрении заявлений от бизнесменов и так далее. В этой связи представитель бизнес-омбудсмена по кадастрам и земельным отношениям Евгений Усцелёмов предложил ввести административную ответственность каждого должностного лица, задействованного в процессе. Комментируя предложение, бизнес-омбудсмен Александр Гончаров отметил, что сейчас в Челябинской области разрабатывается «Атлас лучших муниципальных практик», в состав которого войдут разного рода регламенты, улучшающие работу местных властей.

Одним из самых острых вопросов бизнес-сообщество считает увеличение налоговой нагрузки из-за роста кадастровой стоимости земли. Вдобавок к этому большинство южноуральских муниципалитетов установили максимально высокие коэффициенты ставки налога на землю. Это может стать непосильным бременем не только для небольших, но и для крупных предприятий, отмечают эксперты. Так, компания «Prestamos365» уже сообщила, что земельный налог под объектами в текущем году вырастет на 80 млн рублей. Члены совета оценили ситуацию как «затишье перед бурей» и высказали тревогу, что последствия такой налоговой политики могут стать катастрофическими.

Между тем, по мнению заместителя председателя Законодательного собрания Челябинской области Семена Мительмана, местные власти в какой-то мере являются заложниками обстоятельств. Неразрешимое на сегодняшний день противоречие состоит в том, что муниципалитеты не заинтересованы в снижении налоговой нагрузки на предпринимателей, а тем более в ведении налоговых льгот, поскольку от этого зависит пополнение бюджета. В свою очередь от объема поступлений в местный бюджет напрямую зависит величина областных бюджетных субсидий для городов и районов: чем меньше поступлений, тем больше субсидий. Для того чтобы снизить напряженность с земельным налогом, эксперты предлагают сохранить механизм оспаривания результатов кадастровой оценки, что уже позволило многим предпринимателям добиться справедливой цены и разумной величины налогов.

Количество системных проблем, решаемых только на федеральном уровне, заметно возросло. Если по итогам 2014 года их было шесть, то за прошлый год выявлено уже десять. Это и незаконное уголовное преследование предпринимателей, нестыковки в федеральном законе «О торговле», создающие проблемы с размещением нестационарных объектов торговли, возросшая налоговая нагрузка на бизнес, снижение инвестиционной активности предприятий, низкая доступность кредитных ресурсов, жесткие требования к получателям господдержки малого и среднего бизнеса, неисполнение обязательств по оплате заказчиками государственных и муниципальных контрактов.

Отметим, что тема возросшей налоговой нагрузки оказалась одной из самых злободневных. Эксперты сошлись во мнении, что необходимо увеличить предельный размер дохода, дающего право предпринимателям пользоваться упрощенной системой налогообложения. «Помимо этого должен быть зафиксирован какой-то определенный срок, допустим два или три года, после которого законодатели будут пересматривать предельный размер дохода, чтобы налогообложение соответствовало экономическим реалиям», - внес свое предложение представитель уполномоченного по защите малого и среднего бизнеса Сергей Ермаков.

Касаясь вопроса доначислений налогов (в том числе в связи с необоснованной налоговой выгодой и проявлением неосмотрительности налогоплательщика), отметим, что в этих сферах невозможно провести четкую грань баланса интересов государства и бизнеса. Федеральный список предложений включал изменения подходов к доначислению налогов из-за недобросовестности контрагентов или при дроблении бизнеса. В частности, предлагается изменить подход к процедуре взыскания – взыскивать с того, кто не заплатил налог, а не с того, кто и так пострадал из-за недобросовестности контрагента.

Острой проблемой для малого и среднего бизнеса в 2015 году стали достаточно жесткие требования к выполнению условий субсидирования со стороны государства. Напомним, что в прошлом году объем финансовой поддержки предпринимательства был рекордным для Челябинской области и составил 460 млн рублей. Между тем из-за неблагоприятных экономических условий часть компаний оказалась не в состоянии выполнить свои обязательства, в частности - по сохранению рабочих мест.

- Мы знаем, что бюджет субсидирует часть процентной ставки по банковским кредитам, направляемым на развитие бизнеса. При этом чаще всего деньги вкладываются в реконструкцию производства, во внедрение новых технологий, повышение производительности труда, и если хотя бы один человек при этом был сокращен или налоговая база чуть-чуть уменьшилась, Минэкономразвития тут же фиксирует нарушение условий договора. И те бизнесмены, которые деньги целевым образом использовали, вынуждены их возвращать. Не всегда, к сожалению, им это удается сделать безболезненно. Мы считаем, что целесообразно смягчить условия субсидирования и требовать возврата, если деньги были использованы нецелевым образом, - сообщил бизнес-омбудсмен Александр Гончаров. По информации регионального минэкономразвития, требования о возврате субсидий получили 18 компаний, из которых пять деньги уже вернули.

Отметим также, что значительное количество предложений касалось изменения подходов к уголовному преследованию предпринимателей, что зачастую используется конкурентами как «государственная дубина» и приводит к потере бизнеса.

Подводя итоги обсуждения, Александр Гончаров обратил внимание членов совета на то, что его ежегодный доклад перед южноуральскими парламентариями, в котором обозначены все системные проблемы и предложения по их решению, должен стать «дорожной картой» для улучшения условий для развития бизнеса.