Меню

Дмитрий Медведев: челябинские нефтяные насосы полностью заместят импорт

29.04.2016 08:43 - автор Ирина Яббарова
Импортозамещение, дорожное строительство, развитие социального сектора — все это и многое другое было затронуто во время общения Дмитрий Медведева и Бориса Дубровского.
Дмитрий Медведев: челябинские нефтяные насосы полностью заместят импорт
Фото Наиля ФАТТАХОВА

В начале этой недели Челябинск принимал главу федерального правительства Дмитрия Медведева. Программа рабочего визита премьер-министра на Южный Урал была обширная. Сразу из челябинского аэропорта Дмитрий Медведев прибыл на завод «Конар», где и были намечены все программные мероприятия. Площадка «Конара» была выбрана не случайно. Предприятие активно включилось в процесс импортозамещения. Именно эта тема и стала центральной в рамках рабочего визита главы кабинета министров в Челябинскую область.
В рамках визита Дмитрия Медведева на Южный Урал состоялась двусторонняя встреча с главой региона Борисом Дубровским, в ходе которой обсуждались самые разные вопросы.

Диалог властей

Импортозамещение, дорожное строительство, развитие социального сектора — все это и многое другое было затронуто во время общения Дмитрий Медведева и Бориса Дубровского.
В рамках встречи стороны обсудили актуальный для столицы Южного Урала вопрос — проблемы дорог.
- Понимаю, что дороги бесплатно не делаются, - заметил Дмитрий Медведев, предложив губернатору Борису Дубровскому обсудить тему дорожного строительства. - И все должны это понимать. Качественный ремонт дорог связан с наличием финансирования. Сейчас его не очень много. Но, тем не менее, целый ряд важных решений принят. В том числе и о доукомплектовании региональных дорожных фондов. Часть денег от акцизов пойдет на соответствующие нужны. Есть региональные средства, есть муниципальные средства. Я некоторое время назад дал поручению министру транспорта с руководителем федерального дорожного фонда проанализировать все эти возможности применительно к тем регионам, где наиболее острая ситуация. К числу этих регионов относится и Челябинская область. Я хотел бы, чтобы вы вместе с федеральными структурами провели все необходимые согласования, посмотрели, как лучше использовать дополнительные средства, которые должны появиться, и как лучше организовать ремонт дорог и строительство новых дорог, там, где для этого есть возможности.
Борис Дубровский рассказал, что за прошлый год на дорожное строительство в регионе было потрачено 8,6 миллиарда рублей, в этом году в связи с тем, что появятся акцизные дополнительные поступления, на обслуживание, ремонт и строительство дорог будет направлено порядка 10 миллиардов рублей.
- Уверен, что эта добавка даст серьезное улучшение качества, мы всё для этого сделаем, - заверил главу федерального правительства губернатор Челябинской области. - Мы включимся в эту работу, чтобы показать положительную динамику по дорожному покрытию.

Кроме того, в ходе встречи был поднят вопрос о развитии дошкольного образования на Южном Урале.
Борис Дубровский доложил российскому премьеру о том, что в Челябинской области нет очередей в детские сады ребятишек от трех до семи лет нет. Данные на первое января текущего года. Что касается малышей от одного года до трех лет, то на сегодняшний день обеспеченность их местами составляет 80 процентов.
- Мы продолжаем над этим вопросам работать, понимая, насколько это важно, - добавил Борис Дубровский. - Тем более, что динамика рождаемости на Южном Урале продолжает оставаться положительной.
Также глава региона обратил внимание, что пока в области сохраняется порядка 20 процентов школ, занимающихся в две смены.

Кроме того, губернатор рассказал, что Челябинская область заявилась в федеральную программу и самостоятельно строит две школы: в Челябинске и Сосновском районе. Финансирование осуществляется из регионального бюджета.
Премьер-министр добавил, что при строительстве школ важно обратить внимание на использовании проектов так называемого повторного применения.
- Это должны быть современные бюджетные школы, которые строятся по современным стандартам, - прокомментировал Дмитрий Медведев.
Отдельно глава правительства акцентировал внимание на школах, которые находятся в сельской местности. Здесь крайне важно не только активно заниматься строительством общеобразовательных учреждений, но и ремонтом уже действующих школ.

Курс на отечественного производителя

Тема импортозамещения подробно обсуждалась на совещании, которое Дмитрий Медведев провел при участие кабинета министров, представителей промышленного сектора экономики. Открывая совещание, российский премьер заметил, что прошлый год для российской промышленности был непростым: наблюдалось снижение потребительского и инвестиционного спроса, падали индексы производства. Однако это нисколько не помешало развитию целого ряда направлений в российской промышленности. Во всех отраслях значительно снизилась доля импорта, что дало толчок отечественному производству. Федеральным правительством был принят целый комплекс мер для решения проблем импортозамещения.

- Принятые нами меры в целом приживаются, - заметил Дмитрий Медведев, - и по мере возвращения к росту восстановление деловой активности они дают свой эффект. За прошедший год нам удалось организовать процесс импортозамещения по всем ключевым отраслями. Была проведена инвентаризация российских потребностей в технологиях, оборудовании, возможностях, безусловно, были проанализированы и проблемы. В результате разработана законодательная база, инструменты поддержки, отраслевые планы, которые уже работают. Как следствие - появились четкие технологические приоритеты снижения зависимости от иностранного оборудования, комплектующих, технических услуг, программ. Уже действует Фонд развития промышленности, в настоящее время формируется агентство по технологическому развитию, которое также должно активно включиться в процесс импортозамещения.

Понятно, что без государственной поддержки промышленные предприятия с поставленными задачами навряд ли справились бы. Именно поэтому на федеральном уровне для промышленного сектора было выделено солидное финансирование. В 2015 году общее финансирование составило 73,5 миллиарда рублей. При этом львиная доля этих средств — 53,5 миллиарда рублей — за счет государственной поддержки, 20 миллиардов было выделено Фондом развития промышленности.
Не отставали и сами предприятия. Практически на уровне 70 миллиардов профинансировано самими компаниями за счет собственных и заемных средств.

Ряду предприятий были предоставлены дополнительные государственные гарантии в виде субсидий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на уплату процентов по кредитам.
Результат такой продуктивной работы — более 800 запущенных инвестиционных проектов в течение 2015 года.
Задачи на 2016 год не менее амбициозны.
- Чтобы продукт нашего производства отвечал реальным запросам рынка, нужна постоянная актуализация планов, - уверен Дмитрий Медведев. - Для этого региональные и отраслевые планы должны быть приведены в полное соответствие, не стоит забывать и про порядок их учета и контроля. Нам очень важно обеспечить спрос на отечественную продукцию компании с государственным участием. Обращаю внимание, недавно было принято решение о заключении первого специального инвестиционного контракта. С новой формой партнерства с инвесторами связываются большие надежды. Нужно продумать, каким образом этот механизм будет развиваться. Очевидно, что для его реализации регионам, предприятиям нужны будут определенные стимулы. На сегодняшний день в парламенте рассматривается несколько законодательных инициатив. Они касаются налоговых преференций, возможности признания компании единственным поставщиком для целей госзакупок.

Выступление Дмитрия Медведева дополнил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. Он рассказал, что за прошлый год при активном участии бизнеса были реализованы отраслевые планы импортозамещения, которые включают 1730 проектов. На этот год запланирована реализация 423 проектов с общим объемом инвестиций порядка 300 миллиардов рублей. Кстати, с начала текущего года уже запущено 97 проектов.

Равнение на первых

Ярким примером импортозамещения стало новое производство магистральных насосов заводом ОАО «АК «Транснефть», которое основано на базе предприятия «Конар». Старт новому производству также дал Дмитрий Медведев в ходе своего визита в Челябинск.
- В России это первое предприятие полного цикла для создания подобного оборудования, - прокомментировал глава федерального правительства. - И это четкий пример избавления от импортной зависимости в нефтегазовом машиностроении, потому что практически все подобные насосы мы закупали за границей. Переход на российские технологии и оборудование в этой сфере способен дать серьезный масштабный эффект.
Проектная мощность предприятия — 180 насосов в год, план производства до 2020 года предполагает изготовление 758 штук.

Как рассказал главный инженер АО Транснефть-Нефтяные насосы» Александр Кунгуров, магистральные насосы будут применяться для перекачки нефти и нефтепродуктов на объектах компании «Транснефть», также и на самой нефтяной магистрали, которая проложена через всю Россию, в терминалах, на нефтеперерабатывающих заводах.
- Раньше нам приходилось закупать подобные насосы на Украине, за редким исключением — в Японии и Германии, - прокомментировал главный инженер компании. - Но из-за постоянных сбоев в поставках, которые доходили до 300 дней, под угрозой срыва были комплексные программы. Локализация производства магистральных насосов на территории России прекратит зависимость от импортных поставщиков. Уникальность данных насосов заключается в том, что они разработаны и сконцентрированы по специальным техническим требованиям, имеют повышенный КПД. Также обладают сниженной вибрацией и сниженным уровнем шума.
Стоит отметить, что до 2020 года на производство магистральных насосов уже заключены контракты, география поставок — от Дальнего Востока до Балтики.

Новое производство позволило создать дополнительно 244 рабочих места. Начиная 2016 года предприятие планирует отчислять в федеральный бюджет около 283 миллионов, в областную казну — не менее 127 миллионов рублей.

Общая стоимость проекта — 4 миллиарда 150 миллионов рублей.
Добавим, что предприятие было построено за год. Участники проекта — ОАО «АК «Транснефть», «Конар» и итальянская компания Termomeccanica Pompe.
Кроме того, в рамках уникального проекта уже в январе 2018 года будет запущен еще один завод — по производству электродвигателей из деталей и узлов.

В рамках своего рабочего визита на Южный Урал Дмитрий Медведев заложил первый камень в фундамент будущего предприятия, которое также будет строиться на базе «Конара». Мощность завода составит до 300 электродвигателей в год, планируемый годовой оборот — более десяти миллиардов рублей.
Добавим, что электродвигатели — неотъемлемая часть насосных агрегатов, а потому оба предприятия будут работать в тесном взаимодействии друг с другом.