Меню

Южноуральским предпринимателям рекомендуют решать споры через третейский суд

10.05.2016 11:45 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА
Как не потерять время на судебных разбирательствах? Споры предпринимателей можно решать быстрее!
Южноуральским предпринимателям рекомендуют решать споры через третейский суд
Фото Вячеслава НИКУЛИНА

Аванс уплачен, а товар так и не поступил на склад? Или наоборот: товар поставлен, а деньги за него все не поступают? Страшный сон любого предпринимателя! Поиск справедливости грозит отнять полгода и больше. Можно ли решать такие вопросы быстрее через третейский суд и что для этого нужно?

За ответом мы обратились к специалистам — представителям Первого арбитражного третейского суда. Его федеральная сеть насчитывает более 40 участков по всей стране, а два учреждения расположены в нашей области - в Челябинске и Магнитогорске. Заместитель председателя суда Екатерина Мурашова рассказала о специфике третейского суда.

- Екатерина Юрьевна, как давно Первый арбитражный суд работает в Челябинске?

- Здесь мы начали работу в октябре 2014 года. Правда, сейчас наше название звучит немного иначе: Первое арбитражное учреждение. Это связано с небольшими изменениями в законодательстве от 1 сентября 2016 г. Однако суть от этого не изменилась.

За месяц мы рассматриваем до 30 дел. Основной судейский состав — 30 человек. Это те, кто имеет два образования, аккредитован и за пределами РФ, подтвердил степень по крайней мере кандидата юридических наук.

- С какими делами можно обратиться в арбитражное учреждение/третейский суд?

- Спектр таких споров определяет законодательство. Если говорить в общем, то это конфликты между участниками экономических и договорных правоотношений. Это может быть неисполнение обязательств по поставке товара или его оплате, взыскание убытков или штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств.
Конечно, и в этой сфере есть ограничения: нам неподсудны споры в рамках трудового законодательства, споры о банкротстве и защите деловой репутации. Также любые дела, связанные с бюджетными средствами, решаются только в государственном суде, в том числе споры с налоговой и антимонопольной службами.

- Почему предприниматели обращаются в третейский суд, а не государственный?

- Я полагаю, главная причина — время. В государственном суде дело рассматривается пять-шесть месяцев, а иногда и больше. Это происходит в первую очередь из-за высокой загруженности инстанций. Кроме того, сейчас нередко бывает, что юристы стремятся не выиграть дело, затянуть процесс, оспаривая законные решения. Увы, такая практика имеет место. Из-за этого добросовестные контрагенты порой не могут получить свои средства на протяжении многих месяцев. А время — деньги. Тем более сейчас, в период кризиса. Подобные проволочки могут стать гибельными для бизнеса.

- А в арбитраже их не возникает?

- Арбитражный третейский суд может решать только узкий спектр вопросов, поэтому у нас споры рассматриваются гораздо быстрее. Иногда — это, конечно, минимальный срок — решение можно получить уже через четыре дня. Ни один государственный суд за такое время даже не начнет исковое производство. В любом случае обычный период решения спора в арбитражном учреждении — 7 — 14 дней. А решение имеет такой же вес, как и решение государственного суда. Поэтому добросовестные истцы зачастую предпочитают обращаться к нам. Кроме того, практически все зарубежные партнеры настаивают на третейском разбирательстве.

- Почему в международном предпринимательстве так принято?

- Сразу нужно заметить, что в таких странах, как, например, Израиль, США, Германия, 80 — 90% споров между бизнес-партнерами рассматривают в третейских судах. Это несколько непривычно для нас, но справедливо. Если вы с партнером ведете коммерческую деятельность, чтобы получить прибыль, — зачем же вмешивать в свои споры государство? Умеете заключать сделки без его участия — умейте и решать конфликты!
Но вопрос не только в привычке. Дело в том, что получать исполнительный лист в государственном суде нужно по месту жительства/нахождения ответчика. И если ответчик — гражданин или организация другого государства, то разбирательство и получение исполнительного листа превращается в настоящий кошмар, приходится проходить в два раза больше инстанций... Но третейский суд имеет право рассматривать споры между гражданами и организациями разных государств и принимать окончательные решения.

- Есть ли какие-то условия, которые нужно выполнить, чтобы решать вопрос в третейском суде?

- Да, такие условия есть. Необходимо соглашение сторон о том, что спор может быть разрешен не только в государственном суде, но и у нас – в конкретном арбитражном учреждении/третейском суде. Такой пункт можно заранее прописать в договоре при заключении сделки. Впрочем, если это не было сделано, стороны все равно могут по взаимному согласию доверить дело нам, даже если оно уже рассматривается в государственном суде. В этом случае им вернут госпошлину.

- А кто конкретно прибегает к третейскому суду? Может быть, приведете в пример ваших клиентов?

- В основном это предприниматели, в том числе крупные холдинги и банки, иностранные партнеры. Но назвать конкретные компании я не могу. Одно из правил арбитража — конфиденциальность. Судья не имеет права рассказывать о делах, которые он ведет, и предпринимателях-клиентах. Даже когда мы выкладываем графики заседаний, то не пишем, кто стороны-участники. Наверное, это тоже одна из привлекательных сторон третейского суда. Стороны могут сохранить свою деловую репутацию, если, конечно, честно выполнят решение суда.

- Есть ли что-то, что стоит знать об арбитражном суде?

- Сейчас важно отметить большие поправки от 1 июня 2016 г. в Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы. Они оговаривают обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Не все об этом знают, но досудебный порядок помимо претензии включает медиацию и третейский суд. А ведь третейский суд гораздо эффективнее. Он позволяет еще в досудебном порядке получить решение, равное по силе решению государственного суда.

- Ведь ожидаются и другие изменения в законы?

- Верно, с 1 сентября произойдет некоторое ужесточение правил. Открыть третейский суд станет намного сложнее, а учреждения, которые уже работают, должны будут пройти аккредитацию. Многие «карманные» суды не смогут подтвердить свои полномочия. Но мы в своих позициях уверены. Первое арбитражное учреждение работает активнее всех в регионе. У нас нет ни одного отказа в получении исполнительного листа, и мне приятно было слышать от клиентов, что в государственных органах у нас хорошая репутация.