Меню

«История российского предпринимательства» свяжет нить поколений

14.06.2016 11:55 - автор Оксана ВЕЛИКАЯ
Две представительницы Южного Урала — студентка 2-го курса Челябинского педагогического университета и ученица 10-го класса гимназии № 96 города Челябинска — стали призерами Второй всероссийской олимпиады (студенческой и школьной соответственно) по истории российского предпринимательства. Дарья заняла четвертое место, а Карина — третье. Олимпиада проходила в рамках федерального совместного проекта бизнес-объединения «Деловая Россия» и Российского исторического общества «История российского предпринимательства». К слову, в Челябинской области этот проект реализуется уже два года и набирает обороты.
«История российского предпринимательства» свяжет нить поколений
Фото Наиля ФАТТАХОВА

- Тема бизнеса и предпринимательства с одной стороны новая, а с другой — вечная, как мир. Если брать понятие предпринимательства, то многим кажется, что оно началось вместе с историей новой России в 1991 году, хотя на самом деле это не так. Даже при советской системе было предпринимательство: были различные магазины, закупы у населения, продажи, базары, рынки. В период Ленина был НЭП. При Сталине имели широкое распространение артели, в которых люди за вознаграждение организовывали добычу, например, золота. И эта непрерывная нить, как часть истории, связывающая нас с предками, которые создавали блага, проявляя свою предпринимательскую инициативу и передавая все последующим поколениям. Хочется, чтобы наша молодежь как минимум знала об этом, но лучше, чтобы опиралась на этот исторический опыт, - начинает разговор о значимости темы предпринимательства председатель Челябинского отделения «Деловой России» Константин Захаров.

++NAIL4745.jpg

Каждый год среди молодежи проходят опросы на тему, кем они хотят стать в будущем. Спрашивают и о желании стать предпринимателями. Однако, к сожалению, наши дети-школьники зачастую видят свое будущее не в сфере производительной деятельности, а в сфере обслуживания. Некоторые даже мечтают стать чиновниками. Но все социальные сферы основываются на созидателях, в том числе и предпринимателях.

- Проект «История российского предпринимательства» стартовал уже более двух лет назад и как раз направлен на решение трех главных задач - восполнение белых пятен, которые есть в нашей истории. Например, из истории советского периода с его идеологией предпринимательство вычеркнуто, как будто его никогда и не было. Вторая задача — стимулировать нашу молодежь, обратить ее внимание на этот вид деятельности и расположить к нему. Третья цель — изменить отношение общества к предпринимательству. Сегодня оно скорее отрицательное, чем положительное, и это тоже наследие прошлого, которое досталось нам из советской эпохи. И его укрепили некоторые отрицательные примеры из нашей действительности, - продолжает Константин Захаров. - На самом деле предпринимательство — очень широкое понятие. Им занимаются и могут заниматься большое количество людей, и нам хочется показать эту сферу с другой, положительной стороны, в том числе с поддержкой молодого поколения.

Министерство образования и науки Челябинской области поддержало проект «История российского предпринимательства». С их помощью в нескольких школах, ставших экспериментальными площадками, весь прошедший учебный год проходили занятия по изучению истории предпринимательства в России и на Южном Урале в частности.

Кроме того, научные сотрудники Челябинского государственного краеведческого музея разработали для школьников экскурсионный маршрут по имеющейся музейной экспозиции, рассказывающий об истории предпринимательства и меценатства на Южном Урале. Учащиеся 5 – 11-х классов челябинских школ с большим удовольствием посещали эти экскурсии.

- Краеведческий музей уже два года участвует в реализации проекта «История российского предпринимательства». Это очень интересный проект, поднимающий большую и важную тему, о которой когда-то нужно было начинать говорить. В рамках проекта был разработан специальный маршрут — экскурсия по экспозиции Челябинского краеведческого музея, которая так и называется «История российского предпринимательства. Южный Урал» и рассказывает, как развивалось предпринимательство на Южном Урале. Наши экскурсии посетило несколько сотен школьников. Это хороший проект, мы его поддерживаем, и я надеюсь, что и впредь будем продолжать экскурсионно-выставочное направление на базе краеведческого музея, - говорит заместитель директора по научно-исследовательской работе Челябинского государственного краеведческого музея Николай Антипин.
Также, по словам Николая, краеведческий музей участвовал в проведении конкурса детских исследовательских краеведческих работ, название которого соответствует названию проекта «История российского предпринимательства. Южный Урал».

++NAIL4739.jpg

- Мы принимали работы учащихся с 5-го по 11-й класс. Благодаря министерству образования мы широко распространили сведения о проведении конкурса, и школы области приняли в нем очень активное участие. Очень многих ребят интересовала тема современного предпринимательства, - отметил представитель музея.
Как рассказал региональный руководитель проекта «История российского предпринимательства», член бизнес-объединения «Деловая Россия» Александр Богрянцев, помимо вышеперечисленного проводилось большое количество конкурсов, связанных с темой предпринимательства. Например, конкурс рисунков и видеороликов «Я — предприниматель». А в конце апреля в Челябинске прошел первый областной форум «Золотые страницы предпринимательства», собравший учителей, историков, краеведов, студентов и школьников для обмена опытом и знаниями, накопленными за два года реализации проекта.

++NAIL4748.jpg

- Также неделю назад в Государственной Думе РФ проходила выставка «Золотые страницы предпринимательства», где был представлен Южный Урал и Санкт-Петербург. На эту выставку пригласили Владимира Жириновского. Познакомившись с экспозицией, он выразил удивление, что сегодня занимаются темой истории предпринимательства в России, и рассказал, что его дед был предпринимателем и у него была фабрика по изготовлению изделий из дерева. Владимир Вольфович был очень удивлен, что и его деда представили на выставке. Он решил информационно поддержать наш проект, - рассказывает Александр Богрянцев.

На следующий год региональный руководитель проекта планирует создание единого методического материала для учителей и преподавателей и распространение занятий по истории российского предпринимательства в более широких масштабах.
Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов отметил, что курс по истории российского предпринимательства уже некоторыми элементами вошел в образовательный процесс.

++NAIL4758.JPG

- Есть такое понятие, как «образовательная программа», которая включает в себя не только федеральные государственные образовательные стандарты, но и дополнительные образовательные модули в рамках образовательной программы «Школа». Никто не мешает педагогическим коллективам заниматься с детьми изучением истории предпринимательства. Сейчас это свободная воля любой образовательной организации. Другое дело, что, наверное, к этому должны быть все готовы и морально, и материально, и кадрово. Здесь не нужно торопиться, а поступательно, планомерно делать нужные шаги, чтобы не испортить ту работу и те результаты, которых удалось добиться за эти два года, - говорит министр.
Также Александр Кузнецов обратил внимание на значимость проекта и рассказал, как еще в Челябинской области формируется мода на предпринимательство.

- Проект «История российского предпринимательства» очень значимый, направленный на формирование соответствующего понимания, менталитета молодого поколения, их отношения к предпринимательской деятельности. Я бы хотел поздравить девушек - призеров всероссийской олимпиады по истории российского предпринимательства с успешным выступлением. Кроме того, буквально на прошлой неделе наши студенты Российско-британского института управления стали победителями национального чемпионата World Skills в номинации «Предпринимательство». Кроме того, у нас в области уже много лет в сотрудничестве с ЮУрГУ развивается проект «PM Cup», в котором участвуют школьники и предлагают свои предпринимательские идеи. Это движение сейчас тоже нарастает. Конечно, нельзя обойти вниманием федеральный проект «Ты - предприниматель». Этот комплекс усилий нацелен на то, чтобы у нас формировался средний предприимчивый класс общества, который бы не ставил в зависимость наше благосостояние и благосостояние страны от каких-то внешнеэкономических явлений и социально-экономических перепадов. И чтобы каждый человек не чувствовал своей жесткой зависимости от действий государства, как это было в советские годы, чтобы каждый ковал свою судьбу сам. Если мы сумеем сформировать у нашей молодежи представление, что каждый ответственен за свою судьбу сам и может своими собственными усилиями создать благо для себя и окружающих за счет своей предприимчивости, то мы многого добьемся, - уверен Александр Кузнецов.

Историю предпринимательства нужно изучать в школе

Конечно, одним из главных мероприятий федерального проекта «История российского предпринимательства» являются всероссийские студенческие и школьные олимпиады. В этом году они проходили уже второй раз и традиционно в два этапа. На региональном туре первой среди студентов стала студентка второго курса исторического факультета ЧГПУ Дарья Додарбекова, а среди школьников лучшим знатоком истории предпринимательства в регионе была признана ученица 10-го (теперь уже 11-го) класса гимназии № 96 Карина Шайхисламова. На всероссийской олимпиаде девушки получили награды за четвертое и третье места соответственно.

++NAIL4735.jpg

- Готовиться было непросто, потому что информации очень много, и я не ожидала, что у нас в России есть столько великих имен предпринимателей. В школе мы этого не учили, - рассказывает Дарья Додарбекова. - Я нашла учебник по истории предпринимательства и готовилась по нему. Очень помог и официальный сайт проекта «История российского предпринимательства». На нем размещены достойные статьи о предпринимателях, их портреты. Было тяжело, но интересно. Я узнала для себя много нового и полезного. Как будущему преподавателю истории мне будет что рассказать детям. Этот проект показал мне всю значимость истории предпринимательства и то, что нужно этот компонент, может быть, небольшими частями, но вводить в школьные уроки истории.

++NAIL4755.jpg

Карина Шайхисламова при подготовке к олимпиаде тоже использовала большое количество литературы:
- Я читала учебники по истории и краеведению. Мы не знали, каких заданий можно ожидать, что будет. Я узнала очень много нового. Считаю, что историю предпринимательства в России обязательно нужно изучать в школе. Важно знать и помнить людей, которые внесли такой большой вклад в развитие нашей страны.

Кстати, Дарья Додарбекова уже успела побывать в Москве и получить свою заслуженную награду.
- Нас награждали в Ореховом зале Госдумы, было здорово побывать там. Все происходило очень быстро: сначала олимпиада (она проходила в МГУ. — Авт.), а на следующий день уже награждение. В начале задания мне показались достаточно сложными, я думала, что не очень хорошо справилась с ними, и не ожидала, что займу четвертое место. Сначала даже не верилось во все происходящее. Я осмыслила всю значимость этого события в моей жизни, наверное, только уже в самолете по пути домой. Мне очень понравилось. Я запомню этот момент на всю жизнь, - признается Дарья.

Карине Шайхисламовой путешествие в Москву только предстоит. Награждение победителей Всероссийской школьной олимпиады по истории российского предпринимательства состоится 10 июня.